Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми вне занятий

Разделы: Работа с дошкольниками


Только весной замечаешь, как выросли дети. Особенно заметно как повзрослели «выпускники». Через несколько месяцев они уйдут из детского сада в школу. Очень тяжело прощаться с ребятами. И всегда, кажется, что больше не будет таких умных, добрых, ловких и красивых.

Каждый раз, провожая детей, задаешь себе вопрос: «С чем уходят от нас дети? Что мы дали им и что они восприняли?» Вровень с проблемами нравственного воспитания и умственного развития для нас стоит проблема здоровья ребенка. Какой фундамент заложен с детства? Сохранится ли у детей желание дружить с физкультурой и спортом?

Всеми доступными средствами я создаю условия, в которых ребята смогли бы интересно, увлекательно реализовать свою биологическую потребность в движении с первого дня поступления в наш детский сад. Ищу индивидуальные пути, чтобы расшевелить слишком спокойных детей, и постепенно развиваю у них необходимость и желание двигаться. У всех ребят отрабатываю жизненно важные двигательные навыки. Дети становятся ловкими и сильными, с красивой осанкой. Особенно радует их стремление все время двигаться. Кажется, будь это возможно, они одновременно занимались бы на всех  физкультурных снарядах, играли бы во все спортивные и подвижные игры.

Я пытаюсь воспитать у детей умение заботиться о своем здоровье, поэтому ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Научить определять свое состояние и ощущения.
  2. Формировать представление о своем теле.
  3. Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.
  4. Знать гигиенические требования к телу, одежде, к месту проведения занятий физическими упражнениями.
  5. Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений.
  6. Формировать представление о том, что полезно и что вредно для организма.

В возрасте 6-7 лет возрастает выбор активности. Большинство детей любят заниматься командными видами спорта. Команда дает преимущество. Она учит сотрудничеству. Например: ребенок, который испытывает затруднение в играх с другими детьми, прекрасно чувствует себя в таких играх как баскетбол, волейбол, футбол. Выигрыши и проигрыши одинаково важны в жизни. Коллективные игры создают арену для воспитания конкуренции, в таких играх вырабатывается дух взаимопомощи. В этом возрасте выигрыш не так важен, как сама игра: освоение навыков, работа в команде, воспитание честности. Я всегда избегаю критики, даже если считаю ее конструктивной. При выигрыше хвалю всех, при проигрыше говорю: «Неплохая игра, кто-то всегда выигрывает, кто-то проигрывает. В следующий раз выиграете обязательно». Я стараюсь развить у детей здравый смысл, умение думать, настойчивость. Отмечаю спортивные навыки, подчеркиваю не столько предстоящие длительные усилия, сколько достигнутые успехи.

Ни у кого не вызывает сомнения, что знания, которые мы хотим передать детям, следует облечь в образную форму. Нужно вызвать у ребенка сильный эмоциональный отклик: увлечь, захватить, обрадовать, удивить. Для этого я устраиваю различные спортивные праздники, праздники здоровья. Смысл праздника состоит в том, чтобы знания пришли к детям через игры, стихи, песни, сюрпризы. Задача праздников, прежде всего, сформировать у детей сознание того, что здоровье зависит от них самих. Чтобы сберечь его, надо правильно питаться, заниматься физкультурой, следить за чистотой, быть аккуратным. На такие праздники в гости к детям приходит доктор Айболит и через свои вопросы и задания дает необходимые детям знания о том, как сберечь свое здоровье.

А еще определенный объем знаний о влиянии отдельных физических упражнений на физическое развитие и физическую подготовку я даю в виде сказок и стихов. С помощью сказки легче объяснить, как работает тот или иной орган под воздействием физических упражнений.

Вначале даю сведения о позвоночнике, мышцах, о роли головного мозга в управлении движениями. При обучении детей равновесию даю сведения о вестибулярном аппарате (дети кружатся и узнают, что в улитке, которая находится в ухе, жидкость изменила свое обычное положение и поэтому кружится голова).

Каждому времени года посвящается свой праздник. Осенью провожу «Праздник урожая», «Посадка овощей», «Осенние гуляния», «Веселые старты», «Осенние забавы»…

В зимний период провожу такие праздники: «Здравствуй, гостья-Зима!», «Юные защитники», «Вместе с папой», «Проделки дедушки Мороза»… Эти праздники проходят как спортивные состязания между параллельными группами, на которых ребята соревнуются в силе, ловкости, быстроте реакции.

В бассейне устраиваю соревнования на лучшего пловца, так же между параллельными группами. Ребята соревнуются в скоростном плавании с доской, мячом и т.п. Отбираю также детей, которые уже овладели техникой какого-либо вида плавания и могут самостоятельно плавать. Среди них тоже проводятся соревнования по скоростному плаванию. Результаты потом вывешиваю в группах, чтобы родители могли ознакомиться. Лучшие пловцы награждаются подарками и медалями.

В дни зимних каникул совместно с воспитателями проводим спортивные развлечения, как в спортивном зале, так и в бассейне.

В спортивном зале провожу игры-эстафеты, такие как «Мяч на полу», «Отбивай – не роняй», «В мире сказок и приключений», «Один за всех и все за одного» и другие. Все игры командные. Эстафета всегда содержит элемент соревнования и поэтому интересна как для играющих, так и для зрителей. Каждый из играющих чувствует ответственность перед своей командой, старается добиться успеха, хороших результатов, проявив при этом настойчивость, сноровку, смекалистость, упорство в достижении цели. Я руковожу эстафетами, а воспитатели наблюдают за выполнением правил, замечают ошибки, ведут подсчет очков, поправляют при необходимости нарушенные препятствия.

В бассейне провожу развлечения, как для малышей, так и для старших ребят. В развлечения для малышей привлекаю воспитателей и детей старших групп.

С малышами провожу развлечения: «Утята на пруду», «Лягушата и цапля», «Мы с водой теперь дружны – нам болезни не страшны» и т.д. Малыши всегда с удовольствием участвуют в таких развлечениях.

С детьми старшего возраста готовим драматизации сказок на воде и показываем их младшим дошкольникам. Подготовили и показали такие сказки: «Веселые лягушата», «Сказка о Золотой Рыбке», «Сказки подводного царства» и т.п.

На всех праздниках обязательно присутствуют младшие ребятишки и родители. Малышей стараемся увлечь и привить им интерес к занятиям в бассейне, желание играть с водой, заниматься физкультурой.

Со старшими дошкольниками ввела аэробику в воде. Разработала комплекс упражнений, подобрала соответствующую движениям музыку. Ребятам очень нравится двигаться в воде под музыку, с удовольствием выполняют все упражнения.

В зале со старшими дошкольниками начала использовать самые разнообразные действия с мячом, тем самым подводя их к обучению игры в баскетбол. Знакомлю их с условиями игры, учу правильно вести мяч, попадать в корзину. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывать выдержку. Ребенок усваивает, что не он один хочет действовать с мячом, попадать им в корзину, что действия должны способствовать успеху всей команды. Ради интересов команды часто приходится передавать мяч партнеру, когда тот имеет более благоприятные условия для успешной игры. Необходимость принимать быстрые, разумные решения, правильно реализовать их в игре, способствует воспитанию уверенности, решительности.

Дети очень любят играть с мячом. Поэтому, какие бы игры с мячом я им не предложила, выполняют с большим интересом. С бывшими «выпускниками» я провожу товарищеские матчи по волейболу и футболу не только на воздухе, в зале, но и в бассейне. Очень нравится ребятам волейбол и футбол на воде. Как мне кажется, для них игры в воде приносят больше удовлетворения, может быть от необычности их проведения. Такие игры доставляют удовольствие не только играющим, а приводят в восторг и болельщиков.

Весной провожу праздники и досуги весенней тематики: «Проводы русской зимы», «Масленица», «Богатырские игрища» и т.п. В этих праздниках всегда присутствуют элементы спортивных состязаний между детьми. Все выигравшие получают призы. А в конце праздника всех детей ждет угощение.

Ежегодно, в дни летних каникул, я провожу Неделю здоровья. Весь педагогический коллектив готовится к этим дням. Все воспитанники принимают участие в подготовке праздников (придумывают сценарии, сочиняют стихи, мастерят атрибуты).

Интересно проходит праздник под названием «Малые Олимпийские игры». Импровизированный стадион украшаем шарами, лентами, разноцветными флажками. У каждого участника на груди эмблема своей команды. Дети соревнуются в прыжках в длину и высоту, в метании, в кроссе на различные дистанции, в гонках на велосипедах. Олимпиада проводится 2-3 дня. В конце подводятся итоги, победителям вручаются медали.

Каждый год провожу «Праздник Нептуна». В гости к ребятам приходят персонажи из Морского царства. Нептун приносит детям не только подарки, но и предлагает выполнить различные упражнения, проверяет детей на смелость, ловкость, выносливость. Ребята показывают ему все, чему научились на занятиях в бассейне.

Лето – всегда незабываемый отдых у детей и хочется, чтобы праздники запомнились им подольше. Я всегда скрупулезно подхожу к разработке летних мероприятий, готовлю на месяц календарный план мероприятий активного отдыха. Мероприятия активного отдыха (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья) провожу еженедельно. Активная и многообразная деятельность детей, длительное пребывание на открытом воздухе, так как в летний период все праздники, развлечения и спортивные игры провожу на воздухе, способствуют укреплению здоровья, повышают функциональные и адаптационные возможности организма, совершенствуют двигательные умения и навыки. Формируют положительные эмоциональные состояния.

В содержании физкультурных досугов, продолжительность которых зависит от возраста, составляет 20-50 мин., включаю упражнения, которые дети освоили на физкультурных занятиях, где можно состязаться в ловкости, быстроте, смекалке, находчивости. А когда провожу спортивные праздники, то стараюсь, чтобы дети продемонстрировали свои достижения в различных видах физических упражнений. На праздниках использую не только разнообразные двигательные задания, но и танцы, песни, стихи, загадки. Продолжительность его час и больше, поэтому при планировании предусматриваю чередование материала, которое позволяет обеспечить оптимальную физическую и эмоциональную нагрузку. Заранее продумываю формы поощрения детей, наиболее целесообразными в воспитательном отношении считаю коллективные награды. Для повышения эмоционального фона использую красочное оформление зала (спортивной площадки), музыкальное сопровождение, какие-либо торжественные церемонии (открытие, парад участников, приветствие, награждение). 

Работая с родителями, встречаясь с ними на родительских собраниях, прихожу к выводу, что часть родителей, увы, меньшая, занимается физическим развитием детей, приобщает их к физкультуре. Другие либо вежливо безразличны, либо согласны с необходимостью разумных физических нагрузок как фактора оздоровления. Поэтому через папки-передвижки, выступления на родительских собраниях я довожу до их сведения, чему должны научиться дети их возраста и что они уже умеют и в чем им нужно помочь.
Если есть контакт с родителями, то и дети становятся отзывчивее. Я долго искала, много перепробовала различных форм работы с родителями и, наконец, нашла – Р и Р. Подсказал эту мысль журнал «Начальная школа».

Р и Р – это ребята и родители. Р и Р – это праздник, это общение поколений, это содружество семьи и педагога. Здесь не бывает мелочей. Прежде чем выйти на общение с родителями я тщательно продумываю все моменты предстоящего общения.

Очень важно, чтобы родители поверили в меня, увидели во мне друга их детей. И тогда успех обеспечен. Р и Р – это множество семейных праздников на спортивную тематику: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Вместе с папой», «Семь Я» и др. Они также предусматривают разнообразные конкурсы, семейные эстафеты.

Также в свою работу я включаю домашние задания. Они позволяют решить, по меньшей мере, три воспитательно-оздоровительные задачи:

– повысить двигательную активность детей;
– подтянуть отстающего в движениях ребенка и тем самым изменить отношение детей к нему;
– дать родителям конкретное содержание для общения, столь необходимого и взрослым и детям.

Домашние задания небольшие по объему. Например, в старших и подготовительных к школе группах даю задания на развитие силы: отжимание от стула, перетягивание каната, силовые упражнения в паре, отталкивание от груди мяча, прыжки через скакалку, метание. В ванной – погружение с головой в воду, задержка дыхания на счет, открывание глаз в воде, работа в воде ногами как при способе плавания «кроль».

Домашние задания даю и успевающим детям. В одном случае для того, чтобы закрепить навык, в другом – поупражняться в развитии определенных физических качеств. Домашние задания не оставляю без контроля. На следующем занятии дети показывают, чему они научились дома (за неделю, за три дня, за выходные).

В начале домашние задания воспринимались некоторыми родителями без удовольствия, но привыкают, и постепенно довольных родителей становится все больше, а неспортивных детей все меньше.

Каждое полугодие я провожу тестирование детей каждой возрастной группы и все результаты доводятся до сведения родителей. Также провожу Дни открытых дверей в бассейне для родителей. Все желающие могут прийти посмотреть, что может их ребенок, чему он научился. Как правило, после таких посещений, у родителей меняется мнение о значимости занятий в бассейне, повышается посещаемость детьми занятий по плаванию.

В результате систематических занятий, а также физкультурно-оздоровительной работы с детьми вне занятий, мы достигли хороших результатов. В старших и подготовительных к школе групп нет детей с низким уровнем физической подготовленности.

Фундамент здоровья закладывается с детства. Положительное эмоциональное отношение к спорту – тоже. Первые впечатления и чувства всегда сильнее, оставляют неизгладимый след. Поэтому есть основание надеяться, что оздоровительная работа, проводимая в нашем детском саду, не окажется напрасной. Сформировавшиеся у детей знания о том, что крепкое здоровье, сила, ловкость необходимы человеку для полноценного труда, службы в армии, безусловно, скажутся на их отношении к здоровью, желание укреплять его. Реализовать свои стремления детям помогут хорошо развитые двигательные навыки, приобретенные в нашем детском саду.

Надеюсь, что и родители не оставят без внимания дальнейшую физическую подготовку детей. Многие из них уже сегодня находят время водить ребят в спортивные секции, бассейн, приобщают к активному отдыху. Думаю, что и после ухода детей в школу они будут следить за тем, чтобы спорт был постоянным спутником детей, помог им и дальше взбираться на «гору здоровья». Ведь от сегодняшней двигательной активности детей зависят темпы их умственного развития.