Итоги преобразовательной деятельности Петра I

Разделы: История и обществознание


Цели:

  1. Для учащихся: получение личностного опыта совместной деятельности по изучению итогов преобразовательной деятельности Петра 1.
  2. Для учителя: создание условий для организации познавательной деятельности учащихся по выполнению учебных задач.

Задачи:

  1. Назвать проблемы, стоящие перед царем в начале правления.
  2. Определить и проанализировать итоги реформ Петра 1.
  3. Определить и аргументировать отношение разных сословий к преобразовательной деятельности Петра 1
  4. Проследить связь между причинами и итогами реформ Петра 1.

Предметный материал: Реформы Петра 1.

Методологический анализ учебного материала.

В течение 16-17 вв. Российское государство стало крупнейшим многонациональным православным государством, но так и не смогло стать великой европейской державой, получить выход к торговым морям. За это время Россия пережила реформы Избранной рады и опричнину Ивана Грозного, Смутное время, переход от сословно-представительной к самодержавной монархии при первых царях династии Романовых. В 16 вв. в экономике и общественном устройстве России 16 в. господствуют черты аграрного общества, а с середины 17 в уже заметно усиливается западноевропейское влияние на разные стороны российской жизни. В стране укрепился сословный строй, оформилось самодержавие и крепостное право. И в то же время в государственном устройстве и мировоззрении подданных уживались черты, близкие как западной, так и восточной цивилизации, проникают европейские традиции.

Настоящий переворот в развитии России произошел в ходе реформ Петра 1. С одной стороны, Россия стала активно перенимать и даже копировать европейские порядки, а с другой – в ходе реформ в стране даже усилились самодержавие, сословный строй, крепостное право, которые на Западе уже разрушались. Противоречивое наследие Петровских реформ определило сложное развитие России в 18 в.

В традиционном учебнике Истории России (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, Дрофа, 2003) учебный материал излагается по плану: экономическая политика Петра 1, реформы государственного аппарата, реформы местного и городского управления, упразднение патриаршества. Он может изучаться в ходе работы с текстом и составления учащимися текстовой таблицы “Преобразования Петра 1”, либо подготовкой сообщений по отдельным направлениям реформ с последующим обсуждением значения этих реформ для России.

Знания и умения учащихся:

К моменту проведение данного учебного занятия учащиеся уже знают понятия: реформа, сословие, дворяне, бояре, аграрное общество, самодержавие, поместье, крепостное право, сословно-представительная и самодержавная монархия; изучили реформы Ивана 3, Ивана 4, Алексея Михайловича, особенности сословного строя 16-17 вв., особенности экономического развития России в 16-17 вв. У них сформированы навыки: работы с историческими документами, анализа и сравнения явлений и событий, определения причин и итогов событий.

Затруднения вызывают: задания, требующие построения логических выводов при определении причинно-следственных связей событий, сравнения исторических процессов во времени, нахождения их отличительных особенностей, определение итогов в условиях четко обозначенных позиций, поиск необходимых аргументов для подтверждения позиции.

На занятии учащиеся могут:

1. Расширить (на более глубоком уровне) понимание известных понятий: реформа, сословие, дворяне, бояре, аграрное общество, самодержавие, поместье, крепостное право, сословно-представительная и самодержавная монархия;

2. Проследить причинно-следственные связи:

  • Между необходимостью проведения реформ и их итогами;
  • Между реформами в России 16-17 вв. и преобразованиями Петра 1;
  • Изменений в положении сословий в 17 и нач.18 в.;
  • Целями, средствами проведения и результатами преобразований;
  • Между проводимыми реформами и изменениями в положении сословий.

3. Сформулировать личностное отношение к изучаемой проблеме.

Форма проведения: коллективная и групповая работа. Учащиеся делятся на 5 групп.

Возможные приращения в знаниях учащихся:

  • самоопределение учащихся, понимание собственной позиции по отношению к изучаемой проблеме
  • умение планировать деятельность в созданной учителем ситуации на уроке
  • способность конструировать ответ и выстраивать аргументы
  • формирование способностей и культуры межличностной коммуникации
  • способность отбирать и анализировать необходимую информацию
  • способность осуществлять практические действия в группе
  • способность находить причинно-следственные связи
  • способность представить себя в роли представителя сословия и рассуждать с этой позиции.

Тип содержания образования:

Изменение типа содержания образования предполагает новый уровень профессионализма учителя - освоение мыследеятельностного образовательного пространства. Использование мыследеятельностной технологии организации учебного процесса позволяет: осуществлять на уроках приемы усвоения учащимися определенных способов решения учебных задач; анализировать уровень приращения в знаниях и способах деятельности учащихся. Задача педагога состоит в том, чтобы спроектировать педагогические условия, позволяющие передать учащимся наряду с системой научных фактов предметного материала, способы различных видов мышления коммуникации и деятельности. Новые технологии обучения предполагают отход от установки на запоминание и воспроизведение предметного материала при помощи образца или алгоритма и переход к использованию мыслительных ситуаций учения-обучения. Педагог должен уметь создавать учебные ситуации или сценарии занятий, при которых учащиеся могут демонстрировать образцы своего мышления, выявлять и преодолевать собственное незнание или непонимание, попадать в ситуацию затруднения и поиска решения, конструирования собственного понимания предметного материала, участия в межличностной коммуникации. Ученик осознает недостаток своих знаний, определяет для себя задачу, совершает путь переоткрытия знаний, осваивает новые способы деятельности: самостоятельно ставить вопросы и искать на них ответы. Работа с данным типом содержания представляет трудность для учителя, т.к. невозможно составить четкий план урока и предположить ход и результаты учебного занятия. Трудность для учащегося состоит в том, что знания в учебниках представлены в готовом виде и необходимо осуществить такую деятельность, чтобы самостоятельно пройти путь поиска необходимого знания.

Ход занятия

Этап 1. Задание 1-а (для всех групп).

Назовите с какими проблемами столкнулся царь Петр 1 в начале своего правления?

Предполагаемые ответы: отсутствие выхода к морям, отсутствие внешней торговли и культурных связей, слабость армии, отставание в экономическом развитии, отсутствие металла, принудительный труд крепостных, низкая урожайность сельского хозяйства, нехватка денег, небольшое количество мануфактур.

Задание 1-б.

Определите итоги экономических и государственных преобразований Петра 1.

(Обсудите в группах, ответы запишите в таблицу).

Таблица №1. Итоги преобразований Петра 1. Приложение№1

Возможные затруднения учащихся: предполагается, что учащиеся определяют только положительные итоги реформ, руководствуясь знанием проблем, стоящих перед страной и их значимостью для государства, и не отражают влияние реформ на положение сословий в России нач.18 в.

Этап 2.

Формирование групп проводится в форме жеребьевки.

Группа № 1. Дворяне.
Группа № 2. Бояре.
Группа № 3. Крестьяне.
Группа № 4. Духовенство.
Группа № 5. Горожане.

Задание 2-а.

Представьте себе, что встретились вместе представители разных российских сословий нач.18 в.: родовитые бояре, духовенство, крестьяне, горожане, дворяне. Между ними завязался спор об итогах реформ царя Петра 1.

  1. Выскажите суждения об отношении определенного сословия к реформам Петра 1.
  2. Какие реформы вызвали их одобрение или недовольство?
  3. Для участия в споре выберите 1 представителя группы.
  4. Результаты обсуждения зафиксируйте письменно в виде схемы, таблицы или ключевых выводов по позициям:

Таблица №2. Приложение №2. Отношение к преобразованиям Петра 1 различных сословий.

Предполагается: учащиеся столкнутся с трудностями в определении итогов реформ, рассуждая с позиции определенного сословия. Для выполнения задания необходимо вспомнить:

  • Как реформы, проводимые в России в 16-17, повлияли на развитие страны и положение населения?
  • Сравнить, что представляли собой сословия 16-17 вв. и определить, что изменилось в положении сословий при Петре в результате его реформ?
  • Как связаны между собой цели, средства проведения и результаты реформ?

Учащиеся могут пользоваться Хрестоматией для 7 кл. по Истории России 16-18 вв. Материалами Приложения № 3.

Этап № 3.

Представители групп занимают место за отдельным столом, начинается спор с позиции сословий.

Задание № 2-б.

Все остальные учащиеся в группах слушают участников спора и фиксируют в таблице №3: в чем позиции сословий совпадают, а в чем расходятся.

Таблица №3. Отношение к преобразованиям Петра 1 различных сословий.

После завершения дискуссии, группы представляют свои выводы.

Этап №4. (для всех групп).

Поставьте себя на место российского царя, который случайно услышал этот спор.

  • Какие выводы он мог бы сделать, услышав этот спор?
  • Мог бы царь с кем-то согласиться и что-то изменить в своей политике?

Обсуждение в группах и сообщение выводов.

Этап №5. Рефлексия. Подведение итогов.

Учащиеся определяют свое понимание решения проблемы урока.

Задание № 3

Выберите наиболее верный, на ваш взгляд, вариант ответа и напишите 3 аргумента “За”.

Таблица №4. Рефлексия. Петровские преобразования. Приложение 4.

Заключительное слово:

Урок можно закончить словами эпиграфа к уроку. Данный прием может способствовать пониманию того, что итоги преобразований Петра 1 однозначно определить очень трудно, эта проблема является дискуссионной для большинства историков.

О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

А.С. Пушкин

Домашнее задание. Попробуйте сочинить свою подпись к памятнику Петру 1 Фальконе в Петербурге.