Авторская программа для обучения учащихся 7—8-х классов. Тема: "Использование Borland Developer Studio 2006 Professional для изучения основ программирования"

Разделы: Информатика


Borland Developer Studio 2006 Professional (BDS) должна применяться в старших классах, изучающих информатику на профильном уровне. Поэтому есть необходимость начать изучение BDS в виде отдельных проектов, предоставляя теоретические сведения по мере необходимости. При этом прививается интерес к программированию. Такая деятельность способствует выбору учащимися информационно-технологического профиля обучения.

Цель этой программы:

  • повышение интереса к предмету;
  • развитие творческого мышления школьника;
  • формирование первоначальных навыков работы с BDS;
  • ориентация учащихся на продолжение обучения на информационно- технологическом профиле.

При выполнении проектов производится знакомство с технологией визуального проектирования и событийного объектно-ориентированного программирования. Именно программирование, работа с конкретным языком программирования активизирует интеллектуальные способности учащегося, готовит его к освоению других, более сложных технологий.
Такая деятельность ориентирует учащихся на осознанный выбор дальнейшего  обучения, на осмысление ценностей и перспектив собственной трудовой и профессиональной деятельности, на практическое применение знаний в области самореализации в образовательном и профессиональном пространстве.

Тематический план:

Тема

Количество часов

1 Введение. Основы объектно-ориентированного проектирования.

1

2 Интегрированная среда Borland Developer  Studio 2006 Professional

1

3-4 Проект 1. «Новогоднее поздравление».

2

5-6 Проект 2. «Светофор».

2

7-8 Проект 3. «Робот».

2

9-10 Проект 4. «Ввод пароля».

2

11-12 Проект 5. «Поймай, попробуй!».

2

13-14 Проект 6. «Обычный калькулятор».

2

15-16 Проект 7. «День недели».

2

17-18 Проект 8. «Сумма элементов массива, поиск элемента массива».

2

19-20 Проект 9. «Анимация объектов».

2

21-22 Проект 10. «Гонки на тракторах, велосипедах».

2

13-24 Проект 11. «График функции», «Бегущая строка».

2

25-26 Проект 12. «Графический редактор».

2

27-28 Проект 13. «Консольное приложение BDS. Решение задач»

2

29-32 Проект 14. «Моя творческая работа».

4

33-34 Презентация своих творческих работ.
Олимпиада по программированию.

2

Проект 1.  «Новогоднее поздравление»

Эта работа предназначена для выработки навыков создания простейшей программы, её запуска и сохранения. Здесь используются компоненты из стандартной палитры, изменяются их свойства. (Приложение 1)

  1. Запустите систему программирования командой: Borland Developer Studio 2006 ––> Delphi for Microsoft Win 32 ––> New Project ––> Delphi Projects ––> VCL Forms Application. Измените, значение свойства Caption (Заголовок) формы, чтобы в заголовке появилась надпись  «Новогоднее поздравление».
  2. Установите клиентский размер формы 500х300, изменив значения свойств ClientWidth и ClientHeight соответственно.
  3. Измените цвет формы. Для этого найдите свойство Color (Цвет), где в списке выбора есть все системные цвета. Если этого вам мало, то два раза щёлкните по значению свойства, появится стандартное окно выбора цвета. Свойство  Color (Цвет), находится во вкладкеVisual (Видимый).
  4. На палитре компонентов Standard найдите компонент TLabel (Надпись) и двойным щелчком поместите его на форму. В свойстве Caption вместо Label1 запишите «Поздравляю с Новым годом!». Измените свойство Font (Шрифт), Size (размер) на 24. Передвиньте компонент TLabel, как показано на рисунке.
  5. Повторите 4 пункт, при изменении размера шрифта измените его цвет на белый.  Вот так: Font (Шрифт) ––> Color (Цвет) ––> clWhite (Белый).  Эту надпись расположите так, чтобы накрыть часть первой надписи. Свойство Transparent (прозрачность) во вкладке Miscellaneous (смешанное) измените на True (Истина).
  6. Запустите программу, нажав F9 и посмотрите, что получилось.
  7. На палитре компонентов Standard найдите компонент TButton (Кнопка) и двойным щелчком поместите его на форму. Увеличьте и передвиньте, как показано на рисунке. В свойстве Caption вместо Button1 запишите «Вверх». Измените свойство Font (Шрифт),  Size (размер)  на 14.
  8. Двойным щелчком  по кнопке вызовите окно для записи программного кода. Между служебными словами Begin (Начало) и End (Конец) запишите:

Label2.Top:=Label2.Top-1; При нажатии на кнопку, надпись белого цвета смещается вверх. Это потому, что свойство Top (расстояние между верхними кромками  формы и компонента Label2) уменьшается на один пиксель.
Проверьте работу программы, нажав F9.

  1. Повторите пункты 7 и 8 три раза, создав кнопки «Вниз», «Влево», «Вправо» и записав для них программный код:
    Label2.Top:=Label2.Top+1;     // Это для кнопки «Вниз»
    Label2.Left:=Label2.Left-1;      // Это для кнопки «Влево»
    Label2.Left:=Label2.Left+1;     // Это для кнопки «Вправо»
  1. Запустите программу, щёлкая по кнопкам,  подберите наилучшее положение, когда черный текст виден как тень белого текста. Сохраните работу.

Проект 2. «Светофор»

Эта работа предназначена для продолжения выработки навыков создания простейшей программы, её запуска и сохранения. Здесь используются компоненты из стандартной палитры, изменяются их свойства. В случае щелчка на белом поле фонаря светофора загорается соответствующий цвет. (Приложение 2)

  1. Запустите систему программирования командой: Borland Developer Studio 2006 ––> Delphi for Microsoft Win 32 ––> New Project ––> Delphi Projects ––> VCL Forms Application. Измените, значение свойства Caption (Заголовок) формы, чтобы в заголовке появилась надпись  «Светофор».
  2. Установите клиентский размер формы 200 х 400, изменив значения свойств ClientWidth и ClientHeight соответственно.
  3. Измените цвет формы. Для этого найдите свойство Color (Цвет), где в списке выбора есть все системные цвета. Если этого вам мало, то два раза щёлкните по значению свойства, появится стандартное окно выбора цвета. Свойство  Color (Цвет), находится во вкладкеVisual (Видимый).
  4. На палитре компонентов Standard найдите компонент TLabel (Надпись) и поместите его на форму. Для сохранения установленных размеров окна объекта свойство AutoSize (автоматический размер)  установите False (ложь). Свойство AutoSize (автоматический размер)  находится во вкладкеVisual (Видимый). Измените цвет окна объекта на белый. В свойстве Caption уберите значение Label1, для получения чистого окна для фонаря красного цвета.
  5. Повторите 4 пункт, расположив ниже еще одно окно для фонаря жёлтого цвета.
  6. Повторите 4 пункт, расположив ниже еще одно окно для фонаря зелёного цвета.
  7. Повторите 4 пункт, расположив ниже еще один компонент TLabel (Надпись). В свойстве Caption  запишите «Щёлкни мышкой по светофору!».
  8. Это пояснение можно разделить на две части, тогда надо создать ещё один компонент TLabel.
  9. Двойным щелчком  по объекту, имеющему имя Label1 (верхний огонёк светофора)   вызовите окно для записи программного кода. Между служебными словами Begin (Начало) и End (Конец) запишите:

Label1.Color:=clRed;       //Включается верхний красный огонёк
Label2.Color:=clWhite;   //Средний огонёк остаётся белым
Label3.Color:=clWhite;   //Нижний огонёк остаётся белым

  1. Двойным щелчком  по объекту, имеющему имя Label2 (средний огонёк светофора)  вызовите окно для записи программного кода. Между служебными словами Begin (Начало) и End (Конец) запишите:

Label1.Color:=clWhite;       //Верхний огонёк станет белым
Label2.Color:=clYellow;   // Включается средний жёлтый огонёк
Label3.Color:=clWhite;   //Нижний огонёк остаётся белым

  1. Двойным щелчком  по объекту, имеющему имя Label3 (нижний огонёк светофора)  вызовите окно для записи программного кода. Между служебными словами Begin (Начало) и End (Конец) запишите:

Label1.Color:=clWhite;       //Верхний огонёк станет белым
Label2.Color:=clWhite;   // Средний  огонёк станет белым
Label3.Color:=clGreen;   //Включается нижний зелёный огонёк

  1. Запустите программу на выполнение и проверьте, правильно ли она работает. Если необходимо, исправьте ошибки.

Проект 3. «Робот»

Эта работа предназначена для выработки навыков создания простейшей программы, её запуска и сохранения. Здесь используются компонентыиз палитры Additional (дополнительная), изменяются их свойства. (Приложение 3)

  1. Запустите систему программирования командой: Borland Developer Studio 2006 ––> Delphi for Microsoft Win 32 ––> New Project ––> Delphi Projects ––> VCL Forms Application. Измените, значение свойства Caption (Заголовок) формы, чтобы в заголовке появилась надпись  «Робот».
  2. Установите клиентский размер формы 600 х 500, изменив значения свойств ClientWidth и ClientHeight соответственно.
  3. Измените цвет формы. Для этого найдите свойство Color (Цвет), где в списке выбора есть все системные цвета. Если этого вам мало, то два раза щёлкните по значению свойства, появится стандартное окно выбора цвета.
  4. На палитре компонентов Additional (Дополнительная) найдите компонент TShape (Форма) и двойным щелчком поместите его на форму. Измените, свойство Shape на  stCircle, чтобы форма была круглой.  Передвиньте и увеличьте компонент до размера 150 х 150, это будет голова робота, как показано на рисунке.
  5. Повторите пункт 4, для создания рта робота. Не забудьте свойство Shape изменить на stEllipse, чтобы рот был эллиптической формы. Измените цвет рта на красный командами Brush ––> Color ––> clRed
  6. Повторите пункты 4 и 5 для создания двух чёрных глаз. Создав один чёрный глаз, второй можно получить, применив стандартные операции копирования и вставки.
  7. Выделите объект Shape2 (рот) и измените его свойство Visible  (видимость) на False (ложь), чтобы рот не был виден при запуске программы. Запустите программу и проверьте, что это действительно так.
  8. На палитре компонентов Additional найдите компонент TSpeedButton (Быстрая кнопка)  и двойным щелчком поместите его на панель. Измените Caption (Заголовок)  на кнопке на «Открой рот», буквы должны быть белого цвета начертание fsItalic (Курсив).
  9. Дважды щёлкните по кнопке для записи программного кода. И запишите:

Shape2.Visible:=True;

  1. Повторите пункты 8 и 9 и сделайте кнопку, закрывающую оба глаза. Запустите программу и проверьте, что это действительно так.
  2. Самостоятельно добавьте несколько объектов Shape (Фигура) и кнопок, чтобы получилось, примерно, так как показано на рисунке.

Проект 4. «Ввод пароля»

Эта работа предназначена для выработки навыков создания программы, с использованием компоненов  TLabel (Надпись) и TEdit (Строка ввода), её запуска и сохранения. (Приложение 4)

  1. Запустите систему программирования командой: Borland Developer Studio 2006 ––> Delphi for Microsoft Win 32 ––> New Project ––> Delphi Projects ––> VCL Forms Application. Измените, значение свойства Caption (Заголовок) формы, чтобы в заголовке появилась надпись  «Ввод пароля».
  2. Установите клиентский размер формы 400х300, изменив значения свойств ClientWidth и ClientHeight соответственно.
  3. Измените цвет формы. Для этого найдите свойство Color (Цвет), где в списке выбора есть все системные цвета. Если этого вам мало, то два раза щёлкните по значению свойства, появится стандартное окно выбора цвета.
  4. На палитре компонентов Standard (Стандартная) найдите компонент TLabel (Надпись) и двойным щелчком поместите его на форму. Измените, свойство Caption (Заголовок)  на  «Пароль:», измените размеры, и положение объекта как показано на рисунке.  Измените цвет фона надписи на жёлтый.
  5. Повторите пункт 4, для создания надписи «Проверка:» и расположите её ниже.
  6. На палитре компонентов Standard (Стандартная) найдите компонент TEdit (Строка ввода) и двойным щелчком поместите его на форму. Для очистки строки измените, свойство Text (Текст), измените размеры, и положение объекта как показано на рисунке. Установите высоту шрифта 18 пунктов.
  7. Повторите пункт 6, для создания второй строки ввода, расположенной ниже.
  8. Двойным щелчком поместите на форму объект TButton (Кнопка). Измените, свойство Caption (Заголовок)  на  «Просмотр ввода символов», измените размеры, и положение объекта как показано на рисунке. 
  9. Двойным щелчком по кнопке вызовите окно программного кода и добавьте:  

                  Edit2.Text:= Edit1.Text;

  1. Запустите и проверьте, что при нажатии кнопки содержимое свойства Text компонента Edit1 копируется в свойство Text компонента Edit2.
  2. Измените у первой строки ввода свойство PasswordChar на звёздочку «*» или любой другой символ.
  3. Поместите на форму ещё одну кнопку с надписью: «Проверка пароля», двойным щелчком по кнопке вызовите окно программного кода и добавьте:

If  Edit1.Text='кам'  then                                      Если   Edit1.Text='кам'   тогда
Edit2.Text:='Пароль верный!'                            Edit2.Text:='Пароль верный!'
Else                                                                         Иначе
Edit2.Text:='Пароль неверный!'                       Edit2.Text:='Пароль неверный!'
end;                                                                        Конец;

  1. Запустите программу и проверьте её работу.

Проект 5.  «Поймай, попробуй!»

Эта работа предназначена для знакомства с палитрой компонентов Additional (дополнительная) и выработки навыков программирования. Заранее подготовьте небольшого размера рисунок насекомого на белом фоне, которого надо поймать. Поймать – это значит навести курсор на него и нажать левую клавишу мыши. (Приложение 5)

  1. Запустите систему программирования командой: Borland Developer Studio 2006 ––> Delphi for Microsoft Win 32 ––> New Project ––> Delphi Projects ––> VCL Forms Application. Измените, значение свойства Caption (Заголовок) формы, чтобы в заголовке появилась надпись  «Поймай, попробуй!».
  2. Установите клиентский размер формы 600 х 600, изменив значения свойств ClientWidth и ClientHeight соответственно.
  3. Измените цвет формы на белый (clWhite) Для этого найдите свойство Color (Цвет), где в списке выбора есть все системные цвета.
  4. На палитре компонентов Additional (дополнительная) найдите компонент TBitBtn   и двойным щелчком поместите его на форму. В свойстве Kind (Вид, род, семейство) заложен список заранее подготовленных стандартных кнопок. Просмотрите все кнопки и выберите соответствующую, надпись поменяйте, шрифт увеличьте. 
  5. Двойным щелчком  по кнопке вызовите окно для записи программного кода.

Ниже объявления процедуры:
           procedure TForm1.BitBtn1Click(Sender: TObject);
между служебными словами Begin (Начало) и End (Конец) запишите:
           Form1.Close; (Форму1-Закрыть)   –    это значит, что в случае щелчка по кнопке приложение будет закрыто. 

  1. На палитре компонентов Additional (дополнительная) найдите компонент TImage (Изображение)  и поместите его на форму. Дважды щёлкните по свойству Picture, появиться окно загрузки изображения, щёлкните Load   и выберите рисунок насекомого.
  2. Двойным щелчком по компоненту TImage (Изображение)  вызовите окно для записи программного кода. Ниже объявления процедуры:

         procedure TForm1.Image1Click(Sender: TObject);
между служебными словами Begin (Начало) и End (Конец) запишите:
MessageDlg('Молодец!',MtInformation,[mbOk],0);
Тогда, случае щелчка по изображению, появится диалоговое окно вывода с сообщением «Молодец!».

  1. При выделенном компоненте TImage (Изображение)  перейдите в объектном инспекторе на вкладку Events (Событие) и дважды щёлкните напротив строки OnMouseMove, чтобы создать обработчик события OnMouseMove, (Это событие генерируется когда двигается мышка). Должно получиться:

procedure TForm1.Image1MouseMove(Sender: TObject; Shift: TShiftState; X,
  Y: Integer);
  var
  i: integer;
begin
i:=random(4);
    case i of
    0:Image1.Left:=Image1.Left+Image1.Width;
    1:Image1.Left:=Image1.Left-Image1.Width;
    2:Image1.Top:=Image1.Top+Image1.Height;
    3:Image1.Top:=Image1.Top-Image1.Height;
    end;
    if Image1.Left<0 then
    Image1.Left:=0;
    if (Image1.Left+Image1.Width)>Form1.Width then
    Image1.Left:=Form1.Width-Image1.Width;
    if Image1.Top<0 then
    Image1.Top:=0;
    if (Image1.Top+Image1.Height)>Form1.Height then
    Image1.Top:=Form1.Height-Image1.Height;
end;
end.

  1. Запустите программу и попробуйте нажать кнопку. Как только попытаетесь навести на неё мышкой, кнопка будет убегать.

Пояснения. В разделе Var мы объявили одну переменную i типа целое число. В первой строке (После слова Begin (Начало)) присваиваем этой переменной случайное число с помощью функции random:

i:=random(4);

Эта функция возвращает число от нуля до четырёх (0<=X<4). Само число 4 в диапазон возможных значений не входит, все случайные число будут меньше него.
Конструкция Case сравнивает переменную с перечисленными между ключевыми словами  of  и  end  значениями и если одно из них совпадает, то выполняет соответствующее действие.
Если функция random сгенерировала 0 и переменная index получила это значение, то левое значение кнопки будет увеличено на ширину кнопки. А это значит, что кнопка сдвинется вправо.
Если значение переменой i равно 1, то наоборот уменьшается левая позиция кнопки на её ширину. А это значит, что кнопка убежит влево. При значении 2, кнопка сдвигается вниз, при значении 3 – вверх.
Далее производится проверка, не убежала ли кнопка за пределы окна:

if Button1.Left<0 then
    Button1.Left:=0;

Если левая позиция меньше нуля, то установить её в ноль.

if (Button1.Left+Button1.Width)>Form1.Width then
    Button1.Left:=Form1.Width-Button1.Width;

Если левая позиция кнопки плюс ширина кнопки больше ширины окна, то левой позиции присвоить значение «Ширина окна» минус «Ширина кнопки».
Точно также проверяется верхняя позиция, чтобы кнопка не вылезла за пределы окна. И всё же иногда кнопка немного выходит за пределы окна справа и снизу. Подумай, как устранить этот недостаток?