Мультимедийный урок биологии в 6-м классе по теме "Цветок и его строение. Формула цветка"

Разделы:


Цели урока: Сформировать у учащихсяпонятия о строении и взаимосвязи частей цветка и его формуле.

Задачи урока:

  • Образовательные: продолжить формироватьу учащихся знания о строении и функциях цветка как о генеративном органе покрытосеменных растений, раскрыть биологическую роль и взаимосвязь частей цветка, дать понятие обобоеполых и раздельнополых цветках, однодомных и двудомных растениях; сформировать понятие о формуле цветка.
  • Развивающие: формировать умения учащихсяопределять типы цветови по их внешнему видусоставлять формулы.
  • Воспитательные:стимулировать развитие познавательного процесса, продолжить работу по развитию интеллектуальных умений учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, школьная доска, разборные модели: «цветок вишни», «цветок картофеля», «цветокпшеницы».

Оформление доски: записанные на доске дата, тема урока, домашнее задание; во время объяснения все термины и рисунки обозначаются на доске.

ХОД УРОКА.

Со звонком учащиеся входят в класс и садятся на свои места.

I. Актуализация знаний

Диктант на тему: «Подземные побеги» (7 мин.)

II. Изучение новогоматериала

–Сегоднямы с вами приступаем к изучению новой темы. Мы будем говорить о цветах. Подумайте, у всех ли растений они образуются? (Дети говорят).Цветки образуются только у цветковых растений. Наиболее яркое и значительное явление в растительном мире – цветение. Цветки самой разнообразной формыи окраски привлекают внимание человека. Ранней весной, когда поля еще покрыты снегом, сережки орешника и березы начинают «пылить» [Приложение 1, слайд 1]. Ветер далеко разносит их желтую пыльцу. К первым барашкам ивы, которые начинают зеленеть и желтеть летят первые пчелы.На пригретых солнцем склонах появляются  ярко-желтые цветки мать-и-мачехи. [Приложение 1, слайд 2]. Они развиваются на толстых подземных стеблях за счет питательных веществ прошлого года. Цветки отцветают, а уж потом появляются большие листья. Так каждый год начинается цветение растительного мира. Одни растения зацветают рано весной, другие летом, есть и те, что цветут поздней осенью. Например, безвременник. [Приложение 1, слайд 3]. Хотя в мире огромное разнообразие цветов, но всеони имеют единый план строения. Давайте познакомимся со строением отдельных частей цветка.

– Определение записываем в тетрадь: Цветок – это укороченный видоизмененный побег, приспособленный к семенному размножению. [Приложение 1, слайд 4].

– Определение записываем в тетрадь: Осевую часть цветка, на которой расположены остальные его части, называют цветоложем. Оно может быть выпуклым (лютик), плоским (пион), вогнутым (манжетка).  [Приложение 1, слайд 5].

– Цветок состоит из околоцветника и органов размножения (тычинок и пестика). Самая яркая часть цветка – это околоцветник. Он может быть простой и двойной.

– Определение записываем в тетрадь: Околоцветник, в котором можно различить чашечку и венчик, называется двойным.  [Приложение 1, слайд 6].

– Основная функция околоцветника: защита органов размножения цветка и привлечение насекомых.Чашечка состоит из чашелистиков и может быть раздельнолистной  и сростнолистной. Она, как правило, зеленого цвета. [Приложение 1, слайд 7].

– Ребята, рассмотрите представленные на рисункеразличные виды цветков и определите, какие у нихпо строению чашечки? [Приложение 1, слайд 8].

– Самая заметная часть цветка – венчик. Именно он бывает раскрашен в разные цвета. Венчик состоит из лепестков. Если венчик состоит из отдельных лепестков, то он называется  раздельнолепестным. Если всеего лепесткисрастаются, то он называется сростнолепестным. [Приложение 1, слайд 9].

– Рассмотрите рисунок и определите типы венчиков.  [Приложение 1, слайд 10].

– Не у всех цветов можно четко выделить чашечку и венчик.
Определение записываем в тетрадь: Околоцветник, в котором нельзя выделить ни чашечку, ни венчик, называют простым.

– В простом околоцветнике, как правило, все лепестки одинаковые. [Приложение 1, слайд 11].

– Рассмотрите рисунки цветков. Определите,  какие у них околоцветники. [Приложение 1, слайд 12].

– Встречаются цветки без околоцветников. Это так называемые голые цветки. [Приложение 1, слайд 13].

Записи в тетради:

ВЕНЧИК
Раздельнолепестный Сростнолепестный
Состоит из отдельных лепестков Лепестки срослись полностью или частично
Лютик, вишня, яблоня, ветреница Дурман, колокольчик, душистый табак, примула, паслен
ЧАШЕЧКА
Раздельнолепестная Сростнолепестная
Состоит из отдельныхчашелистиков чашелистики срослись полностью или частично
Герань, яблоня, вишня, земляника Вьюнок полевой, гвоздика, душистый табак

– Главные части цветка: тычинки и пестик. Околоцветник получил такое название, потому что он как бы окружает основные части цветка. Цветок – генеративный орган растения, а значит его основная функция – образование плодов и семян. Ни венчик, ни чашечка в размножении и образовании семян не участвуют. Поэтому основными органами цветка являются тычинки и пестик. [Приложение 1, слайд 14].

– Записываем в тетрадь: Тычинка – мужская часть цветка. Она состоит из тычиночнойнити и пыльника, в котором развивается пыльца.
В биологии тычинка обозначается символом «марса» –
Внутри пыльников развивается пыльца, а тычиночная нить поднимает его на нужную высоту. Число тычинокв разных цветках различно. [Приложение 1, слайд 15].

– Внутри пыльника созревают пыльцевые зерна. По размеру –это одна клетка. Снаружи пыльцевые зерна покрыты плотной оболочкой, имеют шипики, зубчики, бугорки и бороздки. По форме пылинки можно определить растение, которому она принадлежит. У насекомоопыляемых цветков пыльцакрупная и клейкая, у ветроопыляемых – мелкая и сухая. [Приложение 1, слайд 16].

– Записываем в тетрадь: Пестик – женская часть цветка, расположен в центральной его части. Верхняя часть пестика – рыльце, его роль – удержание пыльцы. Средняя часть – столбик и нижняя – завязь, где расположены одна или несколько семяпочек.
В биологии пестик обозначается символом «зеркало Венеры» – .
Для того чтобы удержать пыльцу, рыльцеможет быть шероховатым или на нем выделяется  клейкая жидкость. А у ветроопыляемых растений оно напоминает ершик для мытья посуды. Столбик служит для поднятия пестика на определенную высоту. А из завязи образуется плод. [Приложение 1, слайд 17]. Различные виды пестиков.

[Приложение 1, слайд 18].

– Большинство цветков имеют и пестик и тычинки. Но есть цветки, которые имеют или тычинки или пестики.
Записываем в тетрадь: Цветок, имеющий пестик и тычинки называется обоеполым. Если цветок имеет либо пестик, либо тычинки, он называется однополым. Если в цветке только пестик – это женский цветок, если только тычинки – этомужской цветок.
Раздельнополые цветки могут располагатьсяна одном растении , например, тыква, огурец, кабачок. И тогда они называются раздельнополыми однодомными, так как растут на одном растении. У вас наверняка на даче мамы выращивают эти растения. И выслышите, как мама иногда говорит: «Ну вот, опять одни пустоцветы на огурцах». Как вы думаете, что обозначают эти слова? (Дети отвечают). Правильно: у  огурцов на одномрастении образуются и женские и мужские цветки. Женские цветки имеют пестик и поэтому образуют завязь. А мужские цветки пестика не имеют, у них одни тычинки. Они отцветают, аплодов не образуют.  Поэтому ваша мама и называет их «пустоцветами». [Приложение 1, слайд 19].

[Приложение 1, слайд 20]. Примеры однополого однодомного цветка.

– Но есть и другие примеры. Веснойна веточках ивы появляются красивые желтые шарики – это расцветают мужские цветки, на которых нет пестиков, а только одни тычинки. Но если посмотреть внимательно, то где-нибудь рядом можно увидеть растение ивы с менее красивыми цветками: они будут зеленого цвета и похожи на «ершики для мытья посуды». Этоженские цветки. Два растения : на одном располагаются только женские цветки, на другом – только мужские. Такие цветки называют раздельнополыми двудомными. Можно привести еще один интересный пример: нам всем в мае надоедает белый пух, он летит с растения, которое называют тополь черный. У тополя черного на одном растении только мужские цветки, на другом – только женские. Об этом явлении было известно в Древней Греции. Древние греки широко использовали это растение в посадках, так как оно прекрасно задерживает пыль в своей кроне, быстро растет и неприхотливо. Но знали они и об этой особенности данного растения, поэтому сначала высаживали тополь в питомники. Как только тополь зацветал, греки вырубали женские растения, так как именно женские растения «пылят» расселяя семена, а мужские растения высаживали в городах и парках. [Приложение 1, слайд 21]. Еще один пример двудомного растения.
Цветок расположен на цветоножке, которая является продолжением побега. Цветки, не имеющие цветоножек, называют сидячими.[Приложение 1, слайд 22].

– Итак, давайте повторим строение частей цветка. [Приложение 1, слайд № 23].

– На моделях цветка вишни, картофеля еще раз проговариваются все части цветка, а затем учитель предлагает записать части цветка в тетрадь и зарисовать их. Параллельно цветными мелкамиучительрисует на доске.
– Особенности строения цветка можно отметить сокращенно в виде формулы. При ее составлении используют следующие сокращения:

Ч – чашелистики;
Л
– лепестки;
Т – тычинки;
Р – простой околоцветник.

Количество частей цветка записывается в виде индексов. Рядом с буквой, обозначающей элемент цветка, ставится индекс, соответствующий количеству этих элементов в цветке. Если число элементов большое и сосчитать невозможно, то рядом с буквой ставится символ, обозначающий в математике «бесконечность» – . Рассмотрим формулу цветка на примере модели цветка вишни (запись формулыи расшифровка ее в тетради обвести в красную рамочку).

Ч5Л5Т5nП1 – Цветок с двойным околоцветником, состоящим из 5 несросшихся чашелистиков, 5 свободных лепестков, множества тычинок, кратных пяти, и одного пестика.

Затем учитель ставит вопрос: «Нельзя ли выполнить схематичную зарисовку цветка?». И предлагает разложить все части цветка по кругам и схематично изобразить их цветными карандашами. Учитель объясняет, что любой цветок можно изобразить еще и в виде диаграммы. Все это фиксируется на доске и параллельно в тетрадях учащихся.

Схема цветка вишни на доске.

III. Закрепление материала

1. В учебнике на стр. 49 приведены формулы разных цветов, охарактеризуйте данные цветки.

2. Решите небольшой кроссворд:

IV. Домашнее задание

§ 12. Творческое задание на выбор.1. Вырежьте из цветной бумаги или картона силуэты частей цветка – из зеленой бумаги – силуэты чашелистиков и пестика, из желтой – силуэты тычинок, попробуйте смонтировать различные типы цветов – обоеполых и раздельнополых, с двойным и простым околоцветником. 2. Составьте свой кроссворд на строение цветка (не меньше 10 слов).

Используемаялитература:

  1. В. П. Викторов, А.И. Никишов «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники», Изд. «Владос», Москва 2005 год.
  2. А.А. Калинина «Поурочные разработки по биологии. 6 класс», изд. «ВАКО» Москва 2005 год.
  3. А.И. Никишов, Л.А. Косорукова «Ботаника. Дидактический материал. Пособие для учителей биологии», изд. «РАУБ» – «Илекса», Москва 1998 год.
  4. Н.М. Верзилин «Основы методики преподавания ботаники»,издательство Академии педагогических наук РСФСР, Москва 1955 год.
  5. И.Д. Синельникова «Игра как средство развития интереса к биологии», издательство Академии педагогических наук РСФСР, Москва 1963 год.