Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок по окружающему миру по теме "Ни разу не побежденный. А.В. Суворов" (4-й класс)

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цель урока: познакомить с личностью А.В. Суворова и значением его деятельности в истории России.

Задачи урока:

Воспитывающие:

  • воспитывать чувство патриотизма;
  • способствовать формированию чувства гордости за свою страну и благодарность великим людям, служившим России;
  • прививать интерес и любовь к истории и историческим личностям;
  • способствовать выявлению творческих способностей.

Обучающие:

  • познакомить с краткой биографией великого полководца А.В. Суворова;
  • обобщить и закрепить знания учащихся о Петре1 и М.В. Ломоносове;
  • сформировать представление о военном искусстве 18 века;
  • объяснить значение воинским званиям (капрал, генераллисимус);
  • формировать историческое мировоззрение;
  • познакомить с памятными местами Петербурга, связанные с именем полководца;

Развивающие:

  • развивать устную речь;
  • способствовать формированию творческих способностей учащихся;
  • развивать внимание, наблюдательность, память;
  • развивать у учащихся навыки анализа документов;
  • совершенствовать умения выделять самое главное, делать выводы.

Оборудование к уроку.

1. Карточки.

  • с индивидуальными заданиями;
  • для игры “историческое лото”.

2. Слайды.

3. Раздаточный материал.

  • план (на каждого ученика)
  • иллюстрации солдат (для каждой группы)
  • иллюстрации одежды и оружия (для каждой группы)

4. Толковый словарь Ожегова (для каждой группы)
5. Листы с заповедями А.В.Суворова (для каждой команды)
6. Заготовленные листы для самостоятельной работы.
7. Учебник.
8. Книги о Суворове.
9. Экран и мультимед. оборудование.

План урока

1. Орг. Момент.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять, и
Интересное узнать.

2. Повторение изученного материала.

  • О жизнедеятельности каких великих людей мы узнали на уроках окружающего мира?
  • Давайте вспомним, какую роль сыграли и чем прославились эти великие исторические личности в истории России.
  • Для этого вы должны выбрать одного человека из команды, который подготовит ответ на вопрос.

а) Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка №1. Какие реформы провел Петр1?
Карточка №2. Чем знаменит М.В.Ломоносов?
Карточка №3. Какие человеческие качества объединяют двух великих людей Петра 1 и М.В. Ломоносова?

б) Игра “историческое домино”.

Пока ребята готовят ответы, мы с вами поиграем в игру “историческое домино”. У каждой команды на столах лежат карточки. Ваша задача составить верную цепочку из карточек и составить небольшой рассказ по данным опорным словам. Работайте дружно, помогая, друг другу.

Набор карточек №1

Набор карточек №2

Набор карточек №3

Проверка выполнения задания.

- Теперь каждая команда выйдет с расставленными верно карточками и расскажет, как они связаны между собой.

Проверка индивидуальной работы учащихся.

3. Изучение нового материала.

а) Сообщение темы и задач урока.

  • Сейчас мы с вами вспомнили о деятельности Петра1, сделавшего Россию великой русской державой; М.В. Ломоносова, который внес огромный вклад в развитие науки.
  • А сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной выдающейся личностью в истории России, прославившего русское военное искусство – с великим полководцем Александром Васильевичем Суворовым.
  • Тема нашего урока “Русское военное искусство. Ни разу не побежденный А.В. Суворов”
  • Главная задача нашего урока – познакомится с личностью А.В.Суворова, его заслугами и значением в истории.
  • Работать будем по плану.

б) Знакомство с планом.

План.

  1. Биографические сведения.
  2. Оружие и обмундирование суворовского времени.
  3. Книга “Наука побеждать”.
  4. Взятие крепости Измаил.
  5. Награды.
  6. Память о Суворове.

- У вас на столах лежат планы, которые помогут нам в работе на уроке.

в) Рассказ учителя.

- Прочитай первый пункт плана.
- О чем будем говорить?
- О краткой биографии великого русского полководца расскажет ученик, который подготовил небольшое сообщение.

г) Работа с учебником.

- Откройте учебник, страница 103, найдите и прочитайте 2 абзац.

  • Каким ребенком был А.В.Суворов?
  • Что он делал для того, чтобы быть здоровым, сильным, выносливым?
  • Сколько лет было Суворову, когда он начал службу?
  • Сколько прослужил Суворов?
  • С какого воинского звания начал службу А.В.Суворов, и какого звания был удостоен за свои победы?

д) Работа с толковым словарем

  • Какие звания встретились вам в тексте? (капрал, генералиссимус)
  • Давайте найдем в словаре Ожегова значение этих слов.
  • Запишите краткое определение данных слов в тетради.
  • Какой вывод можете сделать о воинском пути Суворова?

Запишите в план главные сведения о биографии Суворова.

е) Работа по плану.

  • Переходим к следующему пункту плана. Прочитайте его.
  • А кто знает, во что одевались солдаты суворовского времени?
  • От чего зависел цвет мундира?
  • Какой головной убор носили солдаты?
  • Сейчас мы узнаем, каким оружием пользовались солдаты, офицеры и сам Александр Васильевич Суворов. Будьте внимательны.

Просмотр отрывка об оружие суворовского времени.

  • Назовите основное оружие русской пехоты.
  • Для чего был нужен штык на ружье? Что говорил об этом А.В.Суворов?
  • Какое оружие было самым мощным?
  • Какое оружие Суворова вы увидели во фрагменте?

Практическая работа игра “Одень и снаряди солдата”

  • Сейчас вы попробуете одеть и снарядить солдата суворовского времени. Для выполнения этого задания на столах вы найдете иллюстрацию солдата. Оружие и одежду.

1 команда будет снаряжать офицера;
2 команда пехотинца;
3 команда артиллериста.

  • Работаем дружно, каждый член команды будет прикреплять по одному предмету.
  • Начали работу.
  • Теперь один из команды выйдет к доске и расскажет кого они снаряжали какую одежду и оружие подобрали. (Иллюстрации вывешиваются на доску)
  • Запишите в план основное оружие суворовского времени и оружие, которым пользовался сам Суворов.

Физкультминутка

- Теперь солдаты могут пойти в бой, а мы с вами отдохнуть.

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Вправо, влево повернись
Выше, выше потянись
Руки в стороны, вперед
Раз наклон и два наклон
Пошагаем дружно…Стоп!

Работа с дополнительной литературой

  • Переходим к следующему пункту плана. Прочитайте его. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?
  • Суворов много размышлял о военной службе. Он считал: раз воюешь, должен побеждать, и ценил солдата умного, находчивого. Суворов создал свою систему взглядов на способы ведения войны и боя, воспитания и обучения войск. Его главной стратегией было наступление. Он не проиграл ни одного сражения. Он оставил нам книгу, которая называется “Наука побеждать”
  • Сейчас вы прочитаете отрывок из этой книги, где записаны 10 заповедей А.В. Суворова, обращенную к солдатам.
  • Назовите основные заповеди.
  • Какие крылатые выражения Александра Васильевича Суворова используются в нашей речи?

Тяжело в учении, легко в бою.

Ученье свет, а неученье – тьма.

- Как вы понимаете смысл слов полководца?

Работа над картиной В. Сурикова “Переход Суворова через Альпы”

  • Солдаты боготворили Суворова, очень его любили и уважали. Обращаясь к солдатам, он называл их русскими богатырями, а они его отцом-батюшкой. Суворов делил со своими солдатами и офицерами все тяготы походов и сражений. Это особенно проявилось в знаменитом переходе через Альпы.
  • Давайте рассмотрим картину В.Сурикова “Переход Суворова через Альпы”
  • Что мы видим на картине?
  • Кто возглавляет переход?
  • Легко ли совершить такой переход? В чем сложность?
  • Почему солдаты улыбаются?
  • За что, как вы думаете, солдаты любят и уважают полководца?

Запишите в плане крылатые выражения А.В.Суворова .

  • Назовите следующий пункт плана.

- Много побед было в жизни великого полководца и ни одного поражения. Особенно яркой победой стало взятие неприступной крепости Измаил. Сейчас мы посмотрим видеофрагмент о взятии этой крепости А.В.Суворовым.

Просмотр видеофрагмента.

  • Кто стал комендантом крепости?
  • Что произошло с защитниками крепости?
  • Кто выжил по преданию?
  • Какое новаторство при штурме крепости Измаил применил Суворов?

Переходим к следующему пункту плана.

  • Как вы считаете, за что дают награды?
  • За что мог бы получить награды А.В.Суворов?
  • Мы с вами побывали в музее А.В.Суворова, где мы видели в главном зале все награды великого полководца. Посмотрим небольшой фрагмент, и вспомним, какими наградами и за что был награжден Суворов.

Просмотр видеофрагмента.

  • Сколько лет было Суворову, когда он получил свою первую награду?
  • Какая награда является самой значимой?

Запишите в своем плане самые важные награды А.В.Суворо