Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Фразеологические сочетания. Пословицы, поговорки, крылатые выражения

Разделы: Преподавание русского языка


Цель:

  1. Воспитывать у студентов любовь к русскому языку, уважение к труду ученых-исследователей русского языка, уважение к народу- творцу языка.
  2. Расширять знания студентов о языке, формировать у них эстетический вкус, желание обогатить свой словарно-фразеологический запас.
  3. Повышать культуру речи студентов, развивать умение пользоваться справочной литературой.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний учащихся, фронтально:

  1. Что такое лексика? Дать понятие этого термина
  2. Какие средства речевой выразительности помогают расширить лексический запас?
  3. Что такое синонимы? Привести примеры
  4. Что такое омонимы? Привести примеры
  5. Что такое антонимы? Привести примеры

(на экран выводится задание, которое студенты должны выполнить в тетради)

Задание: к предложенным словам подберите синонимы и запишите их в левый столбик, а в правый запишите антонимы

синонимы   антонимы
  родина  
  доблесть  
  темнота  
  сильный  
  горе  
  зной  
  спешить  
  красивый  

Приложение 1, слайд 3

III. Мотивация учебной деятельности

Сегодня мы продолжаем работать над расширением лексического запаса.

Послушайте диалоги студентов, сравните варианты

Звучат диалоги

Вариант 1.

-Что вы делали вчера?

– Ничего, разговаривали, сплетничали.

- И мы целый день бездельничали.

- Василий с вами был?

- Был. Рассказал как его отец отчитывал. Он же на уроках зевает и дома не работает.

Вариант 2.

-Что вы делали вчера?

– Ничего. Языками чесали, косточки всем перемывали.

- И мы целый день баклуши били, из пустого в порожнее переливали.

- Василий с вами был?

- Был. Рассказал как ему отец шею намылил. Он же на уроках ворон считает, а дома лодыря гоняет.

Вопрос к учащимся: какой разговор звучит ярче, эмоциональнее.

IV. Сообщается тема и цель урока.

Тема: Фразеологические сочетания. Пословицы и поговорки, крылатые слова

Проблемный вопрос: какую роль в устной и письменной речи играют фразеологизмы?

Цель: расширение лексического запаса

Фразеология - раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые обороты речи.

Приложение 1, слайд 4.

Фразеологизмыэто устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются говорящим, а восп