Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы "До тебя мне дойти нелегко…"

Разделы: Внеклассная работа


Оформление сцены: задняя стена зашторена (за занавеской стена обклеена черными сердцами, под ними – голубые облака). Справа и слева в углах ширмы. За одной – палатка, костер, окоп и т.д., за другой – печка, стул и люлька.

Звучит фонограмма «довоенного вальса», прожектор на сцену. На сцене появляется танцующие девушки, потом все убегает и танцует одна. К авансцене подходит юноша, оба кружатся в танце и замирают. На сцену в течение стихотворения выходят еще две пары. В руках у каждого зажженная свеча. Первая пара тоже зажигает свечи. Голос за сценой читает:

На фоне фанерного Крыма
Они, улыбаясь, стоят:
Она – молода и любима,
Он – молод, влюблен, не женат.
И вместе – ни голод,
Ни холод не страшен,
Их счастье – навек!
В их юные годы
Полон надеждами век…

Музыка меняется на тревожную.

Начинается день предвоенный
С громыханья приморских платформ
Дождик в пальмах шумит
И мгновенно
Затихает,
А на море шторм.
Завтра,
Завтра на раннем рассвете
Первый бой прогремит
И опять
Первый врач первых раненых встретит,
Первый беженец будет бежать.
Завтра
Рощ испугаются птицы,
Завтра
Птиц не услышат леса.
Это все
Только завтра случится.
Через 24 часа…
А сегодня – рассвет предвоенный,
Громыханье приморских платформ,
Грохотанье волны неизменной,
Дождь над морем,
А на море – шторм…

Появляется танцевальная группа (под композицию Роба Дугана «Furious angel»). В танце оттягивают занавеску. Стена за ней черная.

Звучит фонограмма «Вставай страна огромная». Ребята на сцене читают парами.

1-й:

Как больно, милая, как странно,
Сроднясь с землей, сплетясь ветвями,
Как больно, милая, как странно,
Раздваиваться под пилой,

2-й:

Не зарастет на сердце рана –
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана –
Прольется пламенной смолой.

3-я:

Пока жива, - с тобой я буду,
Душа и кровь – не разделимы.
Пока жива, - с тобой я буду,
Любовь и смерть всегда вдвоем,

4-я:

Ты понесешь с собой повсюду,
Не забывай меня, любимый,
Ты понесешь с собой повсюду,
Родную землю, милый дом.

5-я:

Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой?
Но если мне укрыться нечем
От горести и темноты?

6-й:

Я ухожу, чтоб возвратиться,
Смотри, уже пылает небо.
Я ухожу, чтоб возвратиться,
Над нашим счастьем поднят меч.

5-я:

Я верю, встреча повторится,
С тобою буду, где б ты ни был…
Я верю, встреча повторится,
Как тысячи счастливых встреч!

2-й:

Но если я безвестно кану,
Короткий свет луча дневного,
Но если я безвестно кану,
За звездный пояс, в млечный дым?

3-я:

Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного.
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.

Музыка сменяется вступлением песни «Любимая», голос за сценой:

Уходили ребята, и не жди их обратно,
Уходили, растаяв, словно звезды во мгле,
Но оставили правду, настоящую правду,
Неизменную правду на любимой земле…

Юноши под песню медленно уходят к стене и там один за другим тушат свои свечи.

Свет переключается на заднюю сцену. Там появляется девушка, беззаботно идет, появляется юноша в форме и хватает ее за руку, пригибая к земле. Слышны звуки выстрелов.

Юноша: Ложись! Опасно так ходить!

Девушка: Что это?

Юноша: Война! Вроде закончилось, вставай. (Помогает девушке встать.)

Девушка: Я Маша, а ты кто?

Юноша: Я Андрей – курсант одесской летной спецшколы. (Стоят и смотрят друг на друга. Звучит трогательная музыка.)

Юноша: Мне скоро будет 18 лет. Если останусь жив, то обязательно найду тебя!

Звучит «Любимая», они уходят за кулисы. Пока они идут, голос за сценой читает:

Мария тоже попала на фронт. Она была направлена в 292 Полевую ремонтную танковую часть. Стала участницей боев за освобождение Западной Украины и Польши. День Победы Мария встретила в Германии, в городе Бреслау. Ждала ее и радостная весть! Курсант летной спецшколы давно разыскивает ее, чтоб больше никогда не расставаться.

Занавес открывается. На сцене перевернутые ширмы. В «окопе» сидят трое юношей, «дома» - три девушки. Исполняют песню «В землянке».

Мелодия песни звучит дальше фоном. Голос за сценой:

Кто знает, может именно любовь сохранила тысячи жизней на этой немыслимой войне… Люди жили от письма к письму, от весточки к весточке.

Один из юношей берет в руки свою свечу и выходит в центр сцены. Читает:

Когда и в жилах стынет кровь,
Я грелся памятью одной.
Твоя незримая любовь
Всегда была со мной.
В сырой тоске окопных дней,
В палящем огненном аду
Я клялся памятью моей,
Что я назад приду.
Хотя б на сломанных ногах,
На четвереньках приползу.
Я в окровавленных руках
Свою любовь несу.
Как бьется сердце горячо,
Летя стремительно на бой!
Я чувствую твое плечо,
Как будто ты со мной.
Пусть сомневается другой,
А я скажу в последний час,
Что в мире силы нет такой,
Чтоб разлучила нас!

Его сменяет девушка. Читает:

Ждала тебя.
И верила.
И знала:
Мне нужно верить, чтобы пережить
Бои,
походы,
вечную усталость,
Ознобные могилы-блиндажи.
Пережила.
И встреча под Полтавой.
Окопный май.
Солдатский неуют.
В уставах незаписанное право
На поцелуй,
на пять моих минут.
Минуту счастья делим на двоих,
Пусть - артналет,
Пусть смерть от нас -
на волос.
Разрыв!
А рядом -
нежность глаз твоих
И ласковый
срывающийся голос.
Минуту счастья делим на двоих...

Ее сменяет юноша. Читает:

Пусть буду я убит в проклятый день войны,
Пусть первым замолчу в свинцовом разговоре,
Пусть… Лишь бы никогда не заглянуло горе
В твой дом, в твои глаза, в твои девичьи сны…
Пусть не осмелиться жестокая рука
Черкнуть в письме, В скупой на чувства фразе,
Что ты в разорванном лежишь противогазе
И бьется локон твой у синего виска…

Исполняют песню «Темная ночь» Марка Бернеса.

На край сцены с разных сторон выходят юноша и девушка. Он «пишет» письмо, она его «читает».

Голос за сценой:

Из письма лейтенанта Петра Глухова своей любимой.

Юноша: «Родная Ная! Я редко пишу тебе. Не потому, что не хочу, а потому, что не могу писать часто. Ты знаешь – моя жизнь всегда в опасности. Я не хочу тебя тешить напрасной надеждой. Я всегда пишу тебе после боя. Но если ты получишь это письмо, значит, меня нет…

Девушка: Я заранее позаботился написать это письмо, чтобы ты, живая, знала, как я любил тебя, какой бесконечно дорогой ты была для меня.

Твои письма дышат нетерпением, ты просишь лучше, беспощадней бить фашистов, чтобы я скорее вернулся к тебе. Верь мне – твой наказ я выполню с честью. Как и ты, я живу мечтой вернуться к тебе, снова встретиться с тобой. И ради осуществления этой мечты я так жадно бросаюсь в бой, во имя тебя я успеваю сделать в бою то, чему удивлялся бы, если бы прочел в газете.

Юноша: Меня могли бы упрекнуть, если бы прочли это письмо, упрекнуть за то, что я сражаюсь за тебя. А я не знаю, не могу разграничить, где кончаешься ты и начинается Родина. Она и ты слились для меня воедино. И для меня глаза твои – глаза моей Родины. Мне кажется, что твои глаза всюду меня сопровождают…

Девушка: Будущее для меня – это ты. Впрочем, зачем я говорю о будущем? Ведь, когда ты получишь это письмо, меня не будет. Я бы не хотел, чтоб ты его получила, и я даже адреса не напишу на конверте. Но если, если все-таки получишь его – не обижайся. Значит, иначе быть не могло.

Юноша: Прощай. Будь счастливой без меня. Ты сумеешь найти себе друга, и он будет не менее счастлив с тобой, чем я. Будь веселой. В дни славных побед нашего народа ликуй и торжествуй вместе со всеми. Только мне хочется, чтобы в такие дни, в дни веселья и счастья, затаенная, нежная грусть обо мне не покидала тебя, чтобы глаза твои вдруг, на минуту, сделались бы такими, какими они смотрят сейчас на меня с портрета.

Прости за такое желание.

Крепко и горячо обнимаю тебя.

Петр.»

В конце письма Юноша берет свою свечу и задувает. Девушка прижимает письмо к груди. Голос за сценой:

Лейтенант Петр Глухов погиб в момент, когда подползал к вражескому дзоту с гранатой в руках. В личных вещах убитого его товарищи нашли неотправленное письмо любимой девушке и ее фото. На обороте фотокарточки имелась надпись: «Славный мой! Ты далеко, но ты всегда со мной. Посылаю это фото, чтоб ты чаще вспоминал меня. Привет, мой дорогой. Твоя Ная. Май 1943 года».

На центр сцены подходит другая девушка. Читает:

Отчаяния мало. Скорби мало.
О, поскорей бы отбыть проклятый срок!
А ты своей любовью небывалой
Меня на жизнь и мужество обрек.
Зачем, зачем?
Мне даже не баюкать,
Не пеленать ребенка твоего.
Мне на земле всего желанней мука
И немота понятнее всего.
И разве для меня победы будут?
В чем утешение себе найду?!
Пускай меня оставят и забудут.
Я буду жить одна - везде и всюду.
В твоем последнем пасмурном бреду…
Но ты хотел, чтоб я живых любила.
Но ты хотел, чтоб я жила. Жила
Всей человеческой и женской силой.
Чтоб всю ее истратила дотла.
На песни. На пустячные желанья.
На страсть и ревность – пусть придет другой.
На радость. На тягчайшие страданья
С единственною русскою землей.

Голос за сценой:

Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас. Пусть эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!

Бывало, что и забывали, вычеркивали из жизни, из памяти, из сердца… И это было – предательство, самое черное, самое жестокое и беспощадное. И солдат, находившихся в это время на фронте, это предательство мучило и убивало сильнее пуль и гранат…

Юноша выходит и читает:

Я тебе посвятил много пламенных строк,
Ты же письма писать мне не хочешь.
Ну так знай, я могу и к тебе быть жесток
И порву свое сердце на клочья.
Хватит сил у меня твой портрет разорвать,
Сжечь все письма твои дорогие
И безжалостно их навсегда променять,
Навсегда променять на другие…
А при встрече, не глядя, я мимо пройду,
Если б даже и сердце дрожало…
Потому что весной в сорок третьем году
Ты мне письма писать перестала.

Голос за сценой:

Поэт, написавши эти строки, умер от ран в 1943 году. Его любимая перестала писать тогда же… Не потому ли и погиб он?.. Кто знает…

Исполняется песня «Когда мы были на войне».

На фоне песни голос за сценой:

Михаил Алексеев – политрук минометной роты, почти полностью погибшей под Сталинградом, оставил дома свою большую любовь – Ольгу. Всю войну они переписывались. Письма, которые писала она - сгорели под Сталинградом, когда он сам чуть не сгорел. Его же письма Оля сохранила и переслала ему незадолго до своей смерти.

(Другой голос) «Родная моя, ласточка моя, Оленька! Я очень надеюсь, что не последнее это письмо, что я еще поцелую твои синие глаза, что будет у нас с тобой еще все как прежде, а может, и лучше! Будь счастлива и здорова, Оля! Не поминай плохим словом. Твой Михаил».

Почему переслала... Да потому, что так они и не встретились и не поженились. Село, где он жил, разбомбили до основания, некуда было возвращаться. Ольга была в Германии, на работах. Потом вернулась, не могла долго его найти, переехала на Украину. У нее мысли не было, что Михаил Алексеев, главный редактор журнала «Москва», автор многотысячным тиражом издающихся книг - её Миша. Очень распространенная фамилия.

Оля так и не вышла замуж.

Уже в девяностые они нашлись, списались, он собирался к ней ехать, взял билеты, за два часа до поезда ему позвонили и сказали, что Оля умерла…

На сцену по одному выходят все чтецы, по очереди снимая со стены черные сердца и читая:

1-й:

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.

2-й:

Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

3-й:

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.

4-й:

Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

1-й:

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.

2-й:

Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.

3-й:

Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Юноши и девушки складывают сердца на пол, на заднике сцены безоблачное небо, отвязывают бумажных голубей, которые теперь свободно «летают» по залу. Голос за сценой:

Испытало нас время свинцом и огнем.
Стали нервы железу под стать.
Победим. И вернемся. И радость вернем.
И сумеем за все наверстать.
Неспроста к нам приходят неясные сны
Про счастливый и солнечный край.
После долгих ненастий недружной весны
Ждет и нас ослепительный май.

В конце стихотворения на сцене открывается окно. Все поют песню «Когда окончится война» Сергея Трофимова.

При подготовке использованы: стихи Ю.Друниной, А.Кочеткова, А.Суркова, Е.Нежинцева, В.Агатова, О.Берггольц, Д.Самойлова, К.Симонова; Песни: народные казацкие, В.Агатова, В.Занадварова, С.Трофимова; Музыка: Роба Дугана и Раена Фериша.