Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок русского языка во 2-м классе по теме "Страна Фразеология"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи младших школьников – задача важная, но очень непростая. Дети, с раннего возраста умеющие обращаться с компьютером, перестали обращать внимание на детские книги. Отсутствие интереса к чтению и желания читать самостоятельно приводит к обнищанию словарного запаса детей. А ведь образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального развития ребёнка.

Ещё  К.Д.Ушинский считал необходимым введение фразеологизмов в школьные учебные книги, начиная с  «Азбуки», с тем, чтобы ребёнок «взглянул на предметы зорким взглядом народа и выразился его метким словом». Ведь яркое эмоциональное слово превращает даже скучное, трудное занятие в игру.

Обогащение речи детей фразеологизмами, понимание их значения и особенностей употребления требуют целенаправленной работы учителя и чувства языка у детей. Традиционно, как раздел науки о языке, фразеология изучается в среднем звене школьного образования, но программа С.В.Иванова по русскому языку позволяет начать эту работу с начальных классов.

Учащиеся с интересом включаются в работу по исследованию фразеологизмов, их сравнению, начинают использовать фразеологизмы в своей речи, активно привлекают родителей к творческим работам. Главное не забывать работать над развитием речи с  использованием богатств русской фразеологии не только на уроках, но и утренниках, КВНах, викторинах и в любой внеурочной деятельности при работе с детьми.

Цели:

  • знакомство с фразеологизмами, как устойчивыми (постоянными)сочетаниями слов
  • сравнение значений устойчивых и свободных сочетаний слов
  • наблюдение за значением и использованием фразеологизмов
  • отработать навыки орфографического письма
  • расширить словарный запас учащихся.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык 2 класс» С.В.Иванов
  • карточки с фразеологизмами
  • рисунки профессий людей
  • карточки с тестами
  • карточки с заболевшими фразеологизмами

( При выполнении ряда заданий можно использовать возможности мультимедийного оборудования)

I.  Организационный момент.

II.   Проверка домашнего задания.

III.   Постановка учебной задачи:

  1. Мы должны узнать, что такое фразеологизм и чем он отличается от свободного сочетания слов.
  2. Находить и объяснять фразеологизмы.
  3. Учиться использовать их в своей речи.

IV.  Новый материал:

А помогут нам в этом Рита и Оля. ( Девочки инсценируют сценку учебника стр.99)

Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

-Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

- Что с тобой? – спросила мама.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нет…

Как вы думаете, почему Светлана не увидела лета? Что означает выражение оглянуться не успеешь ?  Можно ли его заменить одним словом? Каким?

Знакомство с правилом. ( стр. 99) В русском языке есть устойчивые (постоянные) сочетания слов, которые называют ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ.

А живут они в стране Фразеологии.

Слово фразеология произошло путём сложения двух греческих слов

Phrasis + logo

Phrasis  (фразис) – «выражение»

Logos (логос) – понятие, слово. Из этимологии этого слова следует, что оборот речи (несколько слов) выступает, как слово, имеющее единое значение. 

Значение фразеологизма в целом отличается от суммы значения его частей. Смысл имеет только всё выражение в целом.

Значение фразеологизмов ты можешь узнать во фразеологическом словаре.

( Показать  «Фразеологический словарь русского языка» под ред. А.И.Молоткова. М., 1987г          Во время объяснения можно пользоваться учебником  стр. 100 – 101, чтобы дети могли и прочитать новый материал )

V.  Словарная работа.

Игра фотоглаз.

Учитель показывает карточки с написанными фразеологизмами. Дети должны успеть прочитать и записать в тетрадь только словарное слово в начальной форме. После написания и проверки ребята объясняют значение фразеологизмов, если ученикам неизвестно значение, то учитель предлагает свою помощь.

Ворона в павлиньих перьях

Так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства

Прикусить язык

Это выражение употребляется в значении «помолчать»

Дом построить на песке

Выражение употребляется, когда говорится о чём – нибудь непрочном, необоснованном.

Ждать у моря погоды

Рассчитывать, надеяться на что-либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным.

Медвежья подруга

Неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.

- Ребята, обратите внимание на следующий фразеологизм и попытайтесь догадаться, какое из слов будет словарным.

Кормить завтраками

Так говорят, когда человек обещает, но не выполняет своего обещания в срок.

VI. Работа с учебником.

Упр. № 1 – наблюдение за значением фразеологизмов; расширение словарного запаса учащихся. Выполняется фронтально. Обязательно обратить внимание учеников на эмоциональную окраску фразеологизмов.

Упр. 2 сравнение значений фразеологизмов и значений свободных сочетаний слов. Составление предложений и запись их с пояснением значения.

VII. Город мастеров.

Оказывается, у людей разных профессий возникали свои фразеологизмы. Давайте попробуем догадаться с какой профессией связаны данные группы фразеологических оборотов. (подбери рисунок профессии: столяр, портной, кузнец, повар, железнодорожник, доктор)

1)

  • топорная работа;
  • без сучка и без задоринки;
  • снять стружку;
  • разделать под орех. (Столяр)

2)

  • на один покрой
  • трещать по швам;
  • семь раз отмерь, один отрежь;
  • шито белыми нитками.  (Портной)

3)

  • доводить до белого каления;
  • между молотом и наковальней ( Кузнец)

4)

  • калачом не заманишь;
  • заварить кашу;
  • толочь воду в ступе;
  • попасть как кур в ощип. (Повар)

5)

  • ставить в тупик;
  • зелёная улица;
  • на всех парах (Железнодорожник)

6)

  • подсластить пилюлю;
  • как рукой сняло;
  • затаить дыхание (Доктор)

Попробуйте сделать вывод. Откуда пришли в русский литературный язык очень многие фразеологизмы?

( из разговорно-бытовой речи, из речи людей разных профессий)

VIII. Физ. Минутка

IX. Закрепление.

Найди соответствие фразеологизма и его значения. ( Учебник. Упражнение № 3, стр.102 )

Проверить можно в игровой форме. Первый вариант читает фразеологизмы, а второй вариант называет подобранные значения.

Х. «Заболевшие» фразеологизмы.

Бывают случаи, когда дети употребляют фразеологизмы неправильно. Давайте поможем исправить ошибки, а с «вылеченными» фразеологизмами составим предложения.

- одержать победу

-клевать носом

- не в своей тарелке

 

Продолжить работу можно упражнением № 5 (стр. 103)

Вывод: Смысл фразеологизма разрушится, если в устойчивое сочетание слов ввести другие слова,

XI. Отгадай слово и восстанови фразеологизм.

1. Его вешают, приходя в уныние; задирают – зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

Нос – вешать нос; задирать нос; совать нос.

2. Не цветы, а вянут; не бельё, а развешивают.

Уши – уши вянут; уши развешивают.

3. Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, куда бросают слова, деньги.

Ветер – ветер в голове; ищи ветер в поле; бросать слова на ветер.

XII.  Итог урока:

Тест.

(отметь знаком  + в нужной скобке правильный ответ)

1. Отметь фразеологизм:

  • энциклопедия на полке [ ]
  • лежачая энциклопедия [ ]
  • ходячая энциклопедия [ ]

2. Фразеологизм «Светлая голова» обозначает:

  • человек со светлым волосом на голове [ ]
  • умный человек [ ]
  • человек, голова которого находится на солнце [ ]

3. Укажи антоним к фразеологизму «спустя рукава»:

  • опустив рукава [ ]
  • засучив рукава [ ]
  • отрезав рукава [ ]

XIII. Домашнее задание

Напишите мини-сочинение. Придумайте ситуацию, в описании которой можно употребить фразеологизмы

Используемая литература:

  1. «Фразеологический словарь русского языка» под ред. А.И.Молоткова. М., 1987г
  2. «Работа со словарными словами. Занимательные материалы» Т.М.Анохина
  3. «Учиться на пятёрки по русскому языку. Как?» С.Н.Костромина
  4. «Как научить Вашего ребёнка писать сочинения» С.А.Есенина
  5. Учебник «Русский язык 2 класс» С.В.Иванов
  6. «Комментарии к урокам 2 класс» С.В.Иванов, М.И. Кузнецова