Урок литературы по теме "Мир природы в лирике С.Есенина"

Разделы: Литература


Цель и задачи урока: 

  • продолжать знакомство с творчеством С. Есенина в разделе «Тема родной природы в стихотворениях поэтов 20 века»; 
  • развивать начальные навыки анализа лирического произведения, выразительного чтения; 
  • воспитывать интерес к поэтическому творчеству, любовь и бережное отношение к природе.

Средства обучения: 

  • портрет С. Есенина на фоне русского пейзажа (по выбору учителя); 
  • документальный видеофильм Ридерз Дайджест «мелодии природы»; 
  • аудиозапись «Вокализа» С. Рахманинова, музыкального фрагмента композитора Пуччини из оперы «Тоска»; 
  • книга «Октябрьский район. Ханты-Мансийский автономный округ. Фотоальбом». // Сост. Л. Сташкевич, В. Ребков, 1999; 
  • карточки с заданием для исследовательской работы на уроке, с домашним заданием.

Ход урока

(рефлексия)

- Добрый день. Улыбнитесь солнечному дню и новым знаниям.

(слово учителя)

Сегодня мы продолжаем знакомство и изучение творчества Сергея Есенина в разделе «Тема родной природы в стихотворениях поэтов 20 века». На уроке мы будем читать, изучать, анализировать стихотворения Есенина, попробуем проникнуть в мир поэтического слова, научимся воспринимать словесные поэтические зарисовки через художественные образы, обращая внимание на связь человека с природой.

За тридцать лет, отпущенных ему на земле, Есенин успел так много, словно прожил огромную жизнь. Его восприятие природы до сих пор волнует русское сердце, читая его поэзию, мы воочию открываем источник нашего счастья на земле, соприкасаемся с прекрасным миром природы.

Эпиграф нашего урока взят из стихотворения С. Есенина, это его мнение о том, каким должен быть поэт.

«Он поэт, поэт народный,
Он поэт родной земли!»

(чтение и анализ стихотворений)

- Перед нами стихотворение «Мелколесье. Степь и дали».

(выразительное чтение стихотворения учителем)

Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.
Неприглядная дорога,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.
Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мёрзлые осин.
У меня отец – крестьянин,
Ну, а я – крестьянский сын.
Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет.
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти берёзке каждой
Ножку рад поцеловать.
Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в степь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень.
Эх, гармошка, смерть-отрава,
Знать, с того под этот вой
Не одна лихая слава
Пропадала трын-травой.

- Какие слова или словосочетания непонятны?

- Какие тропы использует поэт для передачи чувств?

(олицетворение – «зарыдали бубенцы», «ножка у берёзки», эпитеты – «разливные бубенцы», «неприглядная дорога», «чахленькая местность»)

- Почему в стихотворении, в третьей строфе два восклицательных знака?

(восхищение)

- На какие части можно условно поделить стихотворение?

(на три: 1 часть – дорога русская, 2 часть – душа крестьянина, 3 часть – радость от встречи)

(чтение стихотворения выразительно цепочкой по строчкам)

- Есенин – тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно чуткий к земным краскам, звукам, запахам. Есенин был большим мастером стиха.

(чтение учеником стихотворения  «Пороша» наизусть)

Пороша.

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Раскричались на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

- Какая картина предстаёт в нашем воображении?

- Какие художественные и языковые средства помогают нам это увидеть?

(олицетворение, эпитеты, метафора, сравнение)

- Каков размер стихосложения?

(двустопный размер – хорей)

(творческое задание)

- Сейчас вы посмотрите фрагмент документального видеофильма о природе под музыку Дж. Пуччини, подумайте, к каким строкам  стихотворения подойдёт данный видеомомент.

(просмотр,  варианты ответа – «заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна»)

- Природа в стихотворениях С. Есенина предстаёт чем-то живым, интересным, живописным.

Давайте попробуем стать частью есенинской природы.

(релаксация)

(Звучит «Вокализ» С. Рахманинова, учитель предлагает закрыть глаза. «Войти» в зимний парк, остановиться около заснеженной берёзы. Педагог читает наизусть стихотворение «Берёза». Предлагает ребятам «стряхнуть» с веток снежную бахрому, вдохнуть полной грудью морозный воздух, вернуться из зимнего парка на урок.)

- Продолжаем знакомство с творчеством С. Есенина.

(чтение стихотворения «Край любимый! Сердцу снятся»…)

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают четки
Ивы – кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Всё встречаю, всё приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришёл на эту землю,
Чтоб скорей её покинуть.

- Когда читаешь и слушаешь стихотворения этого замечательного поэта, невольно представляешь картины природы нашего края. Кажется, что это о нашей природе говорил поэт.

- Посмотрите на цветные фотографии книги «Октябрьский район».

(просмотр фотографий, учитель читает строки  из стихотворений Есенина)

1. 

«Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо».

2.

«Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосёт глаза».

- Эти строки мы, жители таёжного края, воспринимаем по-своему. Наша синь – это красавица Обь с притоками и озёрами, наше северное небо.

Природа нашего края красива и неповторима.

- Что нужно сделать, чтобы сберечь красоту нашего края?

- Для чего нужно беречь природу?

- Как называется наука, занимающаяся сохранением и восстановлением природы?

(экология)

- Наблюдая красоту родного края, восхищаясь ею, вы должны помнить о том, что красоту нужно беречь. Надо приложить все усилия, чтобы природа  продолжала нас радовать, удивлять, манить к себе своей прелестью.

( Домашнее задание. У каждого из нас есть свой любимый уголок природы. Расскажите о нём. Используйте в своём сочинении эпитеты, олицетворение, метафоры и другие выразительные средства. Включите в свой рассказ предложения по сохранению этого уголка природы.)

При желании ребята могут сочинить стихи.

- Изучая языковые особенности стихотворений Есенина, литературоведы обратили внимание на удивительную особенность – практически все стихотворения несут в себе живые краски – цвета.

Я предлагаю вам заняться исследовательской работой. Работать будете в парах.

Перед вами отрывки стихотворений С.Есенина.

- Какие цвета использует поэт?

1. 

«Прячет месяц за овинами
Жёлтый лик от солнца ярого.
Высоко над луговинами
По востоку пышет зарево».

2. 

«За тёмной прядью перелесиц,
В неколебимой синеве,
Ягнёночек кудрявый – месяц
Гуляет в голубой траве.
А степь под пологом зелёным
Кадит черёмуховый дым
И за долинами по склонам
Свивает полымя над ним».

3. 

«Синее небо, цветная дуга,
Тихо степные бегут берега,
Тянется дым, у малиновых сёл
Свадьба ворон облегла частокол.
Снова я вижу знакомый обрыв
С красною глиной и сучьями ив,
Грезит над озером рыжий овёс,
Пахнет ромашкой и мёдом от ос».


4. 

«Покраснела рябина,
Посинела вода.
Месяц, всадник унылый,
Уронил провода».

5. 

«Прощай, родная пуща,
Прости, златой родник.
Плывут и рвутся тучи
О солнечный сошник».

(ответы ребят; многие ребята, увлекаясь исследованием, называют цвет ромашки, месяца, туч и так далее)

- Перед нами яркая палитра, состоящая из оттенков жёлтого, красного и синего цветов. Мир природы становится более насыщенным. Такой приём в литературе называется – цветопись.

Так ярко, красочно, с чистой душой, открытым сердцем, любовью к родному краю мог обращаться только Сергей Есенин. Мы вновь читаем  эпитет урока:

«Он поэт, поэт народный,
Он поэт родной земли!»

- Как вы понимаете эти строки?

- Для чего поэт использует приём цветописи?

(рефлексия)

- Цвет в жизни человека значит многое. Выбор цвета показывает его душевное состояние, мир его эмоций, его настроение. Какой бы вы выбрали цвет, если бы хотели показать своё настроение в данную минуту?

- Что запомнилось на уроке?

- Что понравилось?

(итоги урока – оценки с комментариями, подчёркивается положительная работа каждого на уроке, а также общее настроение урока)