На математике можно и поиграть…

Разделы: Математика


Игра помогает формированию основных математических навыков, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное – стимулирует навыки быстрого счета. В результате чего у детей появляется интерес к математике. Не говоря уже о том, что дидактические игры по математике способствуют формированию математической зоркости школьника.

Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Использование дидактических игр более эффективно в классах, где преобладают ученики пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой.

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по математике, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке. В любом школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ученика. При включении учащихся в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.

Введение в учебный процесс новых нестандартных элементов оживляет и эмоционально окрашивает деятельность не только учащихся, но и учителя. Таким нестандартным подходом к обучению является использование игровых моментов на уроках.

Основная задача всех учебных (дидактических игр) состоит в повышении интереса к уроку и придания ему эмоциональной окраски. Разумеется, содержание игр, используемых в учебном процессе, должны соответствовать изучаемому материалу.

Игра в обучении ребёнка играет особую роль. В игре реализуется опыт творческой деятельности и выражается эмоционально-ценностное отношение ребёнка к миру. В современных условиях роль опыта творческой деятельности, полученного субъектом в детстве, существенно возрастает, а эмоционально-ценностное отношения к миру определяет восприятие ребёнком действительности. Она стимулирует социальную активность школьника и способствует усвоению им таких элементов содержания образования, как нравственные проблемы.

Однако учебная игра не будет эффективной формой организации урока при отсутствии ряда психолого-педагогических условий, соблюдение которых обеспечивает реализацию целей и задач игры:

  • наличие у учащихся достаточного объёма знаний;
  • наличие у учащихся навыков учебно-игровой деятельности хотя бы в несложных игровых формах;
  • понимание учащимися целей и задач учебной игровой деятельности;
  • психологическая готовность учащихся к участию в учебной игре;
  • психологическая готовность учителя к роли организатора учебной игровой деятельности учащихся;
  • формирование игровых групп с учётом уровня способностей и направленности интересов учащихся;
  • формирование игровых групп с учётом взаимоотношений между учащимися;
  • соответствие компонентов и параметров учебной игры возрастным психологическим особенностям учащихся;
  • стабильность игрового пространства, плавность и сюжетная обусловленность в восприятии учащихся необходимых изменений в параметрах длительной учебной игры;
  • наличие предварительно заданной организатором психологической установки учащимся к участию в учебной игровой деятельности.
  • Очевидно, что вне зависимости от тщательности проработки сюжета игры, сценариев отдельных игровых действий, элементов игрового пространства, психологическая готовность учащегося к учебной игровой деятельности на этапе включения его в такую деятельность не будет соответствовать указанным условиям. Следовательно, необходима подготовка учащихся к включению в учебную игровую деятельность.

Я хочу предложить несколько игр.

1. Быстрый счет.

Играющие усаживаются в кружок. Один игрок бросает другому, например, мяч и при этом называет какой-либо пример, скажем: 180-90. Игрок, к которому попал мяч, должен быстро принести ответ и затем бросит мяч тому, кому он пожелает, также задавая ему какой-либо предмет, и т.д.

Игрок, который 3 раза давал неверный ответ, выбывает из игры. Если пример задан очень трудный, то его решает тот, кто задал; и в случае неверного ответа ему засчитывается ошибка. Побеждает тот, кто до конца игры не сделает более двух ошибок.

2. Занимательный квадрат.

1) В девяти клетках квадрата записаны по порядку числа: 10,20,30…,80,90. Кто быстрее переставит числа так, чтобы по всем строкам, столбикам и с угла на угол везде была одинаковая сумма?

10

20

30

40

50

60

70

80

90

2) В 25 клетках квадрата расставлены цифры 1-5 так, как это показано на рисунке, требуется переместить эти цифры так, чтобы суммы чисел во всех строках и столбиках были одинаковы и чтобы в строке или в столбике не встречались одинаковые цифры.

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

5

5

5

5

5

3. Лото.

Прямоугольный лист плотной бумаги делится на 6 клеток. В клетках пишутся числа. На маленьких карточках пишутся примеры, ответы для которых записаны на листе. Все маленькие карточки перемешиваются и кладутся текстом вниз. Игроки по очереди берут по маленькой карточке, читают пример, записанный на ней; все решают этот пример. Тот игрок, на карте которого имеется число, равное полученному результату, накрывает это число маленькой карточкой.

Кто раньше накроет все числа на своей карте, тот выигрывает. После этого игроки обмениваются картами, и игра возобновляется.

1.

2 и 3
3 и 7
-4 и 5
2 и -4
1 и 4
-3 и 1

  x2-5х+6=0
x2+2х-8=0
x2-10х+21=0
x2-5х+4=0
x2-х-20=0
x2+2х-3=0
2.

1 и -5
1 и 5
5 и -3
1 и -4
6 и -9
1 и 6

  x2+4х-5=0
2x2-12х+10=0
x2-2х-15=0
3x2+9х-12=0
x2+3х-54=0
x2-7х+6=0
3.

-1 и -2
10 и -2
-1 и -8
1 и -2
1 и 3
-7 и 2

  3x2+3х-6=0
x2-4х+3=0
x2+5х-14=0

x2-8х-20=0
2x2+6х+4=0
x2+9х+8=0

4. Домино.

Эту игру можно использовать во время устного счета. “Доминошки” выполнены в виде карточек, левая часть содержит ответы, а правя примеры. Карточки я предлагаю увеличить и наклеить на плотную бумагу. Игра может быть в парах или группах. Игра начинается с “пустышки”.

 

2,8•0,2

  90

2,3•11

0,56

8,4 : 2,1

4

1,12:0,02

56

0,4•9

3,6

5,6:0,07

10,62

3,24:0,4

9,82

28•0,2

5,6

72:0,8

8,1

94,3-2,3

6,06

90-1,2

9,4

4,5:9

25,3

3,56+2,5

19

3,4+6

3,85

89,5-89

0,5

45+6,5

51,5

10:4

2,5

45,1:11

0,6

3,5•1,1

1,9

3:5

0,4

1,8:3

0,6

9,5•2

0,6

96-0,4

95,6

7,82+2,8

10,62

63:0,7

90

8,9-7

0,9

7,52+2,3

92

8,1:9

88,8

5,4:9

80

2:5

5. Отгадай.

Составляется шесть следующих таблиц:

1

13 11 9 7 5 3 1   14 11 10 7 6 3 2

2

27 25 23 21 19 17 15   27 26 23 22 19 18 15
41 39 37 35 33 31 29   42 39 38 35 34 31 30
55 53 51 49 47 45 43   55 54 51 50 47 46 43
      63 61 59 57         63 62 59 58
                                 

3

14 13 12 7 6 5 4   14 13 12 11 10 9 8

4

29 28 23 22 21 20 15   29 28 27 26 25 24 15
44 39 38 37 36 31 30   44 43 42 41 40 31 30
55 54 53 52 47 46 45   59 58 57 56 47 46 45
      63 62 61 60         63 62 61 60
                                 

5

22 21 20 19 18 17 16   38 37 36 35 34 33 32

6

29 28 27 26 25 24 23   45 44 43 42 41 40 39
52 51 50 49 48 31 30   52 51 50 49 48 47 46
59 58 57 56 55 54 53   59 58 57 56 55 54 53
      63 62 61 60         63 62 61 60

Первому предлагается загадать одно из чисел, помещенных в таблицах. Затем он должен сказать, в каких из данных таблиц есть задуманное им число. Второй незаметно в уме складывает все числа, находящиеся в верхнем правом углу каждой указанной, первым игроком таблицы. Полученная сумма и будет служить ответом. Пусть, например, загадано число 55. Оно содержится в таблицах 1, 2, 3, 5 и 6. В верхних правых уголках этих таблиц расположены числа 1, 2, 4, 16, и 32. Сумма этих чисел и составляет 55 (1 + 2 + 4 + 16 + 32 = 55).

Литература.

  1. Кордемский Б. А. Математическая смекалка. – М., 1957.
  2. Кружковая работа по математике в 5-8 классах. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1965.
  3. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай! М: Учпедгиз, 1960.