Конспект подгруппового занятия по лексической теме "Профессии"

Разделы: Работа с дошкольниками


“Не забудьте поразить чувства, когда вы хотите укоренить что-либо в уме ребенка” эти слова знаменитого психолога Л.С. Выготского являются девизом в моей работе. Поэтому самое рядовое занятие я стараюсь преподнести детям в интересной, увлекательной форме с использованием занимательного, яркого, нестандартного материала. Ведь богатое разнообразие демонстрационного и раздаточного материала повышает интерес и мотивацию детей к учебной деятельности, побуждает анализировать, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Учитывая зону ближайшего развития каждого ребенка-логопата, пособия к занятию подбираю таким образом, чтобы в работе были задействованы все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный.

Конспект подгруппового занятия по лексической теме “Профессии”.

Коррекционно-образовательные цели:

  1. Актуализация словаря по теме “Профессии”.
  2. Совершенствование грамматического строя речи (образование дательного и творительного падежа имен существительных).
  3. Обогащение экспрессивной речи сложными словами: рыболов, землекоп, лесоруб.

Коррекционно-развивающие цели:

  1. Совершенствование умения делить слова на слоги, называть количество слогов в слове (катер, велосипед, грузовик, самолет, мотоцикл, поезд, автомобиль).
  2. Формирование умения выделять звуки /Р/, /Л/ на фоне слова, определять место звука в слове.
  3. Развитие ассоциативного и образного мышления, устойчивого внимания, слуховой и зрительной памяти.
  4. Развитие общей и мелкой моторики, тактильных ощущений.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Оборудование:

  • корзины с набором игрушечных инструментов к профессиям: парикмахер, портной, столяр, повар, продавец, учитель;
  • сюжетные картинки (15 шт.) с изображением людей разных профессий;
  • игровое полотно и разрезные картинки с изображением наземного, водного, воздушного транспорта (грузовик, велосипед, мотоцикл, трамвай, поезд, легковая машина, катер, корабль, яхта, гидроцикл, лодка, катамаран, самолет, ракета, дельтоплан, дирижабль, вертолет), развивающая игра “Летит, плывет, едет”;
  • бумага, краски, кисти, салфетки, вода;
  • мешочки с пшеницей, овсом, фасолью, горохом, гречкой, рисом, сахаром, крахмалом;
  • диски с наклеенными сверху крупами.

 Ход занятия

1. Организационный момент.

“Логопед предлагает детям вспомнить пальчиковую гимнастику

Сложим из пальцев ворота, замочек,
Горку, канавку, мостик, заборчик.
Мы пальцы согнули, соединили –
Высокую горку из пальцев сложили.
Пальчик за пальчиком встал, распрямился.
Мизинец к мизинцу – забор получился.
Пальчик за пальчик, крючок за крючок,
И вот получился из ручек замок.
Но вот постучался тихонечко кто-то.
Смотрите – открыты для гостя ворота.
Через канавку построим мы мостик,
Чтобы легко проходить было гостю”.

Логопед: Ребята, только что наши умелые пальчики строил мостик, заборчик, горку, канавку, замочек. Мы проделали все очень быстро. Но на самом деле, чтобы построить заборчик, мостик, смастерить стол или стульчик – нужно иметь массу различных инструментов, приложить много сил и быть мастером своего дела, т.е. иметь профессию.

2. Дидактическая игра “Назови профессию”.

Логопед: На ваших столах находятся игрушечные инструменты, которые используют в работе люди разных профессий. Рассмотрите их и назовите профессию человека, которому эти инструменты нужны в работе. (Дети рассматривают инструменты.)

Логопед: Кому принадлежат эти инструменты? /Парикмахеру, врачу, столяру, учителю, повару, портному, продавцу и т.д./

3. Дидактическая игра “Кто, чем работает?”.

Логопед: Я покажу вам сюжетные картинки с изображением людей разных профессий, а вы ответите: какими инструментами они работают? (Логопед показывает картинки.)

Вопросы:

- Чем работает уборщица? /Веником, совком, тряпкой/.

- Чем работает сапожник? /Молотком, гвоздями/.

- Чем работает парикмахер? /Ножницами, феном, расческой/.

- Чем работает столяр? /Молотком, гвоздями, рубанком и т.д./.

- Чем работает каменщик? /Мастерком, раствором/.

- Чем работает водопроводчик? /Гаечным ключом, плоскозубцами/.

- Чем работает маляр? /Кистью, катком, клеем/.

- Чем работает фотограф? /Фотоаппаратом/.

- Чем работает штукатур? /Мастерком, раствором/.

- Чем бинтует ногу врач? /Бинтом/.

- Чем гребет землю экскаваторщик? /Ковшом/.

- Чем регулирует движение милиционер? /Жезлом/.

4. Упражнение “Сложи картинку”.

Логопед: В коробочках лежат разрезные картинки различного вида транспорта, который едет, плывет, летит. Подойдите к игровому полю, сложите из частей целую картинку транспорта. (Дети выполняют задание.) А теперь расположите транспорт на игровом поле так, чтобы он соответствовал своему действию. Например: самолет летит, значит расположить его необходимо в небе. (Логопед помогает детям при помощи наводящих вопросов: катер (что делает?)… (плывет по воде), грузовик (что делает?)…(едет по земле) и так далее.)

(Дети располагают транспорт на игровом поле в зависимости от его видового назначения.)

Логопед: Автобус, поезд, велосипед, мотоцикл ездят где? /По земле/. Это какой вид транспорта? /Наземный/.

(Логопед уточняет знание детьми водного и воздушного транспорта, задавая аналогичные вопросы.)

5. Упражнение “Раздели слово на слоги”.

Логопед предлагает детям разделить слова (катер, грузовик, велосипед, поезд, автомобиль и др.) на слоги, назвать количество слогов в слове и отстучать ритмический рисунок каждого слова.

6. Дидактическое упражнение “Найди место звука /Р/, /Л/ в слове”.

Логопед размещает на доске картинки с изображением ракеты, вертолета, катера, лодки, велосипеда, мотоцикла и предлагает детям определить: где находится заданный звук (в начале, середине или конце слова).

7. Физкультурная минутка. “Заводил шофер мотор”.

Заводил шофер мотор: дрр, дрр, дрр, дрр.
Нажимал он на стартер: вжик, вжик, вжик, вжик.
Накачал он быстро шины: шшш, шшш, шшш, шшш.
Сел потом в салон машины,
В руки руль взял поскорей
И поехал побыстрей.

(Во время выполнения упражнения необходимо добиваться координации речи с движениями.)

8. Упражнение “Почему так названы?”

Логопед:

Ветер крутит, ветер вертит,
В двери к нам влетел конвертик.
Ну-ка, Света, посмотри,
Что там спрятано внутри?

Открывают конверт. В нем лежат листы бумаги и задание “Размойте листы бумаги медовыми красками!”. Дети выполняют задание. В результате размыва красками бумаги появляются (нарисованные свечой) лес и топор, рыба и удочка, земля и лопата.

Логопед: Ребята, я, кажется, знаю ответ на эти ребусы. Помните, мы с вами проходили сложные слова: паровоз, бензовоз, пылесос и др. Так вот в этих картинках спрятано два слова, из которых нужно составить одно слово, обозначающее профессию либо увлечение человека.

Как называется человек, который ловит рыбу? /Рыбак/. А можно назвать его по-другому? Можно. Смотрите на картинку, первой нарисована рыба, второй – удочка. Первое слово “рыба” является основным, а второе слово “удочка”, обозначающее предмет, мы должны заменить словом – действием. Рыбу чем ловят? /Удочкой/. Значит слово “удочка”, мы заменим словом “ловят”. В результате у нас получилось два слова “рыбу” и “ловят”. Из этих двух слов мы должны составить одно слово, обозначающее увлечение человека. Рыбу ловит кто? / Рыболов/. Конечно, это рыболов.

(Аналогично логопед объясняет появление сложных слов: землекоп и лесоруб.)

9. Игра “Зрячие пальчики”.

Логопед: Ребята, возьмите в руки разноцветные мешочки и попробуйте на ощупь определить что в них находится. (В качестве подсказки используются диски, на которых наклеены те же злаки и крупы что и в мешочках.)

Ребята, вы прекрасно справились с заданием. Пшеницу, овес, фасоль, горох, рис, сою выращивают люди, работающие в сельском хозяйстве. С ними мы познакомимся на следующем занятии.

Литература:

  1. Лопухина И.С. Стихи и упражнения для развития ребенка. – СПб.: Дельта. 200 – 336стр.
  2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.: ДДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005 - 528с.