Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Фразеологические сочетания. Пословицы, поговорки, крылатые выражения

Разделы: Преподавание русского языка


Цель:

  1. Воспитывать у студентов любовь к русскому языку, уважение к труду ученых-исследователей русского языка, уважение к народу- творцу языка.
  2. Расширять знания студентов о языке, формировать у них эстетический вкус, желание обогатить свой словарно-фразеологический запас.
  3. Повышать культуру речи студентов, развивать умение пользоваться справочной литературой.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний учащихся, фронтально:

  1. Что такое лексика? Дать понятие этого термина
  2. Какие средства речевой выразительности помогают расширить лексический запас?
  3. Что такое синонимы? Привести примеры
  4. Что такое омонимы? Привести примеры
  5. Что такое антонимы? Привести примеры

(на экран выводится задание, которое студенты должны выполнить в тетради)

Задание: к предложенным словам подберите синонимы и запишите их в левый столбик, а в правый запишите антонимы

синонимы   антонимы
  родина  
  доблесть  
  темнота  
  сильный  
  горе  
  зной  
  спешить  
  красивый  

Приложение 1, слайд 3

III. Мотивация учебной деятельности

Сегодня мы продолжаем работать над расширением лексического запаса.

Послушайте диалоги студентов, сравните варианты

Звучат диалоги

Вариант 1.

-Что вы делали вчера?

– Ничего, разговаривали, сплетничали.

- И мы целый день бездельничали.

- Василий с вами был?

- Был. Рассказал как его отец отчитывал. Он же на уроках зевает и дома не работает.

Вариант 2.

-Что вы делали вчера?

– Ничего. Языками чесали, косточки всем перемывали.

- И мы целый день баклуши били, из пустого в порожнее переливали.

- Василий с вами был?

- Был. Рассказал как ему отец шею намылил. Он же на уроках ворон считает, а дома лодыря гоняет.

Вопрос к учащимся: какой разговор звучит ярче, эмоциональнее.

IV. Сообщается тема и цель урока.

Тема: Фразеологические сочетания. Пословицы и поговорки, крылатые слова

Проблемный вопрос: какую роль в устной и письменной речи играют фразеологизмы?

Цель: расширение лексического запаса

Фразеология - раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые обороты речи.

Приложение 1, слайд 4.

Фразеологизмыэто устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются говорящим, а воспроизводятся в готовом виде.

Приложение 1, слайд 5.

Задание: найдите в каждой строке несвободное (устойчивое) словосочетание, объясните его значение

  • вешать картины, вешать портьеры, вешать голову;
  • сесть на стул, сесть на землю, сесть в калошу;
  • точить ножницы, точить лясы, точить топор;
  • бить стекла, бить посуду, бить баклуши;
  • попасть в просак, попасть в цель, попасть в беду.

Приложение 1, слайд 6.

V. Практическая часть

Задание №1. Подобрать синонимы к фразеологизмам

Пример: тютелька в тютельку – очень точно

  1. Без году неделя
  2. Беречь как зеницу ока
  3. Куры не клюют
  4. Зарубить на носу
  5. Отдать богу душу
  6. Считать ворон
  7. Рука об руку
  8. Засучив рукава
  9. Водить за нос
  10. Не верить своим ушам

Приложение 1, слайд 8

Задание №2. Как об этом говорят? Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

Вопросы:

  1. О том, кто часто меняет свои решения
  2. Об очень дальних родственниках
  3. О кротком, безобидном человеке
  4. О бесследном исчезновении кого-либо
  5. О том, кто не знает чего-либо всем известного
  6. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь

Приложение 1, слайд 9

Задание № 3. Подобрать к следующим словам синонимы-фразеологизмы

Пример: много – куры не клюют

  • болтать
  • вместе
  • умный
  • далеко
  • быстро
  • обмануть
  • бездельничать
  • грустить

Приложение 1, слайд 10,11.

Пословицы и поговорки

Приложение 1, слайд 12.

О богатстве речи свидетельствует наличие в ней пословиц и поговорок. Они близки к фразеологизмам.

Пословицы и поговорки – это краткие изречения, которые метко и четко дают оценку какому – либо событию, поступку человека. Они выражают опыт многих поколений, помогают понять историю нашего народа.

Пословицы и поговорки не только усиливают выразительность речи, придают остроту, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать его уважение и расположение.

Пословица – это краткое, образное изречение, имеющее назидательный смысл и представляет собой законченное выражение.

“Век живи – век учись”, “В гостях хорошо, а дома лучше”, “Язык до Киева доведет”, Дело мастера боится”

Поговорка – это краткий, образный языковой афоризм, который в отличие от пословиц не заключает в себе прямого поучения. Поговорки, как правило, имеют буквальный смысл.

“Поживем – увидим”, “Коса – девичья краса”, “В тесноте, да не в обиде”.

Примеры пословиц с математическими понятиями

Крылатые выражения – это меткие образные выражения, пришедшие в нашу речь из литературных произведений. Также это могут быть изречения исторических лиц, имена исторических или литературных персонажей, ставшие нарицательными.

Слова Митрофанушки из комедии Фонвизина “Недоросль”: “Не хочу учиться, а хочу жениться”

Приложение 1, слайд 13

Привести примеры

Вопрос к учащимся: с чем мы познакомились на уроке, какую роль играют фразеологизмы, пословицы и поговорки, крылатые выражения

Домашнее задание (на выбор)

1. Греков В.Ф. Пособие по русскому языку параграф №9 упражнение № 41

2. Составить рассказ, используя следующие фразеологизмы:

  • Короткая память, слон на ухо наступил, медвежья услуга, открыть Америку, бить баклуши, на всех парусах.
  • Увидеть свет, как зеницу ока, ученье - свет, а неученье – тьма, без сучка, без задоринки, зарубить на носу, открывать новую страницу.
  • Приложение 1, слайд 14