Внеклассное мероприятие для учащихся 3—4-х классов. Игра-путешествие "Сын земли северной"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: способствовать обобщению знаний детей о М. В. Ломоносове, его жизни и деятельности, воспитывать гордость за великого земляка.

Материалы к игре: настольные лампы, карточки с вёрстами, иллюстрации (игра сопровождается показом презентации – Приложение 1).

Правила игры:

  1. класс делится на 2 команды;
  2. задаётся вопрос, команда обсуждает, как только будет готова дать ответ, зажигает свет настольной лампы;
  3. за правильный ответ – карточка 100 вёрст;
  4. если команда не знает ответ или даёт неправильный ответ – ход переходит другой команде;
  5. команда, которая больше наберёт вёрст – победитель;
  6. призовой фонд – орден знатоков жизни и творчества М. В. Ломоносова.

Ход игры

– Дорогие ребята! Сегодня нашу игру посвящаем великому учёному, отцу многих наук, нашему великому земляку, о жизни и творческом пути которого, мы говорили на предыдущих уроках. Н.А.Некрасов в своём стихотворении «Школьник» писал

Скоро сам узнаешь в школе
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.

Какого архангельского мужика он имел в виду? ( М. В. Ломоносова)

Поможет нам совершить путешествие карта «Путь Ломоносова из Холмогор в Москву», как это сделал юный Михайло (слайд 2). Мы сделаем несколько остановок, где нас ждут интересные задания (дети знакомятся с правилами игры). Итак, в путь!

1 остановка – Сийский монастырь.

Кто быстрее найдёт портрет М.В.Ломоносова (предложены портреты Б.Шергина, С. Писахова и М.Ломоносова) (слайд 3)

2 остановка - г. Емецк.

Детство М. Ломоносова.

Ответить на вопросы.

  • Где родился М.Ломоносов? (д. Мишанинская)
  • Кем был отец М. Ломоносова? (рыбаком)
  • Во сколько лет Михайло лишился матери? (9 лет)
  • Кого называл М. Ломоносов «закоренелою во злобе бабой»? (мачеху)

3 остановка – Усть-Вага.

Юность М. Ломоносова.

Исправь ошибки. (слайд 4)

В декабре 1730 года вышел Михайло из дому и побежал догонять поезд, который ещё утром отправился в Москву. С собой было у Михайла 3 тысячи рублей, взятых взаймы у соседа Фомы Шубного, да две книги – математика и букварь. М.Ломоносов называл их «вратами своей учёности». Поезд он догнал через 3 недели. Добирался до Москвы месяц.

(обоз с мороженой рыбой, 3 рубля, «Арифметика» Леонтия Магницкого, «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, обоз, 3 дня, 3 недели).

4 остановка - г. Шенкурск.

Ломоносов – великовозрастный ученик.

Закончить предложение. (слайд 5)

  • В Москве М. Ломоносов был зачислен в … (Славяно-греко-латинскую академию).
  • В Московской академии М. Ломоносов учился …(5 лет).
  • Каждый день он получал жалованье …(3 копейки)
  • В течение первого года обучения в академии он закончил … (3 класса)

5 остановка – г. Вельск.

Ломоносов – наш первый университет.

Так сказал о нём А.С.Пушкин. Своими трудами и творчеством Ломоносов оправдывает слова Пушкина.

А какой университет основал М.В.Ломоносов? ( Московский университет ) (слайд 11)

6 остановка – г. Вологда.

Ребусы.

  • Отгадать науки, в которых М. Ломоносов совершил открытия (слайд 6) (мозаика, астрономия)
  • В каких ещё науках прославился М. В. Ломоносов? (история, механика, поэзия, физика, русский язык, география, риторика).

7 остановка – г. Данилов.

Научные приборы и инструменты, созданные Ломоносовым.

(показываю изображения микроскопа, громовой машины, глобуса, воздушного насоса – дети называют ) (слайд 7)

8 остановка – г. Ярославль.

Ломоносов – мозаик.

Чёрный ящик (слайд 8)

Угадать, что лежит в чёрном ящике? Это предмет из которого Ломоносов делал мозаику.

(цветные стёкла - смальты) (слайд 9)

9 остановка – г. Переяславль

Ломоносов – первый поэт России. (слайд 10)

Среди букв, спрятались слова – ответы на вопросы. Найди их.

  • Какую область науки называл М.В.Ломоносов «своей утехой»? (стихотворство)
  • Произведений каких жанров больше в литературном творчестве у Ломоносова? (стихотворения, оды).

Мяустихотворстворелстихотворениябаодыпа

10 остановка – г. Ростов.

Семья Ломоносова.

  • Сколько детей было у Ломоносова? (1 – дочь)
  • Как звали дочь? (Елена)
  • Какое женское имя передавалось в роду Ломоносовых из поколения в поколение? (Елена)

11 остановка – г. Загорск.

Фильм, фильм, фильм…

  • Как называется фильм про М.В. Ломоносова, который снимался в Мезенском районе? («Михайло Ломоносов») ( слайд 25 )
  • В какой деревне велись съёмки? Почему? (в деревне Кимжа, здесь до сих пор сохранились старинные рубленые дома, амбары, овины, мельница и удивительный памятник северорусского зодчества – Одигидриевская церковь)

12 остановка – г. Москва.

Назовите места в г. Архангельске и Архангельской области, связанные с именем М. Ломоносова

(показываю фото – дети называют: проспект Ломоносова, драматический театр им. Ломоносова, памятник у АГТУ, ПГУ им. Ломоносова, дом – музей, с.Ломоносово) (слайд 11)

Вот и закончилось наше путешествие. Пора подводить итог. Посчитайте, сколько вёрст набрала каждая команда. Выявляется команда – победительница. Награждение.

Успехов вам в познании творчества великого сына земли северной!

А Михайло Ломоносов
Всем сородичам пример.
Он явился – нет вопросов,
Он в науке – пионер.
Из Курострова в науку
Он пешком ушёл в поход,
А сегодня вся наука
К Ломоносову идёт.
И в его село с почтеньем
Шлют гонцов из разных стран,
Потому что его чтенья –
Светлый праздник северян. (слайд 12)

Образец ордена для награждения