Открытый урок естествознания во 2-м классе по теме "Азия: по следам путешественников"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Знакомство учащихся с частью света Азия и культурой населяющих ее людьми.
  • Обучение умению пользоваться картами, электронными справочными материалами  и применять полученные знания.
  • Развивать способности систематизировать полученные знания при изучении Азии.
  • Воспитывать культуру общения при работе в коллективе.

Оборудование: мультимедиа-проектор, детские «копилки», физическая и географическая карты Евразии; учебник “ Окружающий мир” 2 класс, часть 2,3,4. Автор А. А.Вахрушев; заготовка «Дневник исследователя» – 4 шт., презентация учителя «По следам путешественников», CD «Большая энциклопедия К&M-2003», CD «3-D Атлас Земли»

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учеников и учителя

Комментарии

I. Организационный момент Презентация. Слайд 2
Создание эмоционального настроения.
Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку пять.
Урок сопровождается презентацией учителя
II. Актуализация знаний Презентация. Слайд 3
– На прошлом уроке мы с вами были путешественниками.
– Кто такие путешественники? (Ответы детей)
– Сегодня на уроке мы с вами продолжаем путешествовать, но в нашем путешествии я вам предлагаю побыть еще и  в роли исследователей.
– А помогать в нашем путешествии нам будут информационные источники и «копилка», которую вы собрали.
– Расскажите какие материалы содержатся в вашей копилке. (Картинки, текстовые материалы, географические карты)
– Работать будем как и на прошлом уроке по экипажам. Давайте вспомним правила работы в группах. (Приложение 1)
Презентация. Слайд 4
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ
  • Говори вполголоса.
  • Один говорит – другие слушают.
  • Не перебивай выступающего.
  • С уважением относись друг к другу.
  • Разговор должен идти только о предмете задания.
За неделю до урока учащимся было дано задание собрать «копилку» всевозможных материалов по теме: «Азия»
Работа по сбору копилок в классе ведется в системе:
– сбор «копилки»;
– систематизация собранных материалов;
– составление картотеки собранных материалов 
III. Подведение к теме урока Презентация. Слайд 5
– А чем занимаются исследователи? (Ответы детей)
– Все исследователи во время своих наблюдений встречаются с чудесами, загадками, ведут записи своих наблюдений в дневниках, вот и ваша задача сегодняшнего урока составить дневник о наблюдаемом объекте. (Приложение 4)
– А что это за объект, угадайте. (Ребятам предлагается таблица (Приложение 3)
Презентация. Слайд 6

Объект

Имя признака

Значение признака

?

Место расположения
Климат
Животные
Растения
 

 (Предполагаемые ответы: природная зона, материк, часть света)
Презентация. Слайд 7
– Следующая загадка – это название объекта. Чтобы его узнать, вы должны разгадать ребус.

 
IV. Физминутка Презентация. Слайд 8

– Перед отправкой в долгое путешествие давайте разомнемся
Проводится дыхательная  ф/минутка «Сдувшаяся игрушка»

Дети делают полный выдох.
Учитель ведет счет от 1 до 8, а ученики делают медленный вдох – игрушка надулась.
Далее на счет 1–8 игрушка медленно сдувается. (Вдох – выдох повторяется 2–3 раза) 
V. Изучение новой темы и совместное открытие знаний Презентация. Слайд 9
1) Что знаю, что не знаю!?
– Ребята, давайте поделимся своими знаниями со всеми. Что вы знаете об Азии?
Презентация. Слайд 10
2) Провести наше исследование Азии нам помогут волшебные 9 экранов. Рассмотрим Азию, как систему.
(проводится последовательное заполнение системного оператора)
 

2 Надсистема

 
4 Прошлое системы

1 Система

АЗИЯ

5 Будущее системы
  3 Подсистема  

– Азия – это система, и она является частью чего, заполните экран № 2? Рассмотрите карту. (Ответы детей: Азия – это часть света, часть материка Евразия)
– Выполните первое заполнение нашего дневника, обведите границы Азии на контурной карте.
– Теперь давайте заполним экран № 3, из каких частей состоит Азия? (Из стран)
– Назовите эти страны. (Ответы: Азия состоит из стран: Япония, Монголия, Китай, Индия, Россия, Палестина, Корея Южная, Иран, Турция и др. )
– Запишите названия стран в свои дневники наблюдений.
– Заполняем следующий экран № 4 – это прошлое Азии. К каким источникам нам нужно обратиться, чтобы узнать о прошлом Азии? (Ответы: к историческим)
– Выскажите свои предположения о прошлом этой части света. ( Предполагаемые ответы: этой части света не было, у нее были другие границы, и т.д.)
– А как вы думаете, почему всё это могло быть? (Был другой климат, путешественники ее еще не открыли и т.д.)
Презентация. Слайд 11
3)Вот с одним из таких путешественников я хочу вас сегодня познакомить.
Рассказ о Марко Поло (Приложение 2, Приложение 5)
– Скажите, ребята, а для чего люди исследовали другие земли и открывали новые страны? (Ответы: страны развивались, обменивались различными товарами)
– Да действительно, в разных странах выращиваются различные растения, производятся различные товары.

Экраны системного оператора заполняются по мере детских исследование
Во время исследования ребята работают с электронными носителями:
CD «Большая энциклопедия К&M-2003», CD «3-D Атлас Земли»
VI. Повторение пройденного материала на прошлых уроках Презентация. Слайд 12
Давайте поиграем в игру «Ассоциации».
Первая страна
1-е  слово  –  Дж. Родари
2-е слово  –  спагетти
3-е слово  –  песни
Вторая страна
1-е  слово –  Г-Х. Андерсен
2-е слово – Карлсон
3-е слово –  фьорды
Правила игры
Игра проводится по типу игры «Угадай мелодию»
– Кто угадает страну с трёх слов? А с двух слов? С одного слова?
Детям предлагается угадать страны Европы, изученные на предыдущих уроках.
(Слова открываются с нижнего – 3-го слова)
VII. Физминутка Презентация. Слайд 13
– Чтобы ничего не упустить в путешествии, наши глаза должны быть зоркими, давайте им тоже устроим зарядку.
После работы с компьютерами проводится зрительная физминутка.
VIII. Творческое задание Презентация. Слайд 14
– А теперь я вам предлагаю отправиться в одну из стран Азии и привезти оттуда предметы для вашего «Ассоциативного музея». Можете использовать картинки из собранных вами «копилок».
Выберите страну, в которую вы отправитесь.
(Ребятам предлагается вытянуть билетик с названием страны.)
В ходе работы учащиеся заполняют «окошки» музея в «Дневнике исследователя»
IX. Итог урока Итак, все благополучно вернулись из своих путешествий. Какие экспонаты вы привезли для вашего музея?
– Давайте ещё раз поиграем в игру «Ассоциации». Один экипаж открывает нам свои экспонаты, а другие ребята должны отгадать, в какой стране побывал этот экипаж.
(Ведется перекрестная игра «Ассоциации»)
X. Рефлексия Презентация. Слайд 15

– Ну вот и закончилось наше исследование, дневники наблюдений заполнены.
– Поделитесь своими впечатлениями о сегодняшней работе в роли исследователя. Что вам понравилось? Какая работа была более интересной, а какая сложной?

Дети высказывают свое мнение о проделанной работе, оценивают «Дневники исследователей» своих одноклассников.
XI. Домашнее задание Презентация. Слайд 16

Подготовить рассказ путешественника в одну из стран Азии.
– Скажите, пригодятся ли вам наши дневники наблюдений в подготовке домашнего задания?
– Всем спасибо за урок.