Организация работы ДОУ в инновационном режиме

Разделы: Работа с дошкольниками


С 2005 года наш детский сад работает в режиме творческой педагогической лаборатории под руководством заведующего кафедрой дошкольной педагогики и психологии, заведующего лабораторией социального развития, профессора факультета педагогики и психологии детства Пермского государственного педагогического университета Л.В. Коломийченко. Педагоги апробируют и вводят в практику работы «Программу социального развития детей дошкольного возраста», содержание которой ориентировано как на общечеловеческую культуру, так и на культурные российские традиции, включает региональные аспекты культуры Прикамья.

Содержание экспериментальной деятельности направлено и осуществляется с тремя категориями участников эксперимента: детьми, родителями и педагогами.

В работе с детьми используются разнообразные формы и методы воспитательной работы. Помимо основных занятий с детьми регулярно проводятся экскурсии в социальные и культурные учреждения Звёздного, Перми, Кунгура. Организуются встречи с интересными людьми, проводятся социально значимые акции. По результатам диагностики видно, что повысился уровень развития детей эксперимениальных групп:

  • когнитивный компонент: высокий уровень изменился с 20% до 50%;
  • мотивационный компонент – высокий уровень с 30% до 70%;
  • поведенческий компонент – рост высокого уровня с 55% до 70%.

Активными участниками всех мероприятий являются родители, которые были и остаются нашими неизменными помощниками при проведении утренников, при организации экскурсий. Дети с интересом слушают их рассказы о профессиях, с удовольствием ходят друг к другу в гости с колядками и поздравлениями. В ДОУ создана «Книга памяти», каждая страничка которой отражает военное прошлое семей. По результатам мониторинга видно, что произошло улучшение детско-родительских отношений в группах, а также родители стали больше доверять нам – педагогам. Согласно проведённому опросу  более 90% родителей полностью удовлетворены работой педагогического коллектива и дошкольного учреждения в целом.

В педагогическом коллективе также произошли качественные и количественные изменения, определяющие его профессиональный рост. Все педагоги ДОУ регулярно посещают лекции научного руководителя; 55% - прошли курсовую подготовку. С целью обмена опытом воспитатели и специалисты детского сада выезжали в ДОУ Пермского края (Нытва, Карагай, Добрянка, Пермь, Чусовой, Чайковский, Кунгур и др.). Существует и обратная связь, т.е. гостей принимаем и мы. Тем самым, можно говорить о  том, что повысился статус ДОУ в районе, крае. За прошедший период существования творческой педагогической лаборатории обобщено 10 опытов работы.

61% педагогов повысили свою квалификацию и имеют высшую квалификационную категорию.

Т.о., на данном этапе работы уже можно говорить о том, что, работая в режиме творческой педагогической лаборатории  наш коллектив  достиг определенных результатов.

В апреле 2008 года была проведена промежуточная экспертиза работы педколлектива, которая:

  1. подтвердила актуальность изучаемой проблемы через изучение ценностных ориентаций родителей в воспитании детей и исследование уровня социального развития детей контрольных и экспериментальных групп.
  2. установила, что научно-методическое обеспечение соответствует заявленным в инновационном проекте цели и задачам.
    • приобретено более 200 единиц методического продукта;
    • разработано более 80 единиц методического продукта.
  3. содержание экспериментальной деятельности соответствует заказанным в инновационном проекте критериям по трем категориям участников эксперимента: дети, родители, педагоги.
  4. проведено два краевых семинара
    • «Культурологические аспекты социального развития детей дошкольного возраста» (2006г.);
    • «Взаимодействие детского сада и семьи в процессе организации музыкальной деятельности» (2007г.).

30 августа 2007 года ЗАТО Звездный стал местом проведения Всероссийской конференции «Социальное развитие и воспитание детей в условиях ЗАТО: проблемы и перспективы». По результатам которой был выпущен сборник материалов конференции под аналогичным названием.

Нашими гостями были педагоги из городов Пермского края (Нытвы, Кунгура, Красновишерска, Добрянки, Перми и др.), а также г. Озерска Челябинской обл., Краснознаменска Московской обл.

Проведение конференции еще раз подтвердило актуальность экспериментальной деятельности МДОУ ЦРР «Детский сад № 4». Были сделаны выводы о том, что детский сад эффективно реализует «Программу социального развития детей дошкольного возраста» Л.В. Коломийченко.

Работа в режиме творческой педагогической лаборатории – это особая атмосфера профессионального творчества воспитателей, всего педагогического коллектива. Хотелось бы дать несколько рекомендаций руководителям ДОУ, желающим организовать подобную работу у себя в учреждении, в частности познакомить с положением о муниципальной творческой педагогической лаборатории (см. Приложение 1), познакомить с положением о муниципальной творческой педагогической лаборатории (см. Приложение 2), а также привести примеры годового планирования данной работы (см. Приложение 3).