Проект урока усвоения нового знания по технологии проблемно-диалогового обучения в 5-м классе

Разделы: Математика


Цели:

  1. Иметь представление о правилах умножения и деления десятичных дробей на 10, ... .
  2. Знать правила умножения и деления десятичных дробей на 10, ... .
  3. Уметь выполнять действия умножения и деления десятичных дробей на 10, ... .
  4. Приводить собственные примеры, решать задания любой сложности.

Презентация

Этапы урока

Деятельность

Время
(мин.)

Учителя

Ученика

I. Организационный момент “Друг из другой школы, узнав, что вы хорошо учитесь, просит вас помочь выполнить задание”  

1

II. Актуализация опорных знаний Дается практическое задание с невыполнимыми элементами:
  1. 17,5 * 2
  2. 1,3 * 4
  3. 12,32 * 10
  4. 1,235 * 100
  5. 3,75 * 10
  6. 1,2436 * 1000
  7. 5,24 * 10
  8. 12,3 :10
  9. 512,7 : 100
Учащиеся выполняют решение примеров 1-7 по правилу умножения десятичных дробей на натуральное число. В примерах 8, 9 выполнить требование учителя невозможно.

5

III. Постановка проблемы Примерный сценарий побуждающего диалога:

- Вы смогли выполнить все задания?

- Где испытали затруднения?

- Почему?

- Обратите внимание: похожи ли примеры 8 и 9 на какие-нибудь другие?

- Чем?

- А может быть и в правилах умножения и деления дробей на 10, … есть что–то общее?

- Так какова же будет тема сегодняшнего урока?

- Чему мы хотим научиться?

- Нет

- В примерах 8 и 9

-Нам неизвестны правила деления десятичных дробей на натуральные числа (осознание противоречия между необходимостью и невозможностью выполнения задания)

- Да, на примеры 3-7

- Тем, что в них умножаются или делятся дроби на 10, …

- Наверное, как и при работе с натуральными числами.

- Умножение и деление десятичных дробей на 10, …

- Умножать и делить десятичные дроби на 10, …

2

IV. Открытие нового знания - Вспомним правила умножения натуральных чисел на 10, … и деления круглых чисел на 10, …

- Предложите правила умножения и деления десятичных дробей на 10, …

Проверка всех гипотез:

- Меняется ли дробь при приписывании нулей в конце дробной части

- Дает ли увеличение в 10 раз приписывание нуля в конце целой части

- Обратите внимание на полученные произведения в примерах 3-7. Что изменилось? Как именно изменился дробный множитель?

- На сколько цифр и куда передвинулась запятая?

- От чего зависит, на сколько разрядов переместится запятая?

- Нужно ли будет в дальнейшем применять правило умножения на натуральное число, если один из множителей – 10, …

- Сформулируйте правило умножения десятичных дробей на 10, …

- Попробуйте теперь сформулировать правило деления десятичных дробей на 10, …

- Докажите, что это действительно так.

- Как убедиться в справедливости высказанного предположения, используя примеры 3 – 7?

- Как можно проверить это правило в примерах 8, 9?

- Обобщим результаты, сформулировав правило умножения и деления дробей на 10, …

- Зафиксируем правило не только в речевой, но и в знаковой форме: придумайте способ записи текстового правила с помощью рисунка.

- Приписывание или удаление нулей в конце числа.

Возможные гипотезы:

  1. Приписывание или вычеркивание нулей в конце дробной части
  2. Приписывание или вычеркивание нулей в конце целой части
  3. Передвижение запятой

- Нет, по основному свойству дроби.

- Нет, это видно по результатам примеров 3, 5, 7.

- В дробном множителе изменилось положение запятой.

- При умножении на 10 – сместилась вправо на 1 цифру, на 100 – на 2 цифры, на 1000 – на 3 цифры.

- От количества нулей в 10, …

- Нет, есть путь короче

- Чтобы умножить десятичную дробь на 10, …, нужно запятую перенести вправо на столько цифр, сколько нулей в 10, …

- Чтобы разделить десятичную дробь на 10, …, нужно перенести запятую влево на столько цифр, сколько нулей в делителе 10, …

- Умножение и деление – взаимно обратные действия.

- В примерах 3-7 можно от полученного произведения вернуться к первому множителю с помощью деления. В частном запятая передвинута влево по сравнению с делимым.

- С помощью умножения: полученные результаты 1,23 и 5,127 умножить соответственно на 10 и 100.

- При умножении десятичной дроби на 10, … запятая передвигается вправо, при делении – влево на столько цифр, сколько нулей у числа 10, …

Обсуждение предлагаемых вариантов. Создание общей схемы. (см. Схема1 на стр.6)

8

V. Первичное закрепление Фронтальная работа:

- Установим общие моменты в правилах умножения и деления

- Установим различия

- Раскрасим в схеме общие моменты зеленым цветом, красным – различия.

- Поработаем по цветной схеме на интерактивной доске или экране с мультимедийным проектором

- Еще раз проговорим правило

- Решим устно примеры с комментированием и записью ответов на доске (с открывающимися правильными результатами):

  1. 1,25 * 10
  2. 23,72 * 10
  3. 1,452 * 100
  4. 13,6 : 10
  5. 175,2 : 100

Работаем с закрытыми: глазами:

- Что выделено зеленым цветом?

- Почему

- Что выделено красным цветом?

- Куда и на сколько цифр передвинется запятая при умножении (делении) на 10, 100, 1000, 100000?

- Объясните свои результаты.

Сыграем в игру: “Живая запятая” (Задание на составление собственных примеров). На доске записаны цифры числа 1 2 3 4 5 6 7 8 9

- Как вы считаете: какие трудности могут возникнуть (или уже возникли в ходе игры) при переносе запятой.

- Разберем их на примере работы с числом 12,34

Фронтальный опрос (для выяснения глубины понимания и осмысления правил):

- Как изменится число, если запятую передвинуть

  • вправо на 2 цифры
  • влево на 3 цифры

- Как получить из десятичной дроби целое число?

- На сколько нужно умножить, чтобы появилась необходимость приписывания нулей?

- Как изменится число, если справа приписать к нему нули?

- Какие нули можно вычеркивать?

- Где и когда приписывают нули?

- Уточним формулировки правила: меняется НА… или В… Закончите предложения:

Запятая передвигается

Число увеличивается или уменьшается

- Придумайте свои примеры

- Запятая передвигается на столько цифр, сколько нулей.

- При умножении – вправо, при деление – влево. (см. Схема 2 на стр.6)

 

 

 

 

 

 

Ответы:

1) 12,5 (действие умножения, значит, запятая передвигается вправо на 1 цифру)

2) 237,2 (запятая вправо на 1 цифру)

3) 145,2 (вправо на 2 цифры)

4) 1,36 (действие деление, значит, запятая – влево на 1 цифру)

5) 1,752 (влево на 2 цифры по количеству нулей в числе 100)

- 10, … Сколько нулей

- Это общие моменты правил.

- Знак умножения, вправо; знак деления, влево.

Ученики показывают результаты изменения положения запятой правой или левой рукой и количеством подняты пальцев по количеству цифр передвижения.

Один ученик ставит где угодно запятую и выполняет действия, указанные другими ребятами, с объяснением.

- Может не хватить цифр

- При умножении на 100 запятая окажется в конце дробной части, и ее можно будет вычеркнуть:

12,34 * 100 = 1234,=1234

- При умножении на 1000 не хватит цифр, припишем нуль:

12,34 * 1000 = 12340,=12340

- При делении на 100 запятая окажется перед первой цифрой дробной части, для чтения целой части припишем нуль:

12,34 : 100 = ,1234 = 0,1234

  1. Увеличится в 100 раз
  2. Уменьшится в 1000 раз

- Умножить на единицу с таким количеством нулей, сколько цифр в дробной части.

- На единицу с количеством нулей, большим, чем количество цифр в дробной части.

- Натуральное увеличится, десятичная дробь не изменится

- В конце дробной части или в начале целого.

- При умножении – справа, при делении – слева, если не хватает цифр.

НА …цифр вправо/влево

В … раз

10

VI. Самостоятельная работа Выполните задания из учебника с самопроверкой и последующим комментированием правильного решения (для самопроверки открыть ответы на доске № 1306 (1, 2 столбик)

4,55 * 10 = 45,5

18,3 * 10 = 183

0,235 * 10 = 2,35

8,354 *100 = 835,4

2,3 * 100 = 230

0,048 * 100 = 4,8

№1447 (а, б)

22,7 : 10 = 2,27

23,3 : 10 = 2,33

3,14 : 10 = 0,314

9,6 : 10 = 0,96

42,5 : 100 = 0,425

2,5 : 100 = 0,025

0,9 : 100 = 0,009

0,03 : 100 = 0,0003

9

VII. Итог урока Ретроспективный анализ урока:

- Какое затруднение вы испытали в начале урока?

- Как мы решили проблему?

- Какой получили результат?

- Какие цели были поставлены на уроке?

- Соответствуют ли результаты поставленным целям? Для полного ответа на этот вопрос заполните анкету системой ответов +, -.

1. Все ли примеры вы смогли решить в начале урока?

2. Все ли примеры вы можете решить в конце урока?

3. Узнали вы правило умножения и деления на 10, …?

4. Запомнили вы его?

5. Можете ли вы его сформулировать:

а) с опорной схемой

б) без опорной схемы

6. Были ли понятны вам сложные случаи

7. Сможете ли вы составить свои примеры.

- Не смогли разделить на 10, …

- Выдвинули предположения, выбрали решающую гипотезу и доказали ее справедливость.

- Вывели правило умножения и деления на 10, …

- Узнать правило умножения и деления на 10, …, научиться выполнять действия умножения и деления, выяснить возможные затруднения и пути их преодоления.

По своему желанию некоторые учащиеся озвучивают результаты анкетирования.

5

 Схема 1