Использование функциональных возможностей интерактивной доски на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Уже общепринято, что мультимедийные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку. Но в отличие от мультимедийного проектора интерактивная доска не просто позволяет отобразить мобильную информацию, является не только средством визуального сопровождения урока, но и дает возможность включить учащихся в диалоговый режим обучения. Взаимодействие с интерактивной доской больше походит на диалог с партнером, чем на ряд монологических высказываний с возможностью печатать текст или продемонстрировать картинку. Интерактивная доска дает возможность перемещать объекты, менять их свойства (увеличивать, уменьшать, разворачивать). На доске мы имеем не просто изображение, мы можем его “оживить” и комментировать происходящий процесс.

SMART-board, действительно, является невероятно гибким и удобным инструментом для записи, отображения и анализа информации любого формата, дает возможность работать с электронной картой, схемой, рисунком, картинкой.

Имея уже достаточный опыт работы с интерактивной доской, мы, преподаватели иностранного языка, определили для себя ее несомненные преимущества:

  • работа с доской в полной мере позволяет реализовать принцип наглядности;
  • яркие и привлекательные материалы коллекции воспитывают в детях эстетический вкус;
  • интерактивные возможности доски позволяют снять трудности в процессе монологического высказывания;
  • возможность вырезать и стирать объекты с экрана, копировать и вставлять их, отменять или возвращать действия придает учащимся больше уверенности: они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад, что-то изменить или исправить.

В этой связи использование функциональных возможностей интерактивной доски видится нам наиболее целесообразным в работе с грамматическим аспектом языка. Введение и закрепление грамматического материала существенно облегченно, если применяются SMART-технологии.

Учащиеся имеют возможность моделировать грамматические конструкции, составлять предложения, менять порядок слов в предложении. Иными словами, возможность анимации, перемещение объектов, изменение и выделение наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта позволяют задействовать визуальные, аудиальные, а также кинестетические каналы усвоения информации, что особенно актуально для учащихся средних классов, для которых именно кинестетический способ восприятия информации является более эффективным.

Возможность игровых элементов на уроках с применением SMART-board делает уроки ярче, значительно повышает уровень мотивации учащихся, их заинтересованность в предмете.

Наш опыт показывает: такие уроки производят необычайно яркое впечатление на учащихся, новая информация усваивается значительно быстрее. Но самое главное:-SMART-уроки вызывают восторг у всех возрастных групп школьников, позволяют создать творческую атмосферу на занятии.

Мы предлагаем примерные план-схемы уроков с использованием SMART-board. Любой творческий учитель может взять их за основу и разработать свой урок с учетом конкретных учеников, их способностей и возможностей. Таким образом, SMART-board на уроках иностранного языка – это еще и одно из средств реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку.

Урок немецкого языка во 2 классе

НАШИ ЛЮБИМЫЕ ЗАНЯТИЯ.

Цель: познакомить учащихся со структурой и порядком слов простого повествовательного предложения.

Задачи:

  1. Развивать умение слушать текст с извлечением заданной информации.
  2. Формировать умение называть действие и его признак.
  3. Развивать умение использовать изученный материал при построении собственных высказываний.
  4. Развивать навыки чтения с полным пониманием прочитанного.
  5. Формировать навыки работы со Smart board.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, Smart board.

План урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
1 Организационный момент Приветствует учащихся. Объявляет тему ,формулирует задачи урока. Приветствуют учителя. Воспринимают информацию. 1
2 Восприятие иноязычной речи на слух. Читает стихотворение, в котором есть знакомые учащимся глаголы. а) Слушают, называют знакомые глаголы в порядке очередности.

б) Записывают эти слова на доске, выделяют части слова.

9
3 Предъявление нового материала. Постановка задачи по грамматике. Предлагает учащимся выполнить задания с использованием интерактивной доски. Выполняют задание. 10
4 Формирование умений и навыков работы с интерактивной доской. Демонстрирует возможности Smart board при построении предложений. Выполняют лексико-грамматическое задание на интерактивной доске. 15
5 Постановка задачи по чтению. Предлагает прочитать текст и заполнить пропуски. Выполняют задание, комментируя свои действия. 7
6 Подведение итогов урока. Дает оценку деятельности учащихся.Подводит итоги. Воспринимают информацию. 2
7 Объяснение домашнего задания. Дает рекомендации по выполнению домашнего задания. Записывают домашнее задание. 1

Содержание урока.

Учитель приветствует учащихся, формулирует задачи урока, предлагает учащимся прослушать стихотворение, в котором есть знакомые им глаголы. Ученики слушают, называют эти слова, далее записывают их на доске с помощью фломастера, выделяя разным цветом корень и окончание. Затем учащиеся работают у доски в парах: один называет личное местоимение, второй дописывает к корню соответствующее личное окончание. Таким образом, учащиеся повторяют спряжение глаголов в Prasens.

Далее учитель переходит к объяснению нового материала. Учащимся предлагается передвигать члены предложения (они набраны разным цветом). Делаются выводы о порядке слов в повествовательном предложении.

Для закрепления полученных знаний выполняется задание на построение предложений из данных слов и частей слов. Возможности интерактивной доски позволяют в игровой форме развивать лексико-грамматические навыки учащихся.

На завершающем этапе урока выполняется упражнение по чтению текста с подстановкой.

Подводятся итоги урока, выставляются оценки, комментируется домашнее задание.

Приложение 1.

Урок немецкого языка в 6 классе

МЫ ДЕЛАЕМ ПОКУПКИ.

Цель: познакомить учащихся с лексическими единицами и идеоматическими выражениями по теме “Покупки”

Задачи:

  1. Развивать навыки аудирования по теме.
  2. Совершенствовать грамматические навыки. Спряжение и употребление модальных глаголов.
  3. Развивать навыки письма по теме с употреблением модальных глаголов
  4. Сформировать навыки работы со Smart Board.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, Smart Board.

План урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
1 Организационный момент Приветствует учащихся, формулирует задачи урока Воспринимают информацию 3
2 Аудирование Предлагает прослушать текст по теме. Ставит вопросы Слушают текст 2 раза 7
3 Обсуждение текста Повторяет вопросы, акцентируя внимание на порядке слов в вопросительном предложении Отвечают на вопросы. Составляют связанное высказывание 5
4 Формирование умений и навыков работы с интерактивной доской Показывает возможности интерактивной доски Наблюдают за действием учителя. Повторяют предлагаемые операции 5
5 Повторение грамматического материала (модальные глаголы) Предлагает выполнить грамматические задания с использованием интерактивной доски Выполняют задания, комментируя свои действия 20
6 Подведение итогов Подводит итоги урока. Оценивает деятельность учащихся. Объясняет домашнее задание Принимают участие в обсуждении урока. Записывают домашнее задание 5

Содержание урока.

Учитель приветствует учащихся, формулирует задачи урока. Учащимся предлагается прослушать текст по теме “Покупки”, в котором есть как знакомая лексика, так и новая, в том числе идеоматические выражения. Учитель предлагает вопросы к тексту. Ученики слушают текст 2 раза. Учитель повторяет вопросы, акцентируя внимание на порядке слов в вопросительном предложении. Учащиеся отвечают на вопросы по одному. Далее им предлагается составить устное высказывание, употребляя слова и выражения, услышанные в тексте. Далее учитель демонстрирует возможности интерактивной доски. Несколько учеников повторяют действия за учителем. Затем учащиеся выполняют грамматические задания у доски, перемещая окончание модальных глаголов, местоимения, составляя предложения. Для закрепления полученных знаний учащимся предлагается выполнить самостоятельное задание по написанию предложений на интерактивной доске с использованием грамматических и лексических единиц по теме. При подведении итогов ученики принимают участие в обсуждении урока. Учитель выставляет оценки, комментирует домашнее задание.

Приложение 2.

Урок французского языка в 6 классе

ПРИЯТНОГО АППЕТИТА.

Цель: развитие лексико-грамматических навыков по теме “Nos repas”.

Задачи:

  1. Обогащение активного словаря учащихся по теме.
  2. Развитие навыков чтения, письма.
  3. Систематизация грамматических навыков по теме Article partitif.
  4. Развитие навыков владения мультимедийным оборудованием.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

План урока

  Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Инициализация урока Приветствует учащихся, формулирует задачи урока Приветствуют учителя
2 Систематизация лексико-грамматических навыков по теме Article partitif Предлагает учащимся выполнить задания с использованием интерактивной доски.

Слайд 1,2,3,4

Выполняют задания на доске и в тетради, отвечают на вопросы
3 Совершенствование навыков чтения Предлагает прочитать текст, объясняет задание по пройденному материалу на употребление форм частичного артикля, предлога de, форм определенного артикля

Слайд 5

Читают текст, отвечают на вопросы, выполняют задания в рабочих листах
4 Формирование и развитие навыков письма Знакомит учащихся с составлением меню, употребляя изученную лексику. Предлагает выбрать соответствующие объекты на доске и написать свой вариант меню для пикника

Слайд 6

Знакомятся с предложенными меню, выполняют задания на доске и в тетради, составляют свой вариант
5 Подведение итогов урока. Объяснение домашнего задания Подводит итоги урока. Оценивает работу учащихся, комментирует домашнее задание Анализируют приемы и преимущества работы с интерактивной доской, записывают домашнее задание

Содержание урока.

Учитель приветствует учащихся, формулирует задачи урока, проводит контроль знаний лексико-грамматического материала с применением интерактивной доски. Учащиеся выполняют творческие задания на слайдах, подготовленных учителем, приобретая и развивая умения и навыки работы с интерактивной доской.

Далее учитель предлагает прочитать тематический текст, задает вопросы по тексту, акцентируя внимание учащихся на употребление форм частичного артикля. Ученики отвечают на вопросы, затем в рабочих листах выполняют задание по тексту.

С целью закрепления полученных знаний учащимся предлагается написать свой вариант меню для пикника с использованием лексических и грамматических единиц по теме.

Учитель подводит итоги урока, оценивает работу учащихся, комментирует домашнее задание.

Приложение 3.