Урок литературы в 5-м классе по теме "Урок–встреча с Иваном Андреевичем Крыловым и его баснями"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Эпиграф:

Люблю, где случай есть,
пороки пощипать

И.А. Крылов

Ход урока

I. Слово учителя

Сегодня у нас с вами необычный урок. Урок-встреча с Крыловым и его баснями. Более 200 лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова», как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость. <Рисунок3>

- Давайте вспомним основные этапы творческого пути И.А. Крылова.
- Выходят дети, рассказывают о писателе.

1. И.А. Крылов родился в Москве.

Детство и отрочество его прошло в тяжелых условиях, Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна,не знала грамоты, но была добра и умна от природы.

2. Будущий баснописец не учился в школе. Но в нем жила жажда знаний,а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел языками,математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

3. Будущий баснописец не учился в школе. Но в нем жила жажда знаний. Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Из народного языка,из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты.

4. В наши дни басни Крылова перееведены на 60 языков мира. Незадолго перед смертью вышло последнее прижизненное издание его басен. О смерти Крылова поэт Вяземский писал: Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться и гордиться им,доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово.

II. Слово учителя.

Мы пригласили вас в театр
Чтоб рассказать, что знаем о Крылове
Раскрыть свой начинающий талант
И показать, как исполняли роли.

Басня никогда не бывает нудной навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. Некоторые басни похожи на спектакли, их легко инсценировать.

- Давайте посмотрим инсценировку басни «Квартет». <Рисунок1>
- Чему учит эта басня? В чем мораль?
- Есть у Крылова басни, в которых нет вывода,но сама сцена,коротенький сюжет заставляют задуматься.
- Мы предлагаем вашему вниманию инсценирование басни «Демьянова уха». <Рисунок5>
- Какие слова из этой басни часто употребляются в нашей речи?

III. Слово учителя.

Ребята,а сейчас мы с вами послушаем,как мы научились читать басни выразительно.

Вспомним басню «Волк на псарне». <Рисунок10>

- Какому событию посвящена эта басня?

IV.

- Каждая басня имеет своих действующих лиц?
- Рассмотрим иллюстрации к басням. Какие строчки вспоминаются? <Приложение1>

V. -А сейчас я предлагаю вам стать знатоками басен Крылова. Кто ответит на большее количество вопросов,будет считаться лучшим знатоком. <Приложение1>

VI. Итог.

- Сегодня вы были артистами и иллюстраторами, знатоками басен Крылова, произведения которого останутся для нас умной и нужной книгой. Этим и дорог нам Крылов-актер, художник, музыкант.

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Все знал и видел ум певца пытливый
Всего сильней желая одного
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ и родина его.

Дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном мире.

Рисунки.