Программа реабилитации семьи, находящейся в социальноопасном положении

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями, Социальная педагогика


1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность

Никого не может оставить равнодушным воспитание детей в семьях, находящихся в социально опасном положении: утрачивается значительное число семейно – нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Постепенно семья, находящаяся в социально опасном положении, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы. Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение, среди них нередко встречаются и многодетные семьи. На это повлияли объективные факторы, в частности низкий уровень жизни, «хроническая» безработица, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей. Не удивительно, что дети уходят из дома, большую часть времени проводят на улице, тем самым пополняют асоциальные группы.
Сегодня возникла необходимость создания целевой программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении. Необходимо проводить последовательную работу с семьями из группы «риска», просматривать шаги их медленного возрождения. Однако стоит помнить, что здоровый микроклимат в семье – результат работы всех компетентных структур, поэтому работу по охране прав детства в семьях, находящихся в тяжелой жизненной ситуации и социально опасной жизненной ситуации, целесообразно проводить совместными усилиями социального работника и администрации ОУ, районным инспектором по охране прав детства, классных руководителей, участковым педиатром и представителями органов внутренних дел.
Данная программа составлена на основе комплексно – целевой программы «Развитие МОУОО «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1» на 2007 – 2012 годы.
Программа направлена:

  • на осуществление педагогически целесообразной коррекции с целью уменьшения силы негативного влияния на микроклимат в семье,
  • на стимулирование положительных изменений в семье;
  • на повышение уровня социальной защищенности детей, нейтрализацию влияния негативных факторов на личность ребенка и процесс его развития;
  • на создание условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.

1.2. Нормативно-правовая база

Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»; Закон Алтайского края от 03.12.2004г. № 54-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»; Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 №223-ФЗ; Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; закон Алтайского края от 15.12.2002 года №86-ЗС «О системе профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральный закон №195-ФЗ от 10.12.1995 «Об основах социального обслуживания населения в РФ»; Приказ Министерства образования и науки от 03.02.2006г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений».

2. Концепция реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении

2.1. Цель: осуществление коррекционной, реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.

2.2 Задачи:

  • провести педагогически целесообразную коррекцию с целью создания положительного микроклимата в семье;
  • организовать просветительскую работу среди родителей;
  • защитить права детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении;
  • создать условия для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.

2.3. Основные понятия

Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию.

Асоциальная семья – семья, в которой нарушаются права ребенка. Основными критериями, по которым семья может быть отнесена к категории, находящейся в социально опасном положении:

  1. Жестокое обращение с ребенком, представляющее опасность для его жизни и здоровья.
  2. Систематическое неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетнего.
  3. Отрицательное влияние родителей на ребенка (употребление алкоголя, аморальный образ жизни, употребление наркотических средств).
  4. Вовлечение ребенка в совершение противоправных или антиобщественных действий (в употреблении спиртного, наркотиков, в занятие попрошайничеством, проституцией).

2.4. Принципы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении

  1. Принцип индивидуального подхода – реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом особенностей семьи.
  2. Принцип законности – предусматривает соблюдение требований, законодательства РФ и Алтайского края в работе с семьей.
  3. Принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей.
  4. Принцип взаимодействия – определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур.
  5. Принцип ответственности – предполагает конкретных исполнителей поставленных целей.

2.5. Компетенция лиц, осуществляющих коррекционную, реабилитационную работу

  1. Формирование банка данных семей, находящихся в социально опасном положении.
  2. Оказание психологической, педагогической, правовой, материальной и информационной помощи семьям.
  3. Осуществление систематического контроля над деятельностью семей.
  4. Анализ проводимой коррекционной, реабилитационной работы с семьями.

3. Организация коррекционной, реабилитационной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении

Направление деятельности

Задачи, коррекционной, реабилитационной работы

Ожидаемый результат

1. Диагностика семьи, находящейся в социально опасном положении. 1. Обследование жилищно-бытовых условий.
2. Изучение образа жизни семьи.
3. Изучение прошлого семьи.
4. Изучение особенностей личности членов семьи.
5. Выяснение общих проблем семьи.
6. Выяснение особенностей семейного воспитания.
7. Выявление положения детей в системе внутрисемейных взаимоотношений.
8. Выяснение близкого окружения семьи.
9. Изучение целей, ожиданий семьи.
Создание банка данных семей, ее целей, ожиданий. Определение типа семьи, находящейся в социально опасном положении. Анализ полученных сведений, определение проблемы, путей ее решения с целью организации оказания помощи.
2. Организация работы с семьей.

2.1. Психологическая реабилитация

1. Психолого-педагогическое сопровождение в кризисных ситуациях (оказание психологической помощи и поддержки членам семьи в стрессовых ситуациях)
2. Проведение консультаций специалистов – психолога, педагогов, медицинского работника, проведение педагогических лекториев для семей, оказавшихся в социально опасной ситуации.
3. Пропагандирование здорового образа жизни
Создание положительного микроклимата в семье.
Овладение основами педагогических знаний, теорией и практикой семейного воспитания.
2.2. Социальная реабилитация 1. Организация помощи в трудоустройстве.
2. Организация правовой защиты.
3. Оказание материальной помощи.
4. Вовлечение семьи в воспитательный процесс.
Включение семьи в коррекционную, реабилитационную работу, налаживания нравственных традиций семейного воспитания, восстановление положительных контактов семьи с окружением, решение бытовых проблем в семье, повышение статуса семьи до социального. Итог – изменение уклада жизни.
3. Анализ коррекционной работы Проведение аналитической работы. Обобщение опыта, разработка методических рекомендаций.

Литература:

  1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»;
  2. Закон Алтайского края от 03.12.2004г. № 54-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»; Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 №223-ФЗ;
  3. Федеральные законы №120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; №124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях ребенка РФ».
  4. Федеральный закон №195-ФЗ от 10.12.1995 «Об основах социального обслуживания населения в РФ»
  5. Закон Алтайского края от 15.12.2002 №86-ЗС «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае».
  6. Приказ Министерства образования и науки от 03.02.2006г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений».