Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок в начальной школе по теме "Охрана растений и животных. Будь природе другом"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цель: Познакомить с охраняемыми видами животных и растений Ивановской области.

Для реализации цели урока поставлены задачи:

Обучающие: познакомить детей с Красной книгой; расширить и углубить знания детей об охраняемых видах животных и растений, встречающихся в Ивановской области; дать детям представление о необходимости усилий по охране животных и растений, убедить в важности этого дела.
Развивающие: развивать экологическое мышление, речь, умение работать с источниками информации.
Воспитывающие: воспитывать бережное, чуткое отношение к природе родного края.

Оборудование:

  • Мультимедийное оборудование: проектор, компьютер.
  • Презентация. (см. Приложение 1)
  • Картина природы родного края; вырезанные рисунки охраняемых видов растений и животных, экологические знаки.
  • Тексты для групповой работы. (см. Приложение 2)

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2. Актуализация ранее полученных знаний.

-Чтобы настроиться на урок поиграем в игру «Доскажи словечко».

На доске.

Ять -ять - ять - Природу нужно … охранять.

Ля - ля - ля - Мы спасем тебя, … Земля.

Я- я - я - Наука … экология.

- У вас на столах лежат опорные слова. С помощью этих слов, смоделируйте понятие экология.

Проверка.

- Что такое «экология»? (Экология - это наука о связях живых существ со средой их обитания.)

- Кто является живыми существами? (Человек, растения, животные).

-От чего зависит жизнь живых существ? (От среды обитания)

-Что вы понимаете под «средой обитания»? (Воду, воздух, почву).

- А все ли в порядке со средой обитания в нашем крае? (Вода, воздух, почва загрязняются)

- Кто страдает от этого? (Животные и растения.)

3. Формирование новых знаний и умений. Знакомство с животными и растениями Красной книги нашего края.

- Рассмотрите уголок природы нашего края.

- Что заметили? (Мало растений и нет животных.)

- Как его оживить? (Поселить туда животных и растения.)

- Что надо сделать, чтобы они не исчезали? (Охранять)

- О чем будем говорить на уроке? (Об охране животных и растений нашего края.)

Тема на доске: Охрана животных и растений нашего края.

- Какую цель перед собой поставим? (Научиться охранять животных и растения)

- Где мы с вами можем найти информацию об охраняемых животных и растениях? (В Красной книге)

-Что такое Красная книга?

Выберите на карточке № 1 ответ.

На столах карточки (выбрать)

  1. Книга в красной обложке.
  2. Книга учета животных и растений.    
  3. Книга тревоги.

Проверка.

Книга в красной обложке.

- О чем предупреждает красный цвет? Кому грозит опасность?

Книга учета животных и растений.

Книга «тревоги». Почему?

- Есть ли ещё вариант?

Вот у меня в руках Красная книга.

- Что же такое Красная книга? (В ней кратко рассказано о среде обитания этих видов, причинах сокращения численности и мерах, которые нудно предпринять для их спасения.)

- В нашей стране первое издание Красной книги вышло в 1978 году. Сначала все сведения об исчезающих растениях и животных уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается большее число видов. Поэтому второе издание Красной книги вышло в 1984 году в двух томах. Экологи и краеведы Ивановской области ведут свою «Красную книгу».

- Давайте посмотрим каким животным и растениям грозит опасность исчезновения в нашем крае?

Мультимедийная презентация.

- Среди животных, занесённых в Красную книгу России, встречаются и в Ивановской области. Вот некоторые из них: птицы - орел змееяд, скопа, беркут, орлан - белохвост, сокол - сапсан; звери - русский выхухоль, бобр, выдра; бабочки - аполлон, мнемозина.

- Среди растений, занесённых в Красную книгу России, в Ивановской области встречаются: венерин башмачок настоящий, касатик аировидный, ветреница дубравная, орхидеи - калипсо луковичная, водяной орех (чилим), кубышка чистобелая, кубышка желтая.

Физкультминутка.

По родному краю
Дружно мы шагаем (марш на месте)
Справа от нас – зеленый луг. (поворот)
Слева находится лес. (поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. (прыжки)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (махи руками)
Солнце над березами светит нам. (повороты головы)
Мы рады ягодам, грибам. (наклоны)

Исследование “Страничка в Красной книге”

(Самостоятельная работа в группах с источниками информации о различных животных и растениях, занесённых в Красную книгу).

- Мы познакомились с исчезающими животными и растениями нашего края. Давайте поселим их в наш уголок природы.

- Работать будем в группах.

- У вас на столах лежит фотография животного или растения, нуждающегося в вашей защите. Прочитаете текст и ответите на вопросы по плану.

План работы: (В презентации)

  1. Место обитания.
  2. Причины сокращения численности.

Защита проектов-исследований.

(На доске плакат с изображением природы края. Во время ответов детей прикрепляю на доску фотографии этих видов.)

Первая группа: РУССКИЙ ВЫХУХОЛЬ.

- Поселите животное в наш уголок природы.

- Как спасти?

(Меры по спасению. Запретить вырубку леса в местах обитания этого животного, загрязнение водоёмов, охоту на этих животных.)

- Выберите экологические знаки.

- По этим же причинам в нашем крае сокращается численность бобров и ондатры. (Размещение бобра и ондатры в уголке природы.)

Вторая группа: СКОПА.

- Поселите животное в наш уголок природы.

- Какие меры нужно предпринять для спасения?

- Выберите экологические знаки.

Третья группа: Башмачок настоящий /Венерин башмачок/.

- Поселите растение в наш уголок природы.

- Предложите меры по спасению.

- Выберите экологические знаки.

- По этим же причинам в нашем крае сок