Русский язык. Фразеологизмы

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Развивать умение объяснять значение фразеологизмов.
  • Совершенствовать умение корректировать текст.
  • Развивать умение писать письма.
  1. Чистописание.

Пп

Письмо, почта, почтальон, почтовый, писать, почтамт.

  • Разделите на два столбика.
  • Почему?
  1. Работа над новым материалом.
  1. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Послушайте стихотворение Б.Заходера.

Рано утром мама-квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: Не дерись,
Не дразнись, не петушись.
Поспеши, уже пора,
Ну, ни пух, ни пера!
Через час, едва живой,
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школы/ого двора,
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера!

  • Где выражение “ни пуха, ни пера” употреблено в переносном смысле?
  • Объясните его смысл.
  • Как называются эти устойчивые выражения?

Фразеологизмы – это устойчивые выражения и конструкции в языке.

  1. Составление фразеологизмов.

Задание: вставьте пропущенные слова, называющие животных.

На доске записаны словосочетания:

Голоден как ..., труслив как ..., грязный как.., колючий как.... (Волк, заяц, свинья, ёж.)

  • Как вы объясните их значение?
  1. Корректирование текста с избыточным употреблением фразеологизмов.

Учитель: Фразеологизмы мы часто употребляем в речи, пишем их в письмах.

  • Прочитайте письмо, которое написал Денис своему другу (учебник, упр. 1, с. 95).
  • Найдите в нем фразеологизмы.
  • С какой целью автор письма включает в свой текст фразеологизмы?
  • Правильно ли он их использует, не допускает ли ошибок?

Здравствуй, Серёжа!
Спасибо тебе за письмо. Я теперь знаю, как ты живёшь, как идут у тебя дела.
У меня сейчас хлопот полон рот. Я встаю ни свет ни заря и целый час делаю утреннюю гимнастику. Я хочу стать сильным, как мой старший брат. Потом я сломя уши бегу в школу. Мне нравится учиться. Я узнал много нового. Только иногда я считаю синиц на уроке и отвечаю невпопад.
Когда я прихожу из школы, у меня ежовый аппетит, Я обедаю и начинаю делать уроки. А многие ребята целый день бьют баклуши, гоняют лодыря и ловят мух. Они тоже очень устают. Но мы находим время отдохнуть, только совсем немного. Старшие говорят: делу — время, потехе — час.
Вот так я живу. Теперь буду ждать письма от тебя. До свидания. Жму твою руку. Денис.

  • Выпиши из текста письма фразеологизмы.
  • Когда Денис употребляет их правильно, а когда неправильно?
  • Представь, что ты пишешь письмо.
  • Запиши в тетрадь часть письма, в которой ты употребишь один или несколько фразеологизмов.
  • Объясни одноклассникам, о чём твоё письмо и почему именно в этой части своего письма ты употребляешь фразеологизмы.

Бить баклуши — означает “бездельничать”. Ученые считают, что слово баклуша называло предмет, по которому ударяли палкой при игре в городки. То есть раньше бить баклуши означало “ударять палкой по фигуре при игре”. А так как игра — это забава, то бить баклуши стало символом безделья. Не бей баклуши на уроках!

Физкультминутка.

Вам здоровыми быть нужно,
Делайте зарядку дружно
Начинайте этим день,
Позабудьте все про лень

  1. Самостоятельная работа.

Учитель: Представьте, что вы пишите письмо. Возьмите один фразеологизм и вставьте его в часть письма. Запишите эту часть.

  • Что вы хотели написать в своем письме?
  • Почему употребили этот фразеологизм?
  1. Итог урока.

- Как сказать по-другому “запомнить раз и навсегда”, “прочитать книгу до конца”?

  1. Домашнее задание: выписать из словаря 5 фразеологизмов.