Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок в начальной школе по теме "Охрана растений и животных. Будь природе другом"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цель: Познакомить с охраняемыми видами животных и растений Ивановской области.

Для реализации цели урока поставлены задачи:

Обучающие: познакомить детей с Красной книгой; расширить и углубить знания детей об охраняемых видах животных и растений, встречающихся в Ивановской области; дать детям представление о необходимости усилий по охране животных и растений, убедить в важности этого дела.
Развивающие: развивать экологическое мышление, речь, умение работать с источниками информации.
Воспитывающие: воспитывать бережное, чуткое отношение к природе родного края.

Оборудование:

  • Мультимедийное оборудование: проектор, компьютер.
  • Презентация. (см. Приложение 1)
  • Картина природы родного края; вырезанные рисунки охраняемых видов растений и животных, экологические знаки.
  • Тексты для групповой работы. (см. Приложение 2)

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2. Актуализация ранее полученных знаний.

-Чтобы настроиться на урок поиграем в игру «Доскажи словечко».

На доске.

Ять -ять - ять - Природу нужно … охранять.

Ля - ля - ля - Мы спасем тебя, … Земля.

Я- я - я - Наука … экология.

- У вас на столах лежат опорные слова. С помощью этих слов, смоделируйте понятие экология.

Проверка.

- Что такое «экология»? (Экология - это наука о связях живых существ со средой их обитания.)

- Кто является живыми существами? (Человек, растения, животные).

-От чего зависит жизнь живых существ? (От среды обитания)

-Что вы понимаете под «средой обитания»? (Воду, воздух, почву).

- А все ли в порядке со средой обитания в нашем крае? (Вода, воздух, почва загрязняются)

- Кто страдает от этого? (Животные и растения.)

3. Формирование новых знаний и умений. Знакомство с животными и растениями Красной книги нашего края.

- Рассмотрите уголок природы нашего края.

- Что заметили? (Мало растений и нет животных.)

- Как его оживить? (Поселить туда животных и растения.)

- Что надо сделать, чтобы они не исчезали? (Охранять)

- О чем будем говорить на уроке? (Об охране животных и растений нашего края.)

Тема на доске: Охрана животных и растений нашего края.

- Какую цель перед собой поставим? (Научиться охранять животных и растения)

- Где мы с вами можем найти информацию об охраняемых животных и растениях? (В Красной книге)

-Что такое Красная книга?

Выберите на карточке № 1 ответ.

На столах карточки (выбрать)

  1. Книга в красной обложке.
  2. Книга учета животных и растений.    
  3. Книга тревоги.

Проверка.

Книга в красной обложке.

- О чем предупреждает красный цвет? Кому грозит опасность?

Книга учета животных и растений.

Книга «тревоги». Почему?

- Есть ли ещё вариант?

Вот у меня в руках Красная книга.

- Что же такое Красная книга? (В ней кратко рассказано о среде обитания этих видов, причинах сокращения численности и мерах, которые нудно предпринять для их спасения.)

- В нашей стране первое издание Красной книги вышло в 1978 году. Сначала все сведения об исчезающих растениях и животных уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается большее число видов. Поэтому второе издание Красной книги вышло в 1984 году в двух томах. Экологи и краеведы Ивановской области ведут свою «Красную книгу».

- Давайте посмотрим каким животным и растениям грозит опасность исчезновения в нашем крае?

Мультимедийная презентация.

- Среди животных, занесённых в Красную книгу России, встречаются и в Ивановской области. Вот некоторые из них: птицы - орел змееяд, скопа, беркут, орлан - белохвост, сокол - сапсан; звери - русский выхухоль, бобр, выдра; бабочки - аполлон, мнемозина.

- Среди растений, занесённых в Красную книгу России, в Ивановской области встречаются: венерин башмачок настоящий, касатик аировидный, ветреница дубравная, орхидеи - калипсо луковичная, водяной орех (чилим), кубышка чистобелая, кубышка желтая.

Физкультминутка.

По родному краю
Дружно мы шагаем (марш на месте)
Справа от нас – зеленый луг. (поворот)
Слева находится лес. (поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. (прыжки)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (махи руками)
Солнце над березами светит нам. (повороты головы)
Мы рады ягодам, грибам. (наклоны)

Исследование “Страничка в Красной книге”

(Самостоятельная работа в группах с источниками информации о различных животных и растениях, занесённых в Красную книгу).

- Мы познакомились с исчезающими животными и растениями нашего края. Давайте поселим их в наш уголок природы.

- Работать будем в группах.

- У вас на столах лежит фотография животного или растения, нуждающегося в вашей защите. Прочитаете текст и ответите на вопросы по плану.

План работы: (В презентации)

  1. Место обитания.
  2. Причины сокращения численности.

Защита проектов-исследований.

(На доске плакат с изображением природы края. Во время ответов детей прикрепляю на доску фотографии этих видов.)

Первая группа: РУССКИЙ ВЫХУХОЛЬ.

- Поселите животное в наш уголок природы.

- Как спасти?

(Меры по спасению. Запретить вырубку леса в местах обитания этого животного, загрязнение водоёмов, охоту на этих животных.)

- Выберите экологические знаки.

- По этим же причинам в нашем крае сокращается численность бобров и ондатры. (Размещение бобра и ондатры в уголке природы.)

Вторая группа: СКОПА.

- Поселите животное в наш уголок природы.

- Какие меры нужно предпринять для спасения?

- Выберите экологические знаки.

Третья группа: Башмачок настоящий /Венерин башмачок/.

- Поселите растение в наш уголок природы.

- Предложите меры по спасению.

- Выберите экологические знаки.

- По этим же причинам в нашем крае сокращается численность кубышки и кувшинки. (Размещение этих растений в уголке природы.)

Четвертая группа – Бабочка Мнемозина.

- Поселите животное в наш уголок природы.

(Меры по спасению. Рекомендуется охрана растений рода хохлатка. Запретить отлов. Запретить вырубку леса в местах обитания.) (Размещение хохлатки в уголке природы)

- По этим же причинам в нашем крае сокращается численность бабочки Парусник Аполлон. (Размещение бабочки в уголке природы.)

- Выберите экологические знаки.

- Чья вина, что численность этих растений и животных сокращается?

- Но не все люди наносят вред природе. Большинство понимают, что природу нужно охранять. Они создают охраняемые территории, такие как:

Заповедники - где природа находится под строгой охраной.
или
Заказники - где люди не только охраняют, но и разводят растения и животные с последующим их расселением.

- Где можно взять редкие виды животных и растений для их переселения в природу? (В заказнике)

- На территории Ивановской области находится 6 заказников. Об одном из них нам расскажет …

Доклад.

-На территории Ивановской области, в окрестности села Холуй, находится Клязьминский боброво - выхухолевый заказник. В нем занимаются разведением выхухоли, бобров, ондатры и редчайшего для нашего края растения - водяной орех, или чилим.

(Размещение этого растения в уголке природы.)

4. Обобщение и систематизация знаний.

- Какой у нас получился уголок природы?

- Почему?

- Какие правила друзей природы вы бы выполняли? Экологические знаки.

- Но не все люди знают охраняемые виды растений и животных.

- Что же делать? (Надо им рассказать.)

- Кому можем рассказать?

- Что будет помощником в вашей разъяснительной работе? (Экологические знаки.)

- Где их разместите?

- Кому поможет узнать об охраняемых видах созданный нами уголок природы?

- Вы работали с научной литературой и писали работы. Как помогут? (Создать свою Красную книгу.)

- Как до всех жителей города довести информацию?

- Что мы с вами можем сделать?

5. Домашнее задание.

Сегодня ваше домашнее задание будет творческим. Вам надо написать статью в газету. А темы вашей статьи на доске.

Природу нужно охранять.
Мы спасем тебя, Земля.

6. Рефлексия.

- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?

- Если урок доставил удовлетворение, вы довольны своей работой, поднимите зеленую карточку.

- Если урок понравился и вы хотели бы продолжить работу по этой теме, поднимите желтую карточку.

- Если вы устали и не желаете возвращаться к этой теме, покажите коричневую карточку.

Итог урока

Я очень рада, что сегодняшний урок заинтересовал вас, что вы приняли в нем живое участие. Это значит, что вы любите свой родной край и вам не безразлична его судьба.

Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя М.М.Пришвина: "Охранять природу – значит охранять Родину".