Научно-практическая конференция как одна из форм повышения квалификации педагогов

Разделы: Работа с дошкольниками, Администрирование школы


Современная система управления дошкольными учреждениями предъявляет новые требования к профессионализму педагогов. Педагоги нашего детского сада стремятся к непрерывному приобретению новых знаний, повышению своего профессионального уровня. Поэтому организуя методическую работу в детском саду, мы продумываем разнообразные формы работы. Одной из эффективных форм работы по изменению профессиональной компетентности является научно-практическая конференция, которая включает в себя распространение и обобщение собственного педагогического опыта и мастерства.

Тема конференции была выбрана не случайно, т.к. в МДОУ в настоящее время актуальным является организация воспитательно-оздоровительной деятельности через реализацию программы “Здоровый малыш” (рецензирована заведующим лабораторией Медико - физиологических проблем образования при Красноярском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (КК ИПК и ППРО) к.б.н, доцентом В.А.Гуровым). Данная программа ориентирована на создание условий образовательной среды способствующей сохранению и укреплению здоровья воспитанников детского сада и их психофизического развития. Кроме того, значимым является осуществления преемственности дошкольного и начального образования в использования в образовательном процессе общих здоровьесберегающих методов и приемов. В связи с этим, предметом обсуждения научно-практической конференции стали ключевые проблемы и актуальные задачи организации образовательной среды в сохранении и укреплении здоровья детей в системе “детский сад – начальная школа”.

Проведению конференции предшествовала серьезная и кропотливая работа в организационном и содержательном аспектах. Не секрет, что педагоги испытывают затруднения в систематизации, описании и представлении своего опыта работы. В связи с чем, воспитателям требовалось консультационное сопровождение по проведению мастер-класса, конкретные методические рекомендации по определению основных приемов, требовалась корректировка педагогической деятельности в плане научно-методической компетентности. Педагогам предстояло не только глубоко изучать представляемый им вопрос, но и искать наиболее эффективные способы подачи своего материала. Поиск адекватных форм и способов представления педагогического опыта включал педагогов в активную познавательную, аналитико-рефлексивную и творческую деятельность. При подготовке к мастер-классам педагоги:

  • анализировали, выявляя успехи и недостатки своей деятельности,
  • искали методы и приемы обновления образовательной среды,
  • выстраивали и описывали содержание своей презентации на научно-методической и диагностической основе,
  • формулировали тему, цель, задачи, оформляли материал.

В результате деятельности содержание конференции было рассчитано на два дня. В работе конференции принимали участие сотрудники управления образования г. Назарово, педагоги дошкольных образовательных учреждений и школ г. Назарово и Назаровского района. Для проведения научной экспертизы представленной деятельности были приглашены сотрудники кафедры медико-педагогических основ образования и лаборатории медико-педагогических проблем образования КК ИПК ППРО. Привлечение научных сотрудников в деятельности конференции осуществлялось в рамках договора о совместной деятельности по изучению психофизических закономерностей и организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, так как на протяжении многих лет детский сад взаимодействует с ними. Привлекая представителей разных образовательных учреждений, мы стремились объединить всех участников конференции единой целью.

В первый день предполагалось прослушивание и обсуждение докладов научных сотрудников, педагогов детских садов и школ. Учитывая тот факт, что образовательная среда это система влияний и условий формирования личности, содержащихся в конкретном социальном, пространственно-предметном окружении, было подготовлено выступление на тему: “Реализация здоровьесберегающих технологий по направлениям программы “Здоровый малыш”, где были представлены результаты мониторинга эффективности здоровьесохраняющей деятельности МДОУ.

Во второй день мы запланировали проведение воспитателями мастер-классов с использованием в образовательном процессе эффективных методов и приемов сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Педагоги продемонстрировали мастер-классы с различными по содержанию и направлениями деятельности:

  1. Мастер-класс: “Развитие физических качеств дошкольников через использование многомерных дидактических средств”, где педагоги увидели различные способы работы с детьми по формированию у воспитанников физических способностей, в том числе и способы работы по формированию свода стопы через использование спортивного универсального комплекса, спортивного комплекса “Змейка” и обучающей дорожки.
  2. Мастер-класс: “Особенности подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста” на основе здоровьессохраняющей технологии В.Ф.Базарного с использованием специального игрового оборудования “Шарики”, коррекционной ручки и игровых упражнений во время дистантных занятий по обучению грамоте.
  3. Мастер-класс: Формирование школьно-значимых функций посредством игрового оборудования и оздоровительно-развивающих методов и приемов в образовательном процессе” с использованием игрового оборудования, нестандартного сенсорного оборудования, кинезеологическими упражнениями, артикуляционной и пальчиковой гимнастикой посредством кукольного театра, природного и бросового материала, а также были представлены игры для развития связочно-мышечного аппарата руки.

Применение информационных компьютерных технологий позволило оформить наглядные и методические материалы в соответствии с современными требованиями: была подготовлена программа конференции (Приложение 1), анкета участнику конференции (Приложение 2), выпущены визитные карты на посещение мастер-класса (Приложение 3), информационные буклеты, а также были использованы аудио и видеосредства.

По итогам научно-практической конференции был проведен круглый стол на тему: “Значимость сохранения и укрепления здоровья детей в условиях образовательной среды ДОУ”. В процессе диалога были обозначены достижения и проблемные места образовательной среды в городском образовательном пространстве, а также участники мастер-классов обсуждали деятельность реализации здоровьесберегающих технологий в нашем учреждении. В результате высказываний было отмечено то, что наш детский сад отличается от других дошкольных учреждений дидактическими средствами обучения здоровьесберегающей направленности, которые позволяют оптимизировать и обогащать образовательную среду в рамках научного сопровождения.

Решением участников круглого стола были определены следующие шаги деятельности:

  1. Всем образовательным учреждениям провести системный анализ деятельности по внедрению здоровьесберегающих технологий и обеспечить их внедрение.
  2. Во время проведения уроков в начальном звене использовать упражнения для повышения работоспособности в учебном процессе.
  3. 1 раз в год в городском образовательном пространстве проводить конференцию по организации здоровьесберегающей среды, привлекая педагогов школ среднего и старшего звена с привлечением к обсуждению проблем медицинского персонала.
  4. В рамках преемственности найти пути взаимосвязи детского сада и школы, обозначить конкретные педагогические действия.

Анализ анкетного опроса свидетельствовал об актуальности и своевременности, полезности и разнообразии обсуждаемой проблемы. Участниками конференции было отмечено значимость использования дидактического оборудования в развитии и сохранении здоровья детей. Ценность данного мероприятия в том, что у педагогов появились новые подходы в организации образовательного процесса, появились изменения в организации предметно-развивающей среды, плодотворная деятельность продолжает реализовываться в практической деятельности педагогов.

Таким образом, проведение научно-практической конференции позволило воспитателям нашего детского сада продемонстрировать комплекс профессиональных умений: знание современных психолого-педагогических концепций, знание и использование как традиционных, так и современных инновационных педагогических технологий на принципах здоровьесберегающей педагогики.