Объединенный урок по чтению и русскому языку по теме "Весна"

Разделы: Начальная школа


Чтение. Тема: Обобщающий урок по теме: «Весна».

Русский язык. Тема: «Упражнения в распознавании разных частей речи и их правильном употреблении в предложении».

Цели урока:

  • вспомнить произведения, включенные в раздел, совершенствовать  технику чтения;
  • научить детей различать части речи и правильно называть их; расширить и углубить знания учащихся  об имени существительном (ознакомить с понятием «род существительных» - для группы учащихся);
  • через систему художественных образов и описаний подчеркнуть необходимость бережного и любовного отношения к природе.

1-й урок

I. Оргмомент

1.  Минутка чистописания

2.  Беседа с демонстрацией слайдов «Весна»: «Наступила весна. Люди любят весну. И взрослые, и дети всегда с нетерпением ждут её».

II. Сообщение темы урока: «Поведай, весна, чем красна, чем богата».

– Знаете ли вы, какой голос у весны? (Ставится музыка Э. Грига)
– Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны. Музыка передаст настроение, ощущение того, что происходит в природе. Попробуйте представить себе, что вы попали в лес, на полянку, на речку.

Под музыку дети пишут образец  написания буквы  В,в.

III. Работа с текстами произведений по теме: «Весна»

– Что же вы увидели и услышали, путешествуя с весной? Какие изменения в природе изобразил художник? Вспомните произведения, из которых вы узнали об этом. Назовите их.
– С чего начинается весна?

Демонстрируются слайды «Весна». Ученики вспоминают  название произведения, автора – Бианки «Март».

– Найдите и прочитайте, о каких приметах ранней весны рассказывает автор.

Ученики находят соответствующий отрывок в тексте и зачитывают его. Учитель дополняет ответы детей  своим рассказом.

– Первая победа солнца – весна света. Она началась, когда на полях показались первые проталины, освободилась первая земля. Обрадовались ей грачи, скворцы и прилетели  к нам.

(Следующий слайд)

Ученики называют произведение, автора.

– Что же вы узнали  о скворцах  из рассказа  А.Куприна «Скворцы»? Прочитайте о том, как скворцы поселялись  в свои домики.

(Слайд картины «Ледоход»)

Ученики называют  произведение Г. Скребицкого  «Прощай, зима!».

– О какой примете весны говорится в этом рассказе? Прочитайте, какая была река.

Дополнение учителя:  Еще  не кончилась весна света, а солнце повело уже новое наступление. Вторая победа  солнца – весна воды. Вот и паводок – весенний разлив. Напоит вода землю.
– Как вы думаете, какая будет третья, решительная победа солнца? (Весна зелени)
– Строки какого стихотворения можно подписать под этой картиной? (Слайд А.Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»)

Ученики читают стихотворение наизусть.

Итог: Весна наступает  со всех сторон:

Весна, весна кругом живет и дышит,
Весна, весна шумит со всех сторон!

IV. Работа в тетрадях

Дети записывают строки из стихотворения по памяти, предварительно прочитав их орфографически  и выделив все орфограммы.

Упражнения на усвоение понятий «части речи».

– О весне создано много рассказов, стихотворений, сказок. Как  называется сказка о весне, которую вы читали? («Снегурочка»)
– Объясните, как напишите слово «сказка». Подбери к этому слову родственные, однокоренные слова. (Сказка, сказочный, сказать, сказочник)
– Выделите корень.
– Сказочник Чудесей Чародеевич принес вам сегодня новую сказку (на индивидуальных карточках напечатан текст сказки):

Наконец выдался настоящий весенний денек! Ясно солнышко согрело землю и лес. Капель весело перезванивает. Радуются и звери и птицы. Тетерева бормочут, синицы бубенчиками разливаются. Неуклюжий медведь на опушке хвалится:
–Это я весну сделал. Вокруг меня снег тает. С поляны отвечает ему звонкий ручей:
– Я снег растопил. Я лед просверлил. Я деревья и травы живой водой напоил.
С еловой ветки кричит сосулька:
– Меня благодарите. Это я весну сделала.

Ученики читают сказку (методом скорочтения: чтение за учителем, чтение в паре, чтение с отрывом взгляда, чтение скороговоркой, пересказ сказки).

– О чем вели разговор медведь, ручей и сосулька?

– Как вы понимаете слово «неуклюжий»?

V. Чтение значения слова в «Толковом словарике русского языка»

– Сколько частей в этом  тексте? Какой части нет? Придумайте заключительную часть текста.
– Определите части речи в первой части текста.

Класс разделен на 8 команд, в каждой команде есть капитан, штурман, первый матрос, второй матрос. Каждая команда получает задание:
капитан – определить род у имен существительных (денек, солнышко, лес, земля, капель, медведь)
штурман – найти в первой части  текста имена существительные,

1-й матрос – имена прилагательные,
2-й матрос – глаголы.

Выписать из первой части слова, над ними надписать название частей речи. предварительно, перед определением частей речи дети зачитывают памятку, на которой даны определения всем частям речи.

2-й урок

I. В начале урока проводится повторение

II. Игра «Кто больше?» (стихотворение)

– Весна разбудила Колю Веснушкина. (На доске шуточный портрет мальчика) Он принес вам веселое стихотворение о весне:

«Что, Весна, ты принесла?»
И ответила Весна:
«Принесла я вам, ребятки,
Лейки, грабли и лопатки,
Первые подснежники,
Желтые скворечники.
Принесла я вам грачей,
И скворцов, и зябликов,
И несет любой ручей
Целый флот корабликов.
И ещё я принесла
Много света и тепла,
Прыгалки и салки,
Новые считалки».
Все ребята удивились:
Как-то сразу появились
Почки клейкие
В лесу, травка на опушке
И у Коли на носу
Первые веснушки.

– В этом стихотворении есть слова на все  правила, которые вы изучали. Задание каждой команде: определить, на какое правило записана группа слов, дописать слова на это правило. (Каждой команде дана индивидуальная карточка с группой слов)

карточка 1                                      карточка 2
весна                                                ребятки
скворцы                                           лопатки
грачи                                                кораблики

карточка 3                                    карточка 4
скворечники                                  травка
почки                                             веснушки
на опушке

III. Проверка: капитаны зачитывают записанные слова, определяют лишние слова, называют орфограмму, рассказывают правило.

IV. Домашнее задание:  на какое правило данное упражнение.

V. Творческая работа

– Коля Веснушкин благодарит вас за работу. Он принес вам замечательный подарок. (Букет тюльпанов)
– Тема нашего сочинения «Весенние цветы». О чем будем писать в сочинении? (Какие цветы, как называются, как выглядят, на что похожи, где растут, какие чувства пробуждают.)

– Итак, мы определили границы темы. А удержаться в этих границах, не писать лишнего, ничего не забыть нам поможет план.

План

1. Где мы встречаем первые цветы?
2. Какие это цветы? Их форма, цвет.
3. Чем цветы вам понравились?

– Мы определили содержание сочинения. Но, чтобы его написать, все это нужно увидеть. Это мы и  пробуем сделать сейчас. А поможет нам – музыка. (Звучит музыка. Дети рассматривают слайды с изображением  весенних цветов.)
– Теперь надо найти точные, яркие слова, чтобы выразить наши чувства и мысли.

Словарь:

тюльпаны                        красный                 склонилась
ландыш                             белый                     поникли
подснежник                     синий                      радуются
                                                                          ожидают

Ученики определяют, какой частью речи являются эти слова, прочитывают эти слова орфографически. Затем самостоятельно пишут сочинение. После они проверяют их, зачитывают свои сочинения. В конце работы дети делают вывод, зачитывают пословицу:

Красота и добро – две родные сестры.

(Значение цветов в жизни человека)

VI. Итог урока