Внеклассное занятие по русскому языку в начальной школе "Игровая мозаика"

Разделы: Внеклассная работа


Класс делится на 2 - 3 команды по 7 - 6 человек.

Учитель. Сегодня мы собрались с вами на спортивной площадке. Но соревнования у нас сегодня не совсем обычные. Соревноваться будем не только в силе, беге и ловкости, но и в сообразительности и находчивости. А посвящена наша игра темам, которые мы изучали на уроках русского языка.

Ну, что ж, вперёд, победа ждёт!

Первый конкурс называется «Займи своё место!»

На спортивной площадке в разных местах стоят кегли или флажки разного цвета с цифрами 1, 2, 3, 4. Командам задаются вопросы и предлагаются 4 варианта ответов. Каждый должен решить, какой ответ правильный и встаёт к той цифре, которая, по его мнению, соответствует правильному ответу. Каждому, кто выбрал правильный ответ, даётся жетон. В конце конкурса подсчитывается, в какой команде больше жетонов.

1. С какой буквы не могут начинаться слова?

  1. Й
  2. Ё
  3. Ь
  4. Э

2. В каком из слов два слога?

  1. строй
  2. ария
  3. сарай
  4. наука

3. Сколько в русском языке гласных букв?

  1. 10
  2. 33
  3. 6
  4. 21

4. Сколько в русском языке согласных букв?

  1. 10
  2. 33
  3. 6
  4. 21

5. Какое слово нельзя переносить?

  1. ученик
  2. укол
  3. словарь
  4. деньги

6. Определите, какое слово является существительным?

  1. красный
  2. краснеть
  3. краска
  4. красивый

7. Назовите существительное мужского рода?

  1. ласка
  2. животное
  3. шаль
  4. дежурный

Подводятся итоги первого конкурса.

Учитель.

Второй конкурс называется «Отыщи словечко».

Учитель. Напротив каждой команды выкладываются напечатанные на карточках слова. Предварительно слова прочитываются хором. У каждой команды слова одинаковые. Бегут парами, взявшись за руки. Слова могут быть следующими: семь, пятёрка, семья, плясать, скрипучий, ленивый, круг, варежки, колосья, пруд и др.

Для каждой пары будет дано индивидуальное задание и если пара правильно выполняет задание – приносить 1 очко своей команде.

Первой паре нужно отыскать и принести слово, в котором есть орфограмма «безударная гласная».

Второй паре нужно отыскать и принести слово, в котором есть орфограмма «парная согласная».

Третьей паре нужно отыскать и принести слово, в котором есть орфограмма «мягкий разделительный знак».

Четвёртой паре нужно отыскать и принести слово, в котором 4 буквы и 3 звука.

Общий итог второго конкурса.

Учитель.

Следующий конкурс называется «Узнавай-ка».

Каждой команде нужно узнать своё слово: I команде – с безударной гласной А, II – c О, III – c Е.

По всей спортивной площадке развешены слова с пропущенной безударной гласной на высоте, доступной для детей (з…мля, л..пить, м…нять, м…стерить, с…сна и др) Каждый член команды бежит к выбранному слову, снимает его, возвращается обратно к своей команде, передаёт эстафету другому, следующий должен принести слово с той же безударной гласной и т.д.

Подводятся итоги таким образом: у каждой команды поднимается карточка со словом, все остальные хором называют проверочное слово и определяют, правильно ли взяла команда слово. За каждое слово – очко.

Учитель.

А теперь конкурс – «Шеренга».

Учитель. Каждой команде даётся одинаковое количество слов. Нужно выстроить цепочку (в шеренгу) из словарных слов. Например: вдруг, город, девочка, абзац, цапля, язык и т.д. Побеждает та команда, кто сделает это быстрее. Команде даётся одинаковый набор слов.

Подводятся итоги.

Учитель. Мы подошли к заключительному конкурсу нашего соревнования.

Конкурс «Комбинированный».

I этап – добегая до круга, ребёнок фломастером вписывает безударную гласную в слово.

II этап – перепрыгивает через скакалку до определённого места.

III этап – выставляет кубик с нужной буквой, чтобы получилось слово. Слово, которое команде нужно выложить, даётся в начале эстафеты и только после того, как команда отгадает загадку. Каждый член команды выкладывает одну букву. Слова подбираются по количеству букв и членов команд.

Подведение итогов всей игры.

Награждение победителей и проигравших.