Урок развития речи в 5-м классе "Текст. Тема и микротема"

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • научить определять тему текста, основную мысль текста, выделять микротемы,  делить текст на абзацы.
  • развивать творческую, речевую, мыслительную активность, умение отстаивать свою точку зрения.
  • воспитывать чувство любви к родному краю, к Родине.

1. Тема нашего урока: Текст. Тема и микротема.

Сегодня на уроке мы будем учиться правильно определять тему текста, основную мысль текста, делить текст на абзацы. Это очень важное умение, оно вам поможет успешно сдать экзамены в старших классах. Мы с вами уже знакомились с понятием текст и тема текста. Давайте вспомним, что же такое текст. А для этого выполним следующее задание. Перед вами разноцветные листочки. Скажите, можем ли мы назвать их текстом? Докажите свою точку зрения. Что нужно сделать, чтобы эти предложения стали текстом? Разложите листочки так, чтобы получился текст. (Текст предлагается на отдельных разноцветных листочках).

I. Осенью певчие птицы улетают на юг.

II. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание.

III. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов.

IV. Все они будут ждать возвращения на родину.

(Евгений Чарушин)

Текст – это группа предложений, связанная темой и основной мыслью.

А что же такое тема текста? Где может быть отражена тема?

Тема - о чём или о ком говорится в тексте.

2. О чём этот текст? Какова тема данного текста, попробуйте определить. Как можно озаглавить текст?

3. Какова основная мысль данного текста?

Основная мысль текста – то, что хотел сказать нам автор.

Что хотел сказать нам автор Евгений Чарушин? Где может находиться основная мысль текста? Как её можно сформулировать?

Основная мысль текста может находиться:

  • В заголовке
  • В одном из предложений текста
  • Можем сформулировать сами.

Варианты заголовков:

  • Скворцы
  • Скворцы на чужбине
  • Любовь к Родине

В чужих краях тепло и сытно, а скворцы не поют и не выводят птенцов. Почему? Докажите свою точку зрения.

Какие пословицы подтверждают наши мысли?

  • На чужой стороне и весна не красна.
  • Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
  • Всякому мила своя сторона
  • Каждому свой край сладок
  • На чужой стороне родина милей вдвойне
  • За морем теплее, а на родине милее.

Выпишите по две пословицы, которые отражают основную мысль текста Евгения Чарушина.

Мы с вами определили тему текста и основную мысль. А что же такое микротема? Вспомните слова, которые начинаются с микро.

Микро – это слово греческого происхождения, обычно первая часть сложных слов, обозначает что-то малое, часть чего-то большого. Микроорганизм – маленький организм, микрорайон – часть района, микроклимат – климат на небольшом участке земли в городе, в горах и т.д.

А как вы думаете,  что такое микротема?

Запишите в тетрадь

Микротема – часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её.

Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему, Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем.

Прочитайте текст, определите его тему, озаглавьте.

Варианты заголовков:

  • Родина;
  • Любовь к родине.

Сколько можно в этом тексте выделить микротем?

Разделите текст на абзацы.

Родиной мы зовём нашу страну потому, что в ней мы родились, потому, что в ней говорят родным для нас языком и всё в ней для нас родное. Родина – это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней. В жизни человека огромную роль играет любовь. Это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу, городу или селу. Ещё одна важнейшая ступень – любовь к своему народу, к своей стране. Мы любим нашу Родину. Мы любим её бесконечные равнины, её величавые леса, её большие и малые реки, её города и сёла. Каждый её уголок, как бы он далеко от нас ни находился, близок и дорог нам.

Вывод: Автор текста говорит нам о том, что любовь к родине начинается с любви к своей семье, своему селу, своей школе.

Закончите предложение и запишите в тетрадь: Родина для меня - это

Дома на выбор:

  • Составьте текст по данному началу: Я люблю… свою семью, школу, село, родную природу.
  • Напишите сочинение-рассуждение по одной из выбранных пословиц.