Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Страна Фразеология"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи младших школьников – задача важная, но очень непростая. Дети, с раннего возраста умеющие обращаться с компьютером, перестали обращать внимание на детские книги. Отсутствие интереса к чтению и желания читать самостоятельно приводит к обнищанию словарного запаса детей. А ведь образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального развития ребёнка.

Ещё  К.Д.Ушинский считал необходимым введение фразеологизмов в школьные учебные книги, начиная с  «Азбуки», с тем, чтобы ребёнок «взглянул на предметы зорким взглядом народа и выразился его метким словом». Ведь яркое эмоциональное слово превращает даже скучное, трудное занятие в игру.

Обогащение речи детей фразеологизмами, понимание их значения и особенностей употребления требуют целенаправленной работы учителя и чувства языка у детей. Традиционно, как раздел науки о языке, фразеология изучается в среднем звене школьного образования, но программа С.В.Иванова по русскому языку позволяет начать эту работу с начальных классов.

Учащиеся с интересом включаются в работу по исследованию фразеологизмов, их сравнению, начинают использовать фразеологизмы в своей речи, активно привлекают родителей к творческим работам. Главное не забывать работать над развитием речи с  использованием богатств русской фразеологии не только на уроках, но и утренниках, КВНах, викторинах и в любой внеурочной деятельности при работе с детьми.

Цели:

  • знакомство с фразеологизмами, как устойчивыми (постоянными)сочетаниями слов
  • сравнение значений устойчивых и свободных сочетаний слов
  • наблюдение за значением и использованием фразеологизмов
  • отработать навыки орфографического письма
  • расширить словарный запас учащихся.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык 2 класс» С.В.Иванов
  • карточки с фразеологизмами
  • рисунки профессий людей
  • карточки с тестами
  • карточки с заболевшими фразеологизмами

( При выполнении ряда заданий можно использовать возможности мультимедийного оборудования)

I.  Организационный момент.

II.   Проверка домашнего задания.

III.   Постановка учебной задачи:

  1. Мы должны узнать, что такое фразеологизм и чем он отличается от свободного сочетания слов.
  2. Находить и объяснять фразеологизмы.
  3. Учиться использовать их в своей речи.

IV.  Новый материал:

А помогут нам в этом Рита и Оля. ( Девочки инсценируют сценку учебника стр.99)

Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

-Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

- Что с тобой? – спросила мама.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нет…

Как вы думаете, почему Светлана не увидела лета? Что означает выражение оглянуться не успеешь ?  Можно ли его заменить одним словом? Каким?

Знакомство с правилом. ( стр. 99) В русском языке есть устойчивые (постоянные) сочетания слов, которые называют ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ.

А живут они в стране Фразеологии.

Слово фразеология произошло путём сложения двух греческих слов

Phrasis + logo

Phrasis  (фразис) – «выражение»

Logos (логос) – понятие, слово. Из этимологии этого слова следует, что оборот речи (несколько слов) выступает, как слово, имеющее единое значение. 

Значение фразеологизма в целом отличается от суммы значения его частей. Смысл имеет только всё выражение в целом.

Значение фразеологизмов ты можешь узнать во фразеологическом словаре.

( Показать  «Фразеологический словарь русского языка» под ред. А.И.Молоткова. М., 1987г          Во время объяснения можно пользоваться учебником  стр. 100 – 101, чтобы дети могли и прочитать новый материал )

V.  Словарная работа.

Игра фотоглаз.

Учитель показывает карточки с написанными фразеологизмами. Дети должны успеть прочитать и записать в тетрадь только словарное слово в начальной форме. После написания и проверки ребята объясняют значение фразеологизмов, если ученикам неизвестно значение, то учитель предлагает свою помощь.

Ворона в павлиньих перьях

Так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства

Прикусить язык

Это выражение употребляется в значении «помолчать»

Дом построить на песке

Выражение употребляется, когда говорится о чём – нибудь непрочном, необоснованном.

Ждать у моря погоды

Рассчитывать, надеяться на что-либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным.

Медвежья подруга

Неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.

- Ребята, обратите внимание на следующий фразеологизм и попытайтесь догадаться, какое из слов будет словарным.

Кормить завтраками

Так говорят, когда человек обещает, но не выполняет своего обещания в срок.

VI. Работа с учебником.

Упр. № 1 – наблюдение за значением фразеологизмов; расширение словарного запаса учащихся. Выполняется фронтально. Обязательно обратить внимание учеников на эмоциональную окраску фразеологизмов.

Упр. 2 сравнение значений фразеологизмов и значений свободных сочетаний слов. Составление предложений и запись их с пояснением значения.

VII. Город мастеров.

Оказывается, у людей разных профессий возникали свои фразеологизмы. Давайте попробуем догадаться с какой профессией связаны данные группы фразеологических оборотов. (подбери рисунок профессии: столяр, портной, кузнец, повар, железнодорожник, доктор)

1)

  • топорная работа;
  • без сучка и без задоринки;
  • снять стружку;
  • разделать под орех. (Столяр)

2)

  • на один покрой
  • трещать по швам;
  • семь раз отмерь, один отрежь;
  • шито белыми нитками.  (Портной)

3)

  • доводить до белого каления;
  • между молотом и наковальней ( Кузн