Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы по развитию связной речи на тему "Путешествие в Серебряную страну"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • активизировать и пополнять словарный запас; учить пересказывать сказку, используя в качестве наглядной опоры серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий, и, следовательно, являющихся зрительным планом изложения; продолжать учить связности, непрерывности, логичности высказывания;
  • совершенствовать грамматический строй речи; развивать творческие способности; продолжать учить детей отвечать на вопрос развернутой фразой; развивать внимание, память и словесно-логическое мышление.

Ход занятия.

Организационный момент.

(на полу лежит дорожка из серебряной фольги и круг из серебряной бумаги – это Луна).

- Сегодня, ребята, нам предстоит совершить путешествие в Серебряную страну, а проведет нас туда Луна.

- Вот перед вами лунная серебряная дорожка. Кто пройдет по этой дорожке, попадет в Серебряную страну.

(звучит спокойная, фантастическая музыка). Логопед идет впереди, следом дети.

- Ребята, идем медленно, расслабленно, ощущая, как все тело, от кончиков пальцев ног до макушки головы наполняется волшебной, серебряной силой. (дети проходят, садятся на ковер.

Основная часть.

-Посмотрите, ребята, на лунную дорожку, по которой мы шли, она вся серебрится, переливается. Посмотрите на волшебное дерево, которое встретилось на нашем пути, оно тоже серебряное.

-Какое настроение вызывает у вас этот цвет? Каким он вам кажется?

(загадочным, красивым, ярким, блестящим, волшебным, необычным).

- Да, серебряный цвет действительно очень красивый и загадочный. Этот цвет уменьшает волнение и успокаивает. Он умеет прекращать споры. Серебряный цвет можно назвать волшебным и сказочным, потому, что он помогает сочинять и фантазировать.

1.

- Посмотрите еще раз на это волшебное дерево. На нем развешаны разные предметы, все они серебряного цвета.(колокольчик, ключик, кубик, ложка, рыбка, звезда, монетка, ведро, кольцо, зеркальце, перо, ножницы, бусы, ключи, звезды). Рассмотрите их хорошенько и назовите сначала те из них, про которые можно сказать «ОН» (ответы детей); теперь назовите предметы, про которые можно сказать «ОНА» (ответы детей); про которые можно сказать «ОНО» (ответы); и про которые можно сказать «ОНИ» (ответы).

-Вы все хорошо, просто замечательно справились с заданием.

2.

-Ночью, когда светит луна, многие предметы начинают светиться особым светом, серебряным, т. е. серебрятся.

-Давайте немного поиграем. С помощью цветной бумаги и серебряных предметов я буду переносить вас в разные места. А ваша задача – составит предложения со словом «серебрится».

А) Что за фигура у меня в руках и какого цвета? Дети отвечают: - это треугольник черного цвета. Представьте, что это ночное небо, а на нем звезды. (показываю звезды). Какие предложения можно составить? В черном небе серебрятся звезды. В ночном небе серебрятся звезды.

Б) Что за фигура у меня в руках и какого она цвета? Это прямоугольник синего цвета. Представьте, что это море, а в нем плавают рыбки. (показываю рыбок). Какие предложения можно составить? В море серебрятся рыбки. В синем море серебрятся рыбки.

В) Что за фигура у меня в руках и какого она цвета? Это треугольник зеленого цвета. Представьте, что это зеленая елочка, а кусочки серебряной бумаги – это снег или иней. Какие предложения можно составить? На елочке серебрится белый снег. На зеленой елочке серебрится иней.

Г) Что за фигура у меня в руках и какого она цвета? Это прямоугольник зеленого цвета. Представьте, что это лес, а длинная извилистая серебряная полоска – это ручей или речка.

Какие предложения можно составить? Около леса серебрится река. В лесу серебрится ручей.

Д) Что за фигура у меня в руках и какого она цвета? Это овал синего цвета. Представьте, что это - озеро или пруд, а волнистые полоски серебристой бумаги – это вода или волны. Какие предложения можно составить? В озере серебрится вода. На пруду серебрятся волны.

Физминутка. (под музыку).

- Вот уже подряд два дня. Я сижу, рисую.

(разминаем кисти рук и встряхиваем руками).

- Красок много у меня – выбирай любую.

(хлопки в ладоши).

- Я раскрашу целый свет.(руки в стороны).
- В самый свой любимый цвет.(повороты туловища влево – вправо).
- Серебряное небо. (руки вверх).
- Серебряное море. (присели, руки вниз).
-Серебряная зелень. (встали, руки в стороны).
-Серебряный верблюд. ( руки на пояс).
-Серебряные мамы. (прыжки на левой ноге).
-Серебряным ребятам. (прыжки на правой ноге).
-Серебряные песни. (прыжки на двух ногах).
-Серебряно поют. (хлопки в ладоши).

3.

(показываю вырезанные из серебряной бумаги Луну и Месяц).

- Как вы думаете, ребятки, что у меня в руках?

- Кто из вас знает, чем отличается месяц от луны? (ответы детей).

- А кто знает, что такое полнолуние и новолуние?

- Хотите, я вам расскажу про то, почему луна разная. Луна никогда не бывает одинакова: она то увеличивается (прибывает), то уменьшается (убывает).

Когда луна становится круглой, полной, то такое явление называют полнолунием (от слов «полная луна»).

Потом луна начинает убывать, то есть становится все меньше и меньше, и превращается в тонкий серпик, который мы называем месяцем.

Затем луна исчезает совсем. Этот момент и называют «новолунием» (от слов «новая луна»). Когда на ночном небе нет месяца, это значит, что луна зарождается вновь. Сначала появляется тоненький серпик, наш знакомый месяц, который с каждым днем становится все толще и толще и, наконец, превращается в круглую луну.

- Повторите: «новолуние» от слов «новая луна»; «полнолуние» от слов «полная луна».

4.

-Давайте подойдем к нашему волшебному окну и посмотрим сказку. (дети подходят к пособию «Кольца Луллия»). Приложение1.

(смотрим в волшебное окно, слушаем сказку и пересказываем).

Сказка «Почему у месяца нет платья».

Жил был месяц. И однажды захотел месяц сшить себе платье. Пошел он к портному и попросил его помочь. Снял с него портной мерку и сел за работу.

Вскоре пришел месяц за платьем, а платье – то узко и коротко.

- Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу.

Вернулся месяц на небо и стал ждать. В назначенный срок пришел он к портному. А платье – то снова мало.

- Видно и теперь я ошибся, - сказал озадаченный портной, и снова стал кроить и шить.

Расстроился месяц. Но делать нечего. Придется подождать. Прошло время.

В третий раз пошел месяц к портному. Посмотрел портной в окно – и увидел – идет по небу круглый месяц, вдвое шире, чем платье, которое он для него сшил. Что было делать портному? Испугался он и убежал. Искал его месяц, искал, да не нашел. Так и остался месяц без платья. (рассказ сопровождается показом серии сюжетных картинок).

Вопросы:

  • Понравилась вам сказка?
  • Зачем пришел месяц к портному?
  • Почему на первой примерке платье оказалось для месяца узко и коротко?
  • Но вот портной перешил платье, сделал его просторнее; что же произошло во вторую встречу?
  • Каким увидел портной месяц в третий раз?
  • Чем закончилась сказка?

- Давайте, ребята, придумаем название нашей сказке. (приводится несколько вариантов, из них выбирается лучший). «Почему у месяца нет платья».

5.

-Мы с вами знаем, что у рассказа и у сказки всегда есть начало, середина и конец. Давайте по очереди попробуем рассказать эту сказку. Кто начнет? (пересказ сказки по частям).

Во время рассказа крутятся кольца, показывая серию сюжетных картинок.

- Ребята, а кто сможет полностью рассказать сказку? Давайте, смелее, я буду помогать. (во время пересказа крутить кольца). Дети по очереди каждый пересказывают сказку.

Заключение.

-Все вы помните сказку о том, как появился разноцветный мир. (предварительная работа). Каким был мир вначале? (черно-белым). Вы знаете, что существуют феи разных цветов. Фея Серебряной страны решила подарить вам частичку своего волшебства, которое навсегда останется с вами. Сюрпризный момент: раздаются конфеты серебряного цвета.

- Давайте пройдем по лунной дорожке обратно и вернемся в наш любимый детский сад. Но сначала, пока мы еще в волшебной стране расскажите: - Что вам больше всего понравилось здесь? – Что нового вы узнали? – С кем познакомились?

- Ну, а теперь в путь, ребята! Помашите руками и скажите до свидания Серебряной Стране.