Военно-исторический интегрированный урок (ОБЖ + история) по теме "Помни имя свое"

Разделы: История и обществознание, ОБЖ


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с установленными Федеральным законом № 32 – ФЗ от 13 марта 1995 года “О днях воинской славы (победных днях) России” днями славы русского оружия – днями воинской славы, проиллюстрировать историческую основу победных дней России. На примерах мужества, героизма, самоотверженности формировать у учащихся уважение к историческому прошлому, любовь к Родине, к своему народу.
  2. Показать роль личности в истории.
  3. Способствовать формированию желания внести собственный вклад в увековечение памяти воинов России, сохранения музеев и территорий, исторически связанных с подвигами нашего многонационального народа.

Задачи:

  1. Систематизировать знания героических страниц истории Отечества, изученных в курсе “История России с древнейших времен до XVII века”.
  2. Проверить знание учащимися исторического периода, вошедшего в Отечественную историю как Смутное время.
  3. Повторение материала героических страниц XVIII – XX веков, ставшими победными днями России, изученных в курсе основной школы.

Ход урока

Что в имени тебе моём?

А.С. Пушкин.

Учитель ОБЖ: Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Поэтому основная цель нашего урока познакомиться с установленными Федеральным законом № 32 – ФЗ от 13 марта 1995 года “О днях воинской славы (победных днях) России” днями славы русского оружия – днями воинской славы. (Учащиеся 10-ого класса произвольно разделены в три группы, у каждой – на партах лежат распечатки Документа № 1 (См. Приложение 1).

Учитель истории: В вводной части Федерального закона читаем: “Днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почёт и уважение современников, и благодарную память потомков”.

Вопросы для учащихся:

– Скажите, пожалуйста, из чего складывается память о человеке?

– Что, по вашему мнению, является слагаемыми исторической памяти, которая, впрочем, может быть как доброй, так и недоброй, как положительной, так и отрицательной.

Предполагаемые ответы учащихся:

– Прежде всего, это конкретные дела и поступки человека, его роль в историческом развитии народа. Причём, деятельность человека, как мы знаем, может носить как созидательный, так и разрушительный характер. И в памяти народа данные действия ассоциируются в первую очередь с именем человека. Так, когда мы говорим: “Он повторил подвиг Александра Матросова”, мы ясно осознаем тот факт самопожертвования во имя спасения своих товарищей, близких. А когда произносят имена: Марат Казей, Лёня Голиков, Валя Котик, перед нами сразу встаёт целый ряд имён, объединенных общих названием – пионеры-герои. Или когда мы слышим сравнение с Иудой или Нероном, мы прекрасно понимаем, что стоит за этими именами.

– За каждым именем стоит человеческая судьба. А судьба человека – это всегда страничка истории. И какой бы она не была, имя является главным проводником её памяти. Оно звучит в литературных строках, пробивается сквозь мрамор скульптур и гранит обелисков, передаётся от поколения к поколению с именными медалями и орденами.

Учитель ОБЖ: Боевые традиции – это исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с выполнением боевых задач и несением воинской службы. Они сложились на основе героических традиций народов нашей Родины и впитали все лучшее из прошлого русской армии и флота.

Учитель истории: Приведите, пожалуйста, примеры из истории, когда поступок человека или подвиг на поле боя давал его имени устойчивый эпитет, подчёркивая важность и значимость события для народа?

Предполагаемый ответ учащихся:

– Например, когда в июле 1240 года 40 шведских кораблей были разбиты на реке Неве дружиной Новгородского князя, 20-летний князь навсегда вошел в историю как Александр Невский. И сейчас мы иногда даже с трудом вспоминаем настоящее отчество князя (Ярославович), заменяя его эпитетом Невский.

Учитель ОБЖ: (слова учителя сопровождаются показом электронной презентации “Дни воинской славы) на интерактивной доске или с использованием переносного проектора и ноутбука. См. Приложение 2 (слайды 1-2).

Решающее сражение, окончательно отстоявшее независимость северо-западных земель Руси, произошло в апреле 1242 года на Чудском озере, и вошло в нашу историю также и как Ледовое побоище. Именно его датой, 18 апреля, мы и открываем наш календарь памятных дат.

Учитель истории, опираясь на знания учащимися отечественной истории за курс основной школы, учитель комментирует историческое значение данных событий.

Вопрос учащимся: “Какие имена ещё вы можете назвать?” (Подсказкой может служить статья 1 Федерального закона № 32 – ФЗ).

Предполагаемый ответ учащихся: – Дмитрий Донской.

С именем московского князя Дмитрия Ивановича связана первая крупная победа русских дружин над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве в 1380 году, положившая начало национальному освобождению Руси от даннической зависимости от Золотой Орды.

Учитель истории: Да. Именно дата – 8 (21) сентября является еще одним днём воинской славы России. Комментируются слайды № 3 – 4 презентации.

– У вас на партах лежит документ – Федеральный закон от 31 марта 1995 года № 32-ФЗ.

Давайте внимательно прочитаем формулировку следующей даты – 7 ноября.

“День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование 24-ой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год)”.

Мы видим, что одна памятная дата перекрывает другую. Как вы помните из курса истории XX века, изучаемого вами в прошлом учебном году, Великая Октябрьская революция 1917 года (слайд № 5) стала основной причиной раскола российского общества на “своих” и “чужих”, оказавшихся по разные стороны баррикад в годы гражданской войны. Войны, как вы знаете, не имеющей победителей. В результате красного и белого террора, в боях, от голода, болезней погибло 8 млн. россиян. Чьи-то имена воспевались, а чьи-то необходимо было предать забвению. Могилу с крестом, на котором всегда указывалось имя погребённого, мог иметь не каждый. Вы помните, как тело расстрелянного командующего Восточным фронтом Белой Армии адмирала А.В. Колчака было сброшено под лёд реки, только из-за того, что могло стать местом поклонения многих почитателей его заслуг и как морского полярного исследователя, и как боевого генерала. Марина Цветаева в эти “глухие годы” с невыразимой болью писала:

“Все рядком лежат,
Не развесть межой,
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.

Учитель ОБЖ: Но жизнь требует изменений. Мы не имеем права судить историю. Мы должны, изучив её, извлекать соответствующие уроки и никогда не повторять предыдущих ошибок. Поэтому Указом президента России от 7 ноября 1996 года “в целях смягчения противостояния и примирения различных слоев российского общества прежнее название праздника – “Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции” – изменено на “День согласия и примирения”.

– Учащимся предлагается ознакомиться с Документом № 2 (См. Приложение 1) Федеральный Закон от 29 декабря 2004 г. № 200-ФЗ и назвать новый праздник.

Предполагаемый ответ учащихся: – 4 ноября – День народного единства.

Учитель ОБЖ: (говорит на фоне слайда № 7 презентации Приложения 2)

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: “4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов, продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе”. В тот день была спасена Россия. Причем спасена не царствующей династией, не высшими государственными сановниками, а простыми людьми. Глубоко символичен и тот факт, что штурм Китай-города пришелся на 4 ноября – день обретения иконы Казанской Богоматери. 4 ноября 2005 года в России впервые праздновался День народного единства. И если верить опросу общественного мнения, только 8 % россиян знают значение нового государственного праздника.

Учитель истории:

Не так давно мы изучили с вами историю России XVII века. Давайте же вспомним основные события и имена исторических деятелей периода Смутного времени. От каждой группы приглашаются к доске по одному ученику для выполнения заданий по Карточкам.

Карточка № 1 “Восстановите хронологическую последовательность правителей Смуты, указав имя исторических личностей и годы правления” выполняется (позже и проверяется) на интерактивной доске. (См. Приложение 3). Портреты исторических деятелей взяты из отработанной на предыдущих уроках истории электронной презентации “Смутное время” (См. Приложение 5).

Карточка № 2 “Определите историческую личность по соответствующей ей краткой характеристике”. (См. Приложение 4).

Карточка № 3 “Укажите географические места и связанные с ними события по их краткой характеристике”. (См. Приложение 4).

Пока учащиеся выполняют индивидуальные задания по Карточкам, вызываются для устных сообщений несколько учащихся. По их желанию при необходимости разрешается пользоваться материалами отработанной на предыдущих уроках истории электронной презентации “Смутное время” (См. Приложение 5).

Предполагаемые ответы учащихся (Приложение 12)

Учитель истории кратко комментирует выполненные по Карточкам задания, задает ребятам (при необходимости), дополнительные вопросы, обращает внимание на слайды № 9 и 10 презентации Приложения 2 с указанием памятников Минину и Пожарскому, Ивану Сусанину.

Учитель ОБЖ:

Почти каждый день воинской славы имеет ордена или медали с именами своих героев: Александра Невского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и т.п. Но Смутное время, столь богатое на всевозможные имена, не дало нам ни одной боевой награды.

Сообщение учащегося:

Именной медали или ордена в честь героев Смутного времени учреждено не было. Но народная память сохранила и донесла до наших времён имя простой русской женщины, подвижницы, прославившейся самоотверженным жертвенным служением бедным, немощным и сиротам в период “предсмутного” и Смутного времени – Святой Иулиании Лазаревской. Во времена Бориса Годунова на Руси случился страшный голод – такой, что многие поедали скверных животных и даже человеческое мясо. Из-за крайней скудности Иулиания отпустила на волю всю челядь, но “самые доброрассудные обещали с нею терпеть”. Оставшимся слугам Иулиания повелела собирать лебеду и кору деревьев – из того печь хлеб. Этим хлебом она кормилась сама с детьми и слугами, подавала и захожим нищим. Историк Ключевский писал: “Окрестные помещики с упреком говорили нищим: зачем вы заходите к ней? Чего взять с неё? Она и сама помирает с голоду. А мы вот что скажем, говорили нищие: много обошли мы сёл, где нам подавали настоящий хлеб, да и он не елся нами так всласть, как хлеб этой вдовы. Тогда помещики начали подсылать к Ульяне за её диковинным хлебом… И с удивлением говорили меж себя: мастера же её холопы хлеб печь. С какой любовью надобно подавать нищему ломоть хлеба, чтобы этот ломоть становился предметом поэтической легенды тотчас, как был съедаем!”

В 2005 году была учреждена негосударственная общественно-церковная награда – Орден “За милосердие и благотворительность” (См. слайд № 11 презентации Приложения 2). 23 августа 2005 года в городе Муроме прошли всероссийские торжества: День милосердия и благотворительности. В этот день и было произведено первое награждение вновь учреждённым орденом Св. прав. Иулиании Лазаревской. За искренне служение людям делами милосердия оргкомитет всероссийских торжеств, возглавляемый аудитором Счётной палаты РФ Сергей Николаевич Рябухин, наградил: детского доктора мира Леонида Рошаля, выводившего детей-заложников в Беслане, и протоирея Алексия Злобина, директора Православной гимназии для детей-сирот в селе Городня Тверской области. Положение об ордене и дополнительную информацию смотри в Приложении 6.

Учитель ОБЖ: В первой четверти XVIII века Петр I провел военные реформы, в результате которых были: созданы регулярная армия и флот, упразднены существовавшие ранее разнородные воинские формирования и введены однотипные организация и вооружение в пехоте, коннице и артиллерии; введена единая система воинского обучения и воспитания, централизовано военное управление; открыты военные школы для подготовки офицеров; проведены военно-судебные реформы. Эти реформы выдвинули русскую армию и флот на одно из первых мест в Европе по организации, вооружению и боевой подготовке.

Учитель истории: Неудивительно, что 21-летняя война России со Швецией закончилась полной победой русской армии, оставив потомкам памятные страницы сухопутного и морского сражения молодого русского флота. Пользуясь статьёй 1 Федерального закона, назовите дни воинской славы, относящиеся к периоду Северной войны. Дайте их краткую характеристику.

Предполагаемый ответ учащегося: (на фоне слайда № 12 презентации Приложения 2).

С 1700 по 1721 года Россия вела со Швецией тяжелую Северную войну за возвращение исконных русских земель и выход в Балтийское море. Шведский король Карл XII имел первоклассную армию и флот. Он нанес поражение польско-саксонской и русской армиям (в первые годы войны), планировал овладеть Смоленском и Москвой. Весной 1709 г. Карл XII предпринял поход на Москву через Харьков и Белгород. Стремясь разгромить русскую армию в генеральном сражении, Карл XII решил быстро овладеть Полтавой, находившейся на пути движения его армии.

Гарнизон Полтавы насчитывал 4 тыс. солдат и 2,5 тыс. вооруженных горожан. Защитники Полтавы отбили все попытки шведов штурмом овладеть городом. Тем самым они задержали шведскую армию на три месяца, дав возможность русским войскам подготовиться к генеральному сражению.

27 июня (8 июля) 1709 г. на берегу реки Ворсклы, близ Полтавы, русские полки нанесли сокрушительный удар прославленной шведской армии. Враг потерял более 9 тыс. человек убитыми, 19 тыс. человек пленными, в том числе весь генералитет. Было захвачено 137 знамен и штандартов. Русские потеряли 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. Преследуя разбитую шведскую армию, конница Меншикова на Днепре у села Переволочна заставила капитулировать еще 15 тыс. шведов. Карл XII вместе с украинским изменником Мазепой и небольшой охраной бежал в Турцию.

Шведы были изгнаны из Финляндии, Польши, Прибалтики. Победа под Полтавой предопределила победоносный для России исход Северной войны.

Учитель ОБЖ: – Какие же имена сохранила боевая летопись Северной войны?

Я даю краткую характеристику личности, а вы поднимаете табличку ( у каждой группы на парте есть конверт с необходимыми табличками) с правильным, по вашему мнению, именем.

Вопрос Ответ
1. Назовите имя коменданта Полтавской крепости, с именем которого связана её 3-месячная героическая оборона. Иван Степанович Келлин.
2. для 1группы – Кому Пётр поручил командование кавалерией? для 2 группы – Кому – пехотой? для 3 группы – Кому – артиллерией? 1 гр.: А. Меншикову. 2 гр.: Шереметеву. 3 гр.: Брюсу.
3. Кто командовал шведской пехотой? Левенгаупт.
4. Назовите оказавшегося в плену шведского главнокомандующего королевской армией, который на обеде в честь победы на тост Петра “за здоровье шведских учителей”, воскликнул: “Хорошо же вы обошлись со своими учителями”. фельдмаршал Реншильд.
5. Чьё имя данного исторического периода является символом предательства? гетман Украины – Мазепа

Учитель истории: А имена героев до сих пор звучат в строках великого поэта:

… Сии птенцы гнезда Петрова –
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боуэр, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин.

А.С. Пушкин.

9 августа День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Пempa I над шведами у мыса Гангут (1714 г.). (Слайд № 13 презентации Приложения 2).

Морское сражение у мыса Гангут — это была первая морская победа над сильнейшим в то время шведским флотом, который до той поры не знал поражений. Шведские корабли попытались заблокировать в Финском заливе русский гребной флот, готовившийся к проведению десантной операции на финском побережье. Воспользовавшись штилем, сделавшим громадные шведские суда беспомощными, галеры русского флота прорвали блокаду. На следующий день, 9 августа 1714 г., у западного берега Гангутского полуо-ва (финское название — Ханко) русские галеры обнаружили и окружили шведскую эскадру, отрезав ее от главных сил.

Петербург торжественно встречал героев Гангута. Над городом гремели залпы артиллерийских салютов, тысячи жителей столицы заполнили набережные Невы, по которой следовали победоносные русские суда с захваченными шведскими кораблями. Петр I, произведенный в вице-адмиралы, назвал победу у Гангута “второй Полтавой”.

Учитель ОБЖ:

Не менее славные победы сопутствовали русской армии и во второй половине XVIII века. Две русско-турецкие войны и вошли в нашу историю как Румянцевская и Суворовская.

Учитель истории: Истории России XVIII века нам с вами ещё предстоит изучать впереди. Но в нашей истории есть имена, которые знают не только выпускники основной школы, но и учащиеся начальной школы. Я вам сейчас прочту краткую характеристику двух исторических деятелей, а вы – назовете их имена.

“ Они жили в одно время, участвовали в одних войнах. Многое в их судьбе было схоже. Оба ни разу не были побеждены, обоих турки из уважительного страха звали пашами: Ушак-паша и Топал-паша (Топал – значит хромой). Один из них чуть прихрамывал. В конце жизни и генералиссимус и адмирал были отстранены от боевых дел, так как не угодничали перед монархами. Оба одинаково верили в солдат и матросов, знали, что русские могут совершать во имя Родины такие подвиги, какие не под силу другим армиям. Разница заключалась лишь в том, что один водил в сражения пехоту и конницу, другой – корабли. Но оба были военачальниками-новаторами, совершенствовали формы боя, в устоявшиеся правила вносили свои поправки. Русский генерал Драгомиров говорил: “Работают у того, кто сам работает, и на смерть идут у того, кто сам её не сторонится”.

Предполагаемый ответ: – Александр Васильевич Суворов и Федор Федорович Ушаков.

Учитель ОБЖ: (демонстрация слайда № 14 презентации Приложения 2).

24 декабряДень взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова (1790 г.) стал ещё одним днем воинской славы России. Учащимся предлагается освежить знания о данном событии, изученном в 7-ом классе.

Предполагаемые дополнения учащихся Смотри Приложение № 7.

Учитель истории : День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра 11 сентября 1790 года также является Днем воинской славы России. (демонстрация слайда № 15 презентации Приложения 2).

Учитель ОБЖ: :

О ком из участников битвы за крепость Измаил А.В. Суворов говорил: “Он был у меня на левом фланге, но являлся моей правой рукой?” (Ответ: Михаила Илларионовича Кутузова).

С именем этого человека в памяти сразу же, конечно, предстают события Отечественной войны 1812 года. (демонстрация слайдов № 16, 17 презентации Приложения 2). 8 сентября – День Бородинского сражения – день воинской славы России. Изучение события XIX века нам ещё предстоит впереди. Но в истории нашей Родины есть такие имена, которые не знать просто невозможно.

Мы предлагаем вам ряд портретов исторических деятелей, вам необходимо определите личность, не относящуюся к историческому событию, объединяющему всех остальных участников. Объясните, почему вы так считаете, дав ему краткую характеристику. Каждая группа получает конверт пятью портретами исторических деятелей. (Смотри Приложение № 8).

Предполагаемые ответы учащихся:

1 группа. Все – участники обороны Севастополя в годы Крымской войны, кроме М.И. Кутузова.

После двухмесячного отступления трёх русских армий под давлением численно превосходящей французской армии Бонапарта Наполеона, М.И. Кутузов был назначен верховным главнокомандующим. Как только он прибыл в армию, солдаты сочинили частушку: “Пришел Кутузов бить французов”. Объединенными силами М.И. Кутузов идет на генеральное сражение с французской армией на Бородинском поле. Несмотря на героизм и самоотверженность русских воинов, нашей армии пришлось отступить. Нам хорошо известны сказанные с горечью слова Кутузова: “С потерей города война не проиграна. Даже, если этот город – Москва. А с потерей армии, война проиграна”. После переломной битвы под городом Малоярославцем началось отступление и полное изгнание наполеоновской армии с территории России.

2 группа. Все – участники Отечественной войны 1812 года, кроме П.С. Нахимова. С его именем связано последнее сражение русского парусного флота. Оно состоялось в начале Крымской войны, когда наша эскадра почти полностью уничтожила турецкий флот в Синопской бухте.

Позже, при обороне Севастополя, парусные корабли будут затоплены в Севастопольской бухте с целью перекрытия линии фарватера для вражеских кораблей. Сегодня памятник затопленным кораблям является символом города.

1 декабряДень победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.) является днем воинской славы России. (слайд № 18 презентации Приложения 2).

3 группа. Все – представители Крымской войны – участники обороны нашего порта от англо-французской эскадры в августе 1854 года, кроме П. Багратиона, который является участником событий Отечественной войны 1812 года. Мы знаем, что он стоял насмерть на левом фланге Бородинского поля, а земляные укрепления – флеши, так и вошли в историю Бородинского боя, как Багратионовы флеши.

Учитель истории: По данному ряду участников Петропавловской обороны хочется рассказать об одной исторической ошибке, которую мы нашли в популярном историческом журнале “Родина” за 2000 год. Вам предлагается ксерокопия статьи. (См. Приложение № 9)

Комментарий учащихся: В данной статье ошибочно сказано о подвиге Дмитрия Максутова, который якобы потеряв руку при обороне Петропавловского порта в августе 1854 года, смог продолжать службу и дальше. Используя презентацию (См. Приложение № 10) кратко рассказывается об организации генерал – губернатором В.С. Завойко, в подчинении которого находился Дмитрий Петрович и Н. Изыльметьева, командира фрегата “Аврора”, на котором в порт и прибыл Александр Петрович. Презентация содержит фотографии обоих братьев. Батарею № 2, которой командовал Александр Максутов, назвали “Смертельной”. Ценой своей жизни бойцы защищали скалистый камчатский берег. Здесь и получил своё смертельное ранение Александр Петрович. Реальное место его захоронения указано в презентации. А Дмитрию Петровичу было поручено доставить в столицу отчет о военных действиях на Камчатке в июле – августе 1854 года. Он и далее успешно продолжать служить на благо своей Родины. Этот факт ещё раз подчеркивает значение имени человека, особой значимости судьбы каждой личности.

Учитель ОБЖ:

Советские Вооруженные Силы были созданы в январе 1918 года. Поначалу они комплектовались на добровольных началах. С расширением масштабов Гражданской войны военная служба стала обязательной. 23 февраля 1918 года войска РККА нанесли поражение немецким войскам под городами Нарва, Псков. Этот день и стал считаться днем рождения Красной Армии, а позже – Днем защитника Отечества. (См. слайд № 19 Приложения № 2)

Но XX век преподнес человечеству новый тип войн – мировой войны. Войны, которая втягивает в свой круговорот событий десятки, и даже сотни государств, уничтожая миллионы человеческих судеб. Вторая мировая война поставила мир на грань уничтожения, она навязала миру чудовищное понятие – геноцид – систему морального и физического уничтожения народов. Великая Отечественная война дала много памятных дат нашей истории. Давайте озвучим их на основании ФЗ № 32.

Учитель истории: (на фоне слайдов № 20-21 Приложения № 2)

Одной из крупнейших битв Великой Отечественной войны, положившей начало коренному перелому в ходе войны, является Сталинградская битва. Об ожесточенности этой битвы, о той лавине огня и металла, обрушившегося на защитников, ярко говорит тот факт, что три года послевоенных на господствующей высоте города – Мамаевом кургане не росла трава. Мемориальный комплекс Мамаев курган до сих пор хранит славу, боль и печаль всех своих героев. В здании комплекса на внутренних стенах расположены красные полотнища, на которых золотыми буквами выбиты имена погибших. Имена погибших, но они живут в нашей памяти. Однажды А. Розенбаумен стал свидетелем уникального случая. Одна из женщин во время экскурсии узнала на стене имя своего сына, считавшегося без вести пропавшим. Документы подтвердили, что это был именно её сын. Давайте представим, что мы внутри мемориального комплекса (слайд № 22 Приложения № 2) и послушаем песню “Красная стена”.

Учитель ОБЖ: К сожалению, имена многих защитников нашего Отечества установить в военные годы было невозможно. В послевоенное время в поисковых отрядах по восстановлению имён погибших работают и представители военкоматов, и школьники, и студенты. Много имен было определено, но, сколько осталось лежать в земле безымянными. Именно поэтому в нашей столице у стены Кремля появилась Могила неизвестному солдату (слайд № 24 Приложения № 2) Как дань памяти и преклонения перед их подвигом каждый день в любую погоду несут вечный караул солдаты нашей армии.

Учитель истории: (на фоне слайдов № 25-26 Приложения № 2)

Не только поля сражений стали свидетелями массовых подвигов советских граждан. Выжить в суровые военные годы, остаться человеком в нечеловеческих условиях – это тоже был подвиг. Жить в блокадном Ленинграде: ходить в школу, на завод, тушить пожары, убирать улицы от трупов, писать дневник ослабевшей от голода рукой – это тоже подвиг. Дневник простой школьницы Тани Савичевой – это символ духовного мужества и стойкости. Имена, дошедшие до нас со страниц дневника, живут и смотрят на нас, на наши будни и праздники теперь сквозь обелиски, стелы и мемориалы. 9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне – это великое событие в исторической памяти нашего народа.

Учитель ОБЖ: Подведение итогов и переход к понятию малой Родины.

У каждого человека есть своя Малая Родина. Каждая группа представляет фотогазету, подготовленную заранее, и защищает её.

Учитель ОБЖ и Учитель истории:

Малая родина.
Дальнее поле. Дымок.
Малая родина –
В горле внезапный комок.

Малая родина,
В сердце струящая свет.
В кровь нам и в плоть она
Входит с младенческих лет.

К. Ваншенкин.

Подведение итогов.

Комментарий оценок.

Домашнее задание.