Внеклассное мероприятие по профориентации. Классный час "Человек трудом велик"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Учебная: формирование установки на осознанный выбор профессии, через объяснение учащимся, какие факторы влияют на выбор профессии.
  • Развивающая: развивать мотивы образовательной деятельности (Для нас учеба – главный труд), индивидуальных и творческих способностей каждого ребенка.
  • Воспитательная: воспитывать коммуникативные умения: слушать и слышать, работать в команде, сотрудничать, сопереживать другому

Форма проведения: игра-сказка.

Подготовительная работа

  1. Интервью о профессии своих родителей. Вопросы:
  2. Почему ты выбрал(а) эту профессию?
  3. Где и как долго ты учился(лась)?
  4. Что самое трудное, легкое, привлекательное в твоей профессии?
  5. Что необходимо знать и уметь, чтобы быть хорошим специалистом твоей профессии?
  6. Какие книги, инструменты, одежда и другие вещи необходимы тебе в работе каждый день?
  7. Рисунок «Дерево семейных профессий» (нарисовать дерево, каждая ветвь которого – какая-либо профессия: обратить внимание на династии)
  8. Чтение и обсуждение сказки «Секрет ювелира» (кн. «Секреты мастерства» АМРИТА – Русь М. 2005 с.347-350)
    Вывод: Любой труд надо выполнять с душой.
  9. Оборудование:
  • Кроссворд «Труд» См. приложение №2
  • Дерево семейных профессий – рисунки
  • Сочинения-интервью
  • Пословицы о труде: Человек трудом велик. Кто любит труд, того люди чтут. Для нас учеба – самый главный труд. Землю солнце красит, а человека труд.
  • Вопросы: Как узнать, какую профессию выбрать? Что нужно учитывать при выборе профессии?
  • Аншлаги: интерес, склонности, призвание, способности
  • Карточки-задания (по количеству групп): См. приложение №1
    Кинечу – ученик, Ретсам – мастер, Ы*бюлодурт – трудолюбы, Ирыдол – лодыри, Тирыдол – лодырит
  • Рецепт (для применения труда) См. приложение №5

Сценарий

Учитель:  Я знаю, что вам хочется скорее вырасти, стать сильными, умными и трудиться наравне с взрослыми. Каждый человек с детства мечтает о том, кем он станет: учителем, врачом, продавцом, космонавтом…Часто детские мечты ведут человека по всей жизни, и вы, окончив школу, сможете воплотить свои мечты в жизнь.

- Как же все-таки узнать, какую профессию выбрать?

Ведь, существуют тысячи разных профессий и специальностей, и найти для себя работу по душе довольно сложно.

- Что же нужно учитывать при выборе профессий?

Ответы детей: (интерес, склонности = призвание, способности)

Учитель: Сегодня мы еще раз поговорим о профессиях, о труде и сделаем вывод: Какой труд является для вас главным.

(Вдруг раздается гул, шум, рев, грохот…) Появляются 2 инопланетянина, озираются. На головах у них шапочки со словами: Ретсам и Кинечу)

Учитель: Кто вы?

Ретсам: Я – Ретсам.

Кинечу: А я – Кинечу.

Ретсам и Кинечу: Куда мы попали?

Ученики: Это школа № 106, а мы ученики 3«А» класса.

Учитель: (обращается к инопланетянам): Расскажите, что с вами случилось? Откуда вы?

Ретсам: Дело в том, что мы жители планеты «Ы*БЮЛОДУРТ». Когда-то наша чудесная планета процветала: у нас текли молочные реки у кисельных берегов, были златые горы и изумрудные моря. Все люди наше планеты жили счастливо и беззаботно.

Кинечу: Но однажды, всё изменилось. Все жители, от мала до велика заболели страшной болезнью: ТИРЫДОЛ. Люди не могли пошевелиться, забыли всё: как приготовить еду, сшить одежду, как управлять техникой, как лечиться, как учиться. Мы забыли, как нас зовут. Долгое время мы только лежали и стонали. Всё на планете разрушилось, погибло.

Ретсам: Прознали про это наши соседи с планеты «ИРЫДОЛ», обрадовались, что наша планета стала превращаться в болото, трясину. И совсем было бы нам худо, если бы не чудо. Великий маг-волшебник, которого не коснулся вирус «ТИРЫДОЛ», нашел волшебную «Книгу времён».

Там написано: «Летите на планету ЗЕМЛЯ, найдите город Железногорск, школу № 106, 3«А» класс. Ребята вас вылечат и помогут всё вспомнить. Там вы вернете себе память, знания, имена».

Ретсам и Кинечу:  Так мы туда попали?

Дети: Да!

Ретсам и Кинечу: Помогите нам, пожалуйста!

Учитель: Вы как раз вовремя прибыли к нам. Мы вам поможем, вылечим.

(У детей карточки с заданием №1) См. приложение №1

- Ребята, вы догадались, какой вирус на планете наших гостей?

- Какая команда готова дать ответ: Как зовут инопланетянина поземному?

Ответ: (Вирус: лодырит. Планеты: Трудолюбы, Лодыри. Имена гостей: Мастер, Ученик) 

Лексическое значение слов МАСТЕР, УЧЕНИК:

Мастер

  1. специалист, достигший высокого искусства в своем деле
  2. человек, который умеет хорошо, ловко делать что –н., мастак

Ученик

  1. человек, который учится чему-н. у кого-н.
  2. учащийся средней школы

Ретсам и Кинечу: А какое лекарство?

Учитель: Какое слово зашифровано? Ответ: (Труд)

Задание №2 Кроссворд «Труд»  Отгадайте загадки.

  1. В столярной мастерской стучу я день-деньской. (молоток)
  2. Замечательный дружище,
    Деревянная ручища,
    Да железный обушок,
    Закаленный гребешок.
    Он у плотника в почете – каждый день с ним на работе. (топор)
  3. На деревянной речке,
    Плывёт кораблик новый.
    Свивается в колёсики
    Дымок его сосновый.  (рубанок)
  4. Везде суёт свой нос витой.
    Дыру проткнёт в стене.
    Чтобы узнать, а что на той,
    Обратной стороне. (дрель)

Ответ: Труд См. приложение №2

Ретсам и Кинечу: - Спасибо, ребята. Теперь мы знаем лекарство от лодырита – это труд!  А что такое труд?

Дети: (дело, деятельность, работа, занятие, усилие, профессия)

Ретсам и Кинечу:  Профессия!?

Учитель: Давайте, ребята, вспомним, какие профессии вы знаете?

Стихотворение «Путаница о профессиях»

  1. Как-то собрались ребята
    Во дворе у нас гурьбой.
    «Санитар, - спросила Ната-
    Это кто ещё такой?»
  2. «А связист? – спросил Сережа,-
    Слесарь - кто?» - не знаю тоже…

Кинечу:

 

 

Ретсам:

1.Погодите-ка, друзья!
Вам на всё отвечу я!
3. САНИТАР на САНКАХ мчится,
Ничего с ним не случится!
Он ведь мастер в санном спорте
Тут со мною вы не спорьте!
5. По горам, по перевалам
Всё идёт ГОРНЯК усталый.
Он к горам давно привык,
Покорит он горный пик.
7. Лихо закрутив усы,
Чинит ЧАСОВОЙ ЧАСЫ,
Он винтовкой винт ввинтил
Всё в порядке! Починил!
9. ВОДИТЕЛЬ ВОДИТ хоровод –
С ним веселится весь народ.
Где он – там игры, шутки, смех!
ВОДИТЕЛЬ веселее всех.
11. Операция идёт:
КРОВЕЛЬЩИК здесь КРОВЬ сдаёт.
Кровь вливается больному
Он уже здоров – и дома!

 

 

2.Вспомнили!
Все профессии мы знаем. Так! Вниманье! Объясняем!
4. Под морзянки бодрый свист
Свитер СВЯЖЕТ нам СВЯЗИСТ:
Он в вязании на спицах
Лучший наш специалист!
6. Сыпать СОЛЬ СОЛИСТ готов
Лучше всяких поваров
В щи, в пюре, в рагу и рыбу.
Хватит! Хватит! Всё! Спасибо!
8. СЛЕСАРЬ с ЛЕСОМ стал «на ты», стережет в лесу кусты.
Чтоб никто срубить не смог их
Под покровом темноты.
10.С АСТРОНОМОМ всё в порядке –
АСТРЫ он растит на грядке.
А бывают АСТРОНОМЫ,
Что торгуют в ГАСТРОНОМАХ.

3. Всё! Хватит! Всё вы перепутали!
Не растут на грядке астры,
Слесарь с лесом не знаком,
И горняк не ходит в горы
С тяжеленным рюкзаком.

Учитель: Ребята! В чем тут дело? Что перепутали наши гости? Помогите поскорей разобраться, что к чему?

Задание № 3 (дети объясняют, что обозначает профессия): Соедини стрелочками нужную профессию (См. приложение №3)

(Подводятся итоги, какая группа выполнила задание правильно).

Ретсам и Кинечу: Ребята, а что нужно учитывать при выборе профессии?

(Ответы детей)

Учитель: Послушайте стихотворение Р. Сефа «Странное дело». О чем оно?

Странное дело,
А может быть, нет-
Жил-был на свете
Когда-то сапожник.
Был он сапожником
Сорок пять лет.
Но про него говорили:
«Художник!»
(Почему?)

 

 

Странное дело,
А может быть, нет-
Жил-был на свете
Когда-то художник.
Был он художником
Семьдесят лет.
Но про него говорили:
«Сапожник!»
(Почему?)
Странное дело,…а, может быть,…нет?

Учитель: Так о чем это стихотворение? (в любую работу нужно вкладывать душу, т.е. делать приятно себе и людям)

- А где-то ещё мы читали об этом? (см. «Секреты ювелира»)

Ретсам и Кинечу: Откуда, ребята, вы всё знаете?

Учитель, ученики: Нам помогли родители. (Зачитываются лучшие интервью. «Дерево профессий» иллюстрирует наличие династий).

- Как называют профессию человека, который берет интервью? (корреспондент, журналист)

- Какие качества характера нужно иметь, чтобы стать хорошим журналистом? специалистом? (умение общаться с людьми, доброта; разбираться в людях; работать с душой)

- А что такое династия? (Династия – труженики, передающие из поколения к поколению мастерство, трудовые традиции)

(данные: медицинские работники – 7, военные – 3, рабочих – 8,  учителей – 5, инженеры – 5)

Учитель: Хочу напомнить, что все профессии нужны. Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники. Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела о выборе профессии нужно задумываться еще в школе и по, возможности готовиться к этой профессии. (выступление детей на музыкальных инструментах).

Ретсам и Кинечу: А какой основной труд у детей?

Учитель: Это вы узнаете, посмотрев сценку «Твоя работа» С.Баруздина. (См. приложение №4)

Обобщение: Заканчивается третья четверть. Вот наши успехи:

В классе _ отличника, _ ударников.

Учитель: Чтобы вы не забыли и смогли вылечить ваших друзей, мы дадим вам рецепт.

Задание № 4 Создать рецепт. (дети выполняют задание на бланке) См. приложение №5

Обобщение: Дети зачитывают готовый рецепт и читают стихотворение «Твоё призвание»

Строитель нам построит дом,
И мы в нем дружно заживем.
Костюм нарядный, выходной
Искусно нам сошьет портной.
Даст книги нам библиотекарь,
Хлеб испечет в пекарне пекарь.

 

 

Учитель выучит всему –
Научит грамоте, письму.
Письмо доставит почтальон,
А повар сварит нам бульон.
Я думаю, ты подрастешь
И дело по душе найдешь!

Ретсам и Кинечу: -Спасибо за науку. Желаем вам успехов в учебе, в вашем нелегком труде. И в память о себе дарим вам вот эти волшебные ручки. (дарят каждому ученику ручки). – До свидания!

Учитель: - До свидания! И помните, что славу человеку создает труд!

Приложение 6.

Приложение 7.

Список литературы

  1. «Путаница о профессиях», выпуск №2 Агафонов В.В., Соболева О.Л., «Малыш», Ростов-на Дону, 1994;
  2. «Секреты мастерства. 62 урока о профессиях и мастерах» А.Лопатина, М. Скребцова ,«Амрита-Русь»-332с., Москва, 2005г., 352с.;
  3.  «600 творческих игр для больших и маленьких» А.Лопатина, М. Скребцова ,«Амрита-Русь»-, Москва, 2005г., 320с.