Педагогическое позиционирование в процессе формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


В современном обществе предъявляются новые, все более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку – к уровню его развития. Нет необходимости доказывать, что успешный ребенок – это в первую очередь здоровый ребенок. “Здоровый ребенок есть эталон и практически достижимая норма детского развития…” (В.Т. Кудрявцев).

Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.

Осознавая большую значимость этой проблемы, я решила особое внимание уделить формированию у моих воспитанников навыков здорового образа жизни.

Организуя свою педагогическую работу, я исхожу из положения, что здоровый образ жизни – это динамическая система поведения человека, основанная на глубоких знаниях закономерностей и причин здоровья или не здоровья, на выборе такой линии поведения, которая максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья. Это постоянное корректирование своего поведения с учетом приобретенного опыта.

Я считаю, что у ребенка дошкольника необходимо формировать навыки здорового образа жизни посредством формирования элементарных знаний о своем организме и о факторах, влияющих на него. Чем раньше ребенок получит представления о строении своего тела, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни.

Целью своей работы я определила формирование у дошкольников поведенческих навыков здорового образа жизни.

Какие же задачи необходимо решать для достижения данной цели:

  1. Помочь ребенку накопить необходимый опыт и знания для осознанного включения в работу по укреплению психофизического здоровья.
  2. Поддерживать стремление дошкольника к познанию своего организма и создавать условия для внутренней активности личности.
  3. Формировать у детей основные санитарно-гигиенические навыки здорового образа жизни.
  4. Приобщать родителей к совместной работе направленной на развитие и укрепление организма ребенка.

В группе мною создан клуб “Здравствуйте”. Этим красивым и объемным словом мы одновременно и приветствуем, друг друга, и желаем друг другу быть здоровыми.

Из чего же слагается работа клуба “Здравствуйте”? Один раз в месяц проводим заседание клуба. Это специально организованная деятельность, на которой дети получают основные теоретические сведения. Создание атмосферы заинтересованности и включенности детей предполагает проведение занятий в разной форме: занятие-игра, занятие-путешествие. Но в любом случае все занятие или его часть проходит в форме исследования и носит проблемно-поисковый характер. Например: “Чем мы слышим запах?”, “Пожалей свою кожу”, “Какие мы?”, “Как чувствуем вкус?” и т.п.

Шаг за шагом, от простого к более сложному дети получают сведения о себе, своем организме, о семье и семейных взаимосвязях. Так, например, если во второй младшей группе мы только познакомились с понятием семья, с родственными связями. То в среднем возрасте я предложила детям вместе с родителями заполнить “Исследовательскую карту”. Заполняя ее, они ответили на ряд вопросов: “Откуда я появился?” (предлагаемые ответы: меня принес аист, меня купили в магазине, меня родила мама), “Я оказался” (пол ребенка), “Я весил”, “Меня назвали”, “Мои мама и папа”, “Мои бабушка и дедушка”.

В этом учебном году я предложила детям вместе с родителями составить “Дерево жизни”, т.е. генеалогическое дерево, включая в него ближайших родственников (бабушки, дедушки, мама, папа, родные братья и сестры). В подготовительной группе я планирую предложить составить развернутое генеалогическое дерево, придумать эмблему своей семьи. Как показала практика – это интересно и детям и родителям.

Приобщаются к работе и родители. Мною была предложена анкета для родителей, результаты которой показали большую заинтересованность родителей в приобретении их детьми первоначальных установок на сохранение и укрепление своего здоровья.

В связи с этим у родителей сменилась позиция взаимоотношений со своим ребенком: от пассивного наблюдателя за воспитательно-образовательным процессом в детском саду к активному участию в деятельности детей на правах партнера. В свою очередь я стараюсь обеспечить родителям необходимую информационную помощь. Мною подобран ряд консультаций для родителей, создана подборка литературы по формированию здорового образа жизни. Родители приглашаются на заседание клуба “Здравствуйте”. Я объясняю родителям необходимость формирования у детей культуры здоровья и нахожу в родителях единомышленников.

Работа по формированию у моих воспитанников здорового образа жизни не ограничивается клубными заседаниями. Она ведется и вне занятий, в повседневной жизни. В нашей группе существует постоянно действующая “Азбука здоровья”, на которой мы расширяем и закрепляем представления детей, полученные на заседаниях клуба “Здравствуйте”.

“Азбука здоровья” – это и чтение художественной литературы на темы здорового образа жизни. Например: “Как Андрей кариес победил”, “Приключения микроба”, “Как звери бабушкины очки примеряли” и другие. Это и интересные рассказы и беседы, где через вопросы, причем с двух сторон: ребенок взрослому, взрослый ребенку – прививаются детям основные санитарно-гигиенические навыки здорового образа жизни, воспитывается бережное отношение к своему здоровью и окружающей природе.

“Азбука здоровья” – это и знакомство с самомассажем, точечными массажами, дыхательной и другими гимнастиками, это и беседы, чтение рассказов и сказок, решение проблемных ситуаций по основам безопасности жизнедеятельности.

Одним из направлений здоровье сберегающей программы является и реализация естественной потребности детей в двигательной активности. Сюда включаются физкультурные занятия, гимнастики, хореография, динамические часы, занятия в бассейне, физкультурные минутки и просто подвижные игры.

Большое внимание уделяю игре (и не только подвижной). Ведь игра – это универсальное средство, которое позволяет ребенку, освободится от груза эмоциональной напряженности, обусловленной сложностью реальных жизненных отношений между ним и взрослым, т.е. речь идет о решении задачи развития способности эмоциональной саморегуляции и достижения эмоциональной устойчивости.

Результатом работы по формированию здорового образа жизни я считаю осознанное отношение и детей и родителей, например, к утренним гимнастикам, к закаливающим прогулкам на свежем воздухе, так необходимых в наших условиях крайнего севера. Меняется отношение детей и к питанию не только как потребности организма. Обращаем внимание на полезность или неполезность продуктов для растущего организма детей, наличие витаминов.

Для создания психологического комфорта я стремлюсь организовать в группе атмосферу доверия, любви и взаимопонимания.

В конечном счете, мы все хотим, чтобы наши дети были умными и талантливыми, сильными и добрыми, и, конечно же, здоровыми. Так как это является подготовкой детей к успешному обучению в школе, к дальнейшей полноценной и интересной жизни.