Внеклассное мероприятие "Птичий КВН"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:Обратить внимание к проблемам зимующих птиц, чтобы сохранить численность и поддержание видового разнообразия.

Задачи:

  • Расширение кругозора учащихся о пользе птиц и их охране;
  • Способствовать стремлению самостоятельно наблюдать и изучать птиц; – Продолжить формирование бережного отношения к птицам.

Оборудование:2 чучела птиц, магнитофон, кассета с записью голосов птиц, различные кормушки, листок с написанными опорными словами, жетоны, бумага, карандаш, зеркало, 2 салфетки.

Место проведения: Актовый зал.

Эмблема КВН – летящая птица с письмом, на конверте буквы КВН.

Ход мероприятия

Под музыку пения птиц на сцену выходят две команды, рассаживаются по местам.

Ведущий 1: Сегодня мы проводим КВН, назвали мы его птичьим.

Ведущий 2: Ребята! Вы знаете, что с 01.12.08 г. По 1 апреля 2009 года у нас в Хакасии, по инициативе Государственного природного заповедника “Хакасский” проводится акция “Покормите птиц зимой”. Свой КВН мы приурочили к этой акции. Мы хотим обратить ваше внимание к проблемам зимующих птиц с целью сохранения их численности и поддержания видового разнообразия.

Ведущий 1: В нашем КВН-е участвуют 2 команды. Команда “Дятел” и команда “Синица”. А это наши достопримечательные судьи. (Представить каждого, назвать фамилию, имя, отчество).

Конкурсы оцениваются в 5 бальной системе. Если конкурс оценивается иначе, об этом сообщают ведущие.

  1. Конкурс “Приветствие”.

Ведущий 2: По традиции соревнования между командами начинается с приветствий. Команда “Синицы”, ваше приветствие.

Ведущий 1: А теперь приветствие команды “Дятел”.

Ведущий 2: Просим жюри оценить приветствие команд.

  1. Конкурс капитанов.

Ведущий 1: Начнём конкурс капитанов. Пожалуйста, выйдите на середину сцены. (Капитаны занимают указанные места.) Прежде всего проверим вашу сообразительность. На обдумывание 30 секунд.

  • Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет)
  • Почему снегиря так назвали? (Прилетает с первым снегом)
  • Где зимуют и осенью спят вороны? (В садах, в рощах)
  • Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)
  • Загадайте загадку о птице зимующей у нас в Хакасии.
  • Пропеть куплет песни, в которой поётся о птицах.

Просим жюри оценить способности капитанов.

  1. Конкурс “Разминка”.

Ведущий 2: А сейчас начнём соревнованиё команд. “Кто лучше и больше знает жизнь птиц”. Команда, первой назвавшая правильный ответ зарабатывает жетон.

  • Может и разбиться,
    Может и свариться,
    А захочет – в птицу
    Может превратиться. (Яйцо)

 

  • “Гуль – гуль – гуль”, мани к себе их,
    Дай зерна, воды налей.
    Белых, сизых и кофейных
    Ты увидишь ......... (Голубей)

 

  • Эта птица не простая:
    Днём его не встретишь ты
    Из дупла он вылетает
    С наступленьем темноты
    Днём любой его обидит:
    Он при свете плохо видит.
    А во тьме пугает сам,
    Пролетая по лесам.
    Опоздавших замечает
    У гнезда и у норы,
    И глаза его сверкают,
    Как зелёные шары. (Филин)
  • Что значит, если над каким-нибудь местом в лесу с карканьем вьются вороны? (Это значит, что в том месте находится падаль или раненое животное)
  1. Конкурс “Знаешь ли ты птиц? ”.

Ведущий 1: А сейчас мы проведем конкурс “Знаешь ли ты птиц?”

“Птицы – наши друзья – гласит одна из заповедей.” А знаешь ли ты птиц? Каждой команде показывают чучело птицы. Нужно назвать птицу, коротко рассказать о её пользе.

Жюри оценивают ответы команды.

  1. Домашнее задание.

Ведущий 2: Проверяем домашнее задание на тему “Что было бы, если бы...”

Первой показывает выполнение домашнего задания команда “Синица”. Затем домашнее задание показывает команда “Дятел”. (Жюри оценивает).

  1. Номер художественной самодеятельности.

Ведущий 1: А сейчас каждая команда показывает свой номер художественной самодеятельности. /Жюри оценивает/

  1. Конкурс писателей.

Ведущий 2: Сейчас начнём конкурс юных писателей. От каждой команды по 2 человека.

Вам предстоит написать рассказ по опорным словам птичьего содержания. Для работы вам отводится 3 минут. (Каждой группе выдается листок с написанными опорными словами, бумага, карандаш.)

  • 1 команда: Зима, голод, кормушка, зерно, ученики, холод.
  • 2 команда: Накормить, холод, хлеб, сало, люди, кормушки.
  1. Конкурс юных художников.

Ведущий 1: Проводим конкурс юных художников. Художники от команд, пожалуйста, сюда. Ваша задача – нарисовать рисунок на тему “Больше заботы о пернатых друзьях!”

Основная забота сейчас – это то, чтобы птицы были накормлены. Вы должны уложить это зерно в виде рисунка. “Нарисовать” с помощью зерна на кормушке бабочку. (Команда “Дятел”). И стрекозу (Команда “Синица”). 3 минуты.

  1. Конкурс болельщиков.

Ведущий 2: Пока наши художники и писатели выполняют задания, устроим конкурс между болельщиками. Приглашаются по 1 болельщику от каждой команды.

Слушайте задание: на каждый шаг (по очереди) надо назвать птицу, зимующую в Хакасии. Шаг без названия птиц не делать. Выигрывает тот, кто больше сделает шагов с названием птиц.

Жюри подводит итоги.

Ведущий 1: Подошло время проверить писателей. Писатели, ставьте точку в своих рассказах и зачитывайте нам свои произведения.

Жюри! Оценка.

  1. Конкурс “Поговорки и пословицы о птицах”.

Ведущий 2: Начинаем конкурс между командами. “Кто больше знает поговорок, пословиц о птицах”.

Условия конкурса: Поговорки и пословицы называет каждая команда по очереди, не повторять. Большее количество очков присуждаются за большее число пословиц и поговорок. Начинаем. (Ведущие считают)

  1. Конкурс загадок.

Ведущий 1: А теперь загадки о птицах.

Загадывают болельщики противоположных команд. Одна загадка – 1 балл.

Ведущий 2: Проверим работу художников.

Художники, предоставляйте свои полотна для оценки судьям. Покажите и зрителям. Жюри! Выскажите своё мнение о картинах.

  1. Музыкальный конкурс.

Ведущий 1: Объявляется конкурс между командами. “Кто больше знает песен о птицах”. Условия конкурса: каждая команда поём по одному куплету из каждой песни. Количество очков присуждается за большее исполнение песен. Конечно, учитывается и само исполнение песен. Первой попробует свои силы команда “Дятел”, а затем команда “Синица”.

Слово предоставляется жюри.

  1. Конкурс болельщиков.

Ведущий 2: А сейчас проведем конкурс болельщиков.

  • Болельщикам загадываются по очереди загадки о птицах. 1 загадка – 1 балл.
  • Какие птицы ночуют зарывшись ночью в снег? (Тетерева, куропатки, рябчики)
  • Какая птица выдалбливает клювом дупло для гнезда? (Дятел)
  • Какие птицы перекочевывают на зиму к жилищу человека? (Синица большая, сорока, ворона)
  • Название какой перелётной птицы созвучно с фамилией писателя? (Гоголь)
  • Кого называют пернатой кошкой. (Сову –  ночного охотника за мышевидными грызунами).
  • Почему тушки мертвого клеста и в тепле не разлагаются? (Клесты питаются семенами хвойных деревьев. Всё тело пропитывается смолой. Смола сохраняет тело от тления).
  • Назовите 6 видов птиц, зимующих в нашей местности? (Воробей домовой, воробей полевой, сорока, ворона, синица, дятел, снегирь, голубь)
  • Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Воронье гнездо плоское /лотком/, а сорочье круглое с крышкой)
  • У какой нашей лесной птицы очень крепкий клюв? (Дятел)
  • Какие птицы роют норы для гнезда? (Береговые ласточки)
  • Название какого города созвучно с названием птицы? (Орёл)
  • У какой птицы такой крепкий хвост, что он поддерживает птицу на дереве? (Дятел)
  • Здесь и гам и птичье пенье,
    Здесь есть даже угощенье:
    Крошки хлеба и пшено.
    Отгадайте, что это? (Кормушка)
  • К названию какой русской реки надо прибавить впереди одну букву, чтобы получить название птицы? (Иволга)
  • Как узнают возраст птиц и их пролётные пути? (Кольцевание)
  • Какие птицы Хакасии внесены в Красную книгу?

Ведущий 1: Ребята! Сейчас середина зимы. Вы конечно, хорошо знаете, что зима для птиц самое трудное время года. Много птиц погибают от того, что они не находят себе корма. Зимой птице не холод страшен, а голод. Вот и поселяются они ближе к жилищу человека, а он в свою очередь проявляет много заботы о пернатых друзьях, устраивая настоящие птичьи столовые.

Вот такие кормушки можно сделать самостоятельно, если у вас их ещё нет, то надо сделать. (Зачитывается листовка “Столовая для птиц”).

  1. Конкурс “Птичья столовая”.

Ведущий 2: Сейчас мы проведём конкурс “Птичья столовая”.

Многие птицы посещают их. Вот мы и хотим узнать, какие же птицы чаще всего столовой пользуются. Каждой команде даётся бумага и карандаш. Записать название птиц, которые прилетают в вашу птичью столовую. На это даётся 3 минуты.

Пока ребята выполняют задания, болельщики расскажите у кого есть птичьи столовые, чем вы кормите птиц? Чем они радуют вас? Почему необходимо охранять птиц?

Ведущий 1: Проверяем выполнение конкурса “ Птичья столовая”; участники конкурса представьте ваши работы. Команда “Дятел”, зачитайте ваши ответы. Команда “Синица”, вам слово.

Судьи, оцените.

  1. Конкурс “Таинственное письмо”.

Ведущий 2: Ребята! Только что получено письмо, но оно оказалось таинственным и прочитать его мы не смогли. Нам посоветовали обратиться за помощью к вам. Каждая команда сейчас получит текст этого загадочного письма. Ваша задача прочитать его. На это даётся 3 минуты.

А пока ребята расшифровывают письмо, давайте послушаем, какие у птиц красивые голова и как замечательно они поют.

Расшифровав письмо Вы поняли, что с наступлением тёплых дней нам надо ждать птиц с юга. А птицам прилетевшим с юга нужно жильё – и сейчас ещё есть время вспомнить какое жильё нужно птицам.

Ведущий 1: Жюри. Подведите итоги нашего КВН.

(Подведение итогов, награждение команд и самых активных болельщиков).

Очень приятно, что вы приняли участие в этом КВНе. Проигравших нет: в выигрыше все. Надеюсь, что вы ещё больше будете любить родную природу, проявлять к ней интерес, оберегать её. Наш КВН показал, что вы много знаете, а после его проведения вы обогатили и расширили эти знания, но главное – вы будете ещё бережнее относится к птицам, природе.

А сейчас предоставляется слово жюри. Подведите итоги нашего КВН. (Подведение итогов, награждение команд и самых активных болельщиков).

Литература:

  1. Бочкарёва Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся: Пособие для учителя. – Калуга, 1996. – 122 с.
  2. Прокофьев С.М. природа Хакасии: Пособие. – Абакан: Хакасское книжное изд-во, 1993. – 205 с., с илл.
  3. Заповедник Хакасский: научное издание. Под редакцией Г.В. Девяткина. Абакан: “Журналист”, 2001. – 128 с.
  4. // Биология в школе. – №1, 1999 г.
  5. // Биология в школе. – №2, 1989 г.
  6. // Биология в школе. – №1, 1993 г.
  7. // Педсовет. – №6, – 2002 г.
  8. // Педсовет. – №12, – 2003 г.
  9. // Педсовет. – №12, 2006 г.
  10. // Педсовет. – №1, 2005 г.
  11. // Последний звонок. – №12, 2003 г.