Психологические основы педагогического общения. Психологический семинар для учителей

Разделы: Школьная психологическая служба


Оборудование: интерактивная доска, проектор.

Раздаточный материал: грецкие орехи (по количеству участников), «шапочки» с ролями, листы для ответов, дипломы.

Мы предлагаем начать семинар с результатов анкеты учащихся Приложение 1. На вопросы которой отвечали учащиеся 6-11 классов. В результате мы увидели, что учащиеся отдают предпочтение тем учителям, которые открыто строят свое общение с детьми, с которыми легко и комфортно общаться. Общение – это неотъемлемый элемент труда учителя и воспитателя, результаты анкеты это подтверждают и мы считаем актуальным и важным выбор данной темы семинара.

Психолог. (на фоне слайда 2) Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Общение учителя с учениками занимает ведущее место в их взаимодействии. Учитель не сможет добиться значимых успехов в обучении, воспитании и развитии учащегося, если не сумеет расположить его к себе, установить с ним доверительные отношения.

Через общение учитель организует поведение и деятельность учащихся, оценивает их работу и поступки, вызывает соответствующие переживания по поводу поступков.

Слайд 3 Педагогическое общение (в отличие от других видов) обязательно предусматривает решение педагогических задач, направленных на развитие и воспитание учащихся.

Психолог. (на фоне слайда 3) то есть это навыки и приемы содержанием которых является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений. Таким образом, педагогическое общение, особый вид творчества.

Слайд 4 Педагогическое общение находит свое выражение в умениях передавать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействия на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.

Психолог. На работе и в жизни от нас все чего-то ждут. К нам предъявляют определенные требования в профессиональном и в личностном плане. А та позиция, которую мы занимаем в жизни, является определяющей в стиле общения, который влияет на результат нашей работы.

Слайд 5. Стили педагогического общения.

Психолог. (на фоне слайда) Наиболее распространена классификация стилей руководства, включающая авторитарный, демократический и либеральный стили.

При авторитарном стиле руководства педагог все берет на себя. Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объектов педагогического воздействия.

При демократическом стиле руководства общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Преобладают организующие воздействия. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения — совет, рекомендация, просьба.

При либеральном стиле руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения — увещевания, уговоры.

Заметим, что в чистом виде тот или иной стиль руководства встречается редко. Наиболее предпочтителен демократический стиль. Однако в деятельности учителя могут присутствовать и элементы авторитарного стиля руководства, например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Элементы либерального стиля руководства допустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности.

Таким образом, стиль руководства педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело — с младшими школьниками или старшеклассниками, каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности.

Психолог. Сейчас мы предлагаем вам узнать насколько вы общительны.

Слайд 6. Тест «Оценка общительности учителя» (Приложение 2)

Игра «Орешки».

Психолог. Часто бывает так, что мы воспринимаем какую либо социальную группу, например этническую или возрастную, как целое, наделяя всех её представителей набором стереотипных характеристик.

Мы редко задумываемся, что каждый её представитель совершенно уникальный и неповторимый человек. Например, нам может казаться, что все подростки несносны, а все китайцы на одно лицо. Это так же, как если взять, например, мешочек грецких орехов, то и они на первый взгляд нам могут показаться как бы на одно лицо…

Психолог. «Возьмите каждый, из мешочка, грецкий орех. Постарайтесь посмотреть на свой орех повнимательней, увидеть и ощутить его особые приметы и неповторимые признаки. Вашей задачей будет отыскать его потом в общей куче. У вас 1 минута».

Затем орехи обирают и перемешивают. После этого по команде каждый должен отыскать свой орех.

Психолог. «Вряд ли еще недавно кто-нибудь из участников считал, что мешочек грецких орехов полон индивидуальностей. Но стоит внимательно присмотреться к самому обычному ореху, познакомиться с ним и становится ясно, что каждый из них неповторим. Так и у нас в жизни… Джеки Чан, Эдди Мерфи.»

Рефлексия:

- Расскажите по каким признакам, особым приметам, вам удалось опознать свой орех?

- Какую, по вашему мнению, отрицательную роль играет стереотипы?

- Могут ли стереотипы быть полезными?

Игра «Шапочки»

Психолог. Сейчас я вам предлагаю сыграть еще в одну игру. Для этого необходимо 6 человек. Участникам необходимо раздать шапочки, на которых напечатаны роли, которые в последствии им необходимо разыграть: не воспринимать в серьез, спрашивать совета, игнорировать, хвалить, поддерживать, перебивать.

Психолог. Сейчас вы закроете глаза, я на вас одену шапочку. Вы не будете видеть, что на ней написано. Играя свои роли нельзя озвучивать то, написано у других. В игре вы будете вести диалог и ваша основная задача общаться с человеком ориентируясь, на то, что у него написано, т.е. на его роль.

После распределения ролей, психологу необходимо дать дополнительную инструкцию, следующего характера: На школу в которой вы работаете, прислали две путевки на оплачиваемый отдых. Вам в течение 5 минут необходимо договориться кто из вас отправиться отдыхать, решение должно быть единогласным. (Эту инструкцию можно изменять, для улучшения мотивации игроков).

Рефлексия

- Каждого спросить, как он себя чувствует в этой роли?

- Какую роль он играл?

Обязательно поблагодарить за исполнение роли.

Психолог. Искусству общения надо учиться, «но нельзя научить человека приемам общения, если он не чувствует себя педагогом, если он откровенно говоря не любит детей и не любит профессию» А.А. Леонтьев.

Мы хотим предложить вам мудрые мысли и советы известный педагогов и психологов.

Слайд 12

  • В педагогической деятельности необходимо использовать весь многочисленный репертуар общения: познание личности ребенка, соблюдение педагогического такта.
  • Четко формулируйте конкретную задачу, которую вы решаете в общении и через общение.
  • Продумайте стратегию и тактику общения, отберите возможные приемы взаимодействия на сознание и поведение детей.
  • Организуя общение с детьми, постоянно стремитесь понять их настроение, улавливайте малейшее изменение в микроклимате класса.
  • Избегайте штампов в общении с детьми: в манере вести себя, в стереотипных реакциях на поведение учащихся, в механическом следовании схеме разговора и т.п.
  • Старайтесь преодолевать негативные установки по отношению к некоторым школьникам.
  • Специально думайте над построением своих взаимодействий с трудными воспитанниками.
  • Стремитесь, чтобы в процессе вашего общения с детьми чаще звучали одобрения и похвала, поощрение.
  • Следите за собственной речью, помните, что она – отражение вашей личности.
  • Умейте слушать детей, чаще улыбайтесь им.
  • Старайтесь понимать эмоциональное состояние, переживание ребенка. Будьте эмпатом – принимайте чужие радости и печали как свои и вы сможете предугадывать поведение людей.

Психолог. В заключении я хочу раздать вам каждому Диплом Эмпата (Приложение 3) Вам необходимо поставить свою фамилию и одно свое положительное качество, передать другому, он должен написать еще одно качество и так далее.

Таким образом, по результатам семинара каждый участник получит диплом Эмпата.