ИКТ на уроках русского языка и литературы. Жизнь и творчество Владимира Маяковского

Разделы: Литература


Изучение литературы в старших классах нацелено на достижение определенных целей:

  • воспитательных
  • образовательных
  • развивающих.

В рамках школьной программы, когда количество учебных часов литературы сведено к минимуму (68 часов в год, 2 часа в неделю), сложно дать учащимся полное представление о литературном процессе, научить грамотно излагать мысли, самостоятельно работать с различными источниками. Уроки литературы зачастую превращаются в обзорные лекции.
Согласно программе модернизации образования возникает необходимость изменения форм и методов преподавания, основанных на современных информационных технологиях. Информационные технологии являются огромным подспорьем  в проведении уроков. Они облегчают доступ к информации, позволяют варьировать, индивидуализировать и дифференцировать учебную деятельность. Возникает возможность по-новому организовать обучение, где ученик становится активным участником образовательной деятельности. Поэтому
Использование ИКТ стало актуальной проблемой современного образования.
Обучение с помощью компьютерных технологий приводит к повышению эффективности усвоения материала, активизации мыслительной деятельности обучающихся.
Использование компьютера на уроке и во внеурочной деятельности позволяет использовать различные формы наглядности, различные способы представления теоретического материала. Возникает прекрасная возможность применять цвет, графику, анимацию, разнообразный иллюстративный материал. Учащиеся самостоятельно выходят в Интернет, добывают информацию, оформляют материал к уроку. Такая форма работы ребятам нравится, они с удовольствием создают материал к уроку в программе Microsoft Power Point. Использование данной формы позволяет значительно сэкономить время на уроке, разнообразить наглядность (недостаток ее испытывает, наверное, каждый учитель), а учебный процесс сделать занимательным и оживленным.
Вовлекая учащихся в учебный процесс, способствуешь раскрытию способностей детей. Положительным, на мой взгляд, является еще и то, что, подготовив презентацию, ученик должен будет ее защитить перед всем классом, грамотно выступить. Это немаловажно в наше время, особенно в рамках общеобразовательной школы, где уроки литературы сведены к двум недельным часам. Кроме того, современная форма сдачи ЕГЭ чревата определенными последствиями: тестирование лишает выпускника возможности общения с преподавателем, возможности выразить свои мысли через речь. ИКТ  позволяют качественно изменить деятельность учащихся. Обучающие программы, созданные при помощи ИКТ,  дают возможность проявить себя  и наглядно представить результат своих действий.
Я использую такие уроки во всех параллелях. Сегодня вашему вниманию предлагаю один из серии уроков по теме «Серебряный век русской поэзии» (творчество В.В.Маяковского)

Цели урока:

  • представление  личности и творческой деятельности поэта;
  • развитие познавательной деятельности учащихся;
  • стимулирование самостоятельности учащихся.

Задачи урока:

  • воспитывать познавательную активность;
  • развивать умение работать с дополнительной литературой, используя возможности Интернета;
  • вырабатывать умение отбирать главное, анализировать.

Оборудование урока: компьютер (экран, мультимедийный проектор, выход в Интернет).
Методические приемы: лекция с элементами беседы, презентация проекта, сообщения учеников, чтение и анализ стихотворений, комментированное чтение.

План урока:

  • Слово учителя.
  • Доклады-сообщения учащихся.
  • Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя.

18 декабря 1912 года достоянием русского читателя стал литературный альманах, который открывался манифестом «Пощечина общественному вкусу». Подписали его люди «новой жизни» – Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Владимир Маяковский и другие футуристы. Только мы – лицо нашего Времени… – заявляли авторы манифеста. – Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов…» Не будем торопиться и обвинять молодежь, а попробуем разобраться с этим словом «футуризм».

 2. Доклад-сообщение ученика о футуризме, о его эстетической программе.

Футуризм (от латинского слова futurum-будущее) возник почти одновременно в Италии и России. Впервые русский футуризм проявил себя в 1910 году, именно тогда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок судей». Литературный футуризм связан с художественными группировками: « Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». Многие футуристы пробовали себя еще и как художники: братья Бурлюки, Е.Гуро, А.Крученых, В.Маяковский.
Футуризм претендовал на вселенскую миссию: была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразовать мир. Они стремились рационально обосновать творчество, опираясь на физику, математику, филологию. Футуристы восторженно встретили революцию 1917 года, потому что она воспринималась как  массовое художественное действо.
Для футуристов характерной чертой стала эпатажность. «Пощечина общественному вкусу» – так назвали свой альманах поэты. Для футуристов самое страшное было равнодушие слушателей, а необходимым условием существования становился литературный скандал, освистывание и осмеяние. Такую реакцию провоцировали крайности в поведении поэтов: начало и конец выступлений отмечались ударами гонга, К.Малевич выходил с деревянной ложкой в петлице, Маяковский в желтой кофте (в женской по тогдашним критериям), А. Крученых носил на шнуре через шею диванную подушку.
Что касается стиля, то футуристы обновляли значения слов, проявляя словотворчество: А.Крученых предлагал вместо слова «лилия» сконструированное им слово «еуы», сияющее, как ему казалось, первоначальной чистотой. Появились синтаксические смещения: делались попытки ввести «телеграфный» синтаксис (без предлогов). Были и смысловые смещения.
Футуризм оказался творчески продуктивен: он изменил отношение к проблеме понятности-непонятности в искусстве. Непонимание в искусстве – это необходимое условие полноценного восприятия.
Футуристы вынесли искусство в народ, на улицы. Их слово было нацелено на чтение вслух, громкую декламацию, (читаем стихотворение «Ночь», «Нате!»)

3. Слово учителя

«А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейтах водосточных труб?» Кому посвящен этот вопрос великого футуриста Владимира Маяковского? Его творчество всегда было предметом острых споров, дебатов. И речь здесь не только о литературе, но и об искусстве, действительности,  о роли поэта и поэзии. «Я хочу быть понят моей страной» – эта строка из стихотворения В.В. Маяковского звучит как просьба и заклинание. И надобно действительно понять поэта, а не судить о нем поверхностно. В 80-е годы в школьной программе тоже изучался В.Маяковский – певец октябрьской революции, его творчество было представлено однобоко, куце. А  ведь Маяковский – это целый мир, именно он оказывается тем поэтом, о жизни которого сколько ни говори, всегда будет сказано мало. «Можно много подобрать прилагательных для описания лица Владимира Владимировича: волевое, мужественно-красивое, умное, вдохновенное,– писала Лидия Сейфуллина. – Все эти слова подходят, не льстят и не лгут, когда говоришь о Маяковском. Но они не выражают основного, что делало лицо поэта незабываемым. В нем жила та внутренняя сила, которая редко встречается по внешнем выявлении. Неоспоримая сила таланта, его душа».

4. Доклады-сообщения учеников о биографии поэта:

5. Доклады-сообщения учеников о творчестве поэта

6. Домашнее задание:

  1. Усвоить материал урока.
  2. Определить тематическую направленность лирики Маяковского.

Приложение 1

Приложение 2