Инновационные технологии в современной начальной общеобразовательной школе

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


“Дело воспитания такое важное
и такое святое, именно святое.
Здесь сеются семена благоденствия
или несчастья миллионов
соотечественников,
здесь раскрывается завеса
будущего нашей Родины.”
К.Д. Ушинский

(Cлайд 2) (Приложение)

Что такое инновационное образование?

(Слайд 3)

Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний – за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. Инновации – это внесение новых методологий и стандартов в процесс. Инновационное образование же несет собой новые основы развивающего образования, как основной модернизирующий фактор образования.

Основные направления инновационной деятельности:

(Слайд 4)

  1. Формирование современно образованного, нравственного, активного человека, с развитым чувством ответственности за судьбу страны.
  2. Дальнейшее развитие профильного образования.
  3. Последовательное создание в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием здоровьесберегающих технологий.
  4. Развитие творческих способностей учащихся через урочную систему и систему дополнительного образования.
  5. Развитие духовного начала, воспитание гражданского самосознания через систему художественно-гуманитарного образования.
  6. Широкое внедрение новых форм и методов обучения, в том числе современных информационных технологий, для обеспечения возможности индивидуального развития каждого ребенка.
  7. Создание новой модели методической службы в школе.
  8. Развитие системы воспитательной работы на принципах добровольности, свободы выбора и творчества.
  9. Проведение комплекса мер по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса.

МОУ СОШ № 54 работает над созданием модели “Школы здоровья” с 2003 года. Работа школы в этом направлении получила достойную оценку. Школа является победителем конкурса лучших образовательных учреждений 2008 года в рамках приоритетного национального проекта “Образование”. В 2008 году МОУ СОШ № 54 стала победителем областного этапа Всероссийского конкурса “Школа – территория здоровья”.

Одним из направлений инновационной деятельности в МОУ стало внедрение здоровьесберегающих технологий, в частности здоровьесберегающей технологии доктора В.Ф.Базарного в работу учителей начальной школы. (Слайд 5)

По результатам диспансеризации учащихся школы выявились две основные проблемы здоровья детей, которые относятся к так называемым “школьным болезням” – нарушение зрения и нарушение осанки. Поэтому педагогов нашей школы заинтересовала методика работы доктора В.Ф.Базарного.

В основе методики лежит принцип организации учебного процесса на основе телесной вертикали, сообразной подвижной природе ребенка.

Данная программа включает в себя конкретные запатентованные технологии и технические средства, направленные на реорганизацию классического построения учебно-образовательного процесса, превращение его в активную, увлекательную деятельность.

Ведущая идея методики В.Ф. Базарного – “Сенсорное и психомоторное раскрепощение”, для чего предлагается обучение учащихся в режиме смены динамических поз. Кабинеты начальной школы оснащены конторками и офтальмо – тренажерами. (Слайд 6)

Для снятия напряжения В.Ф. Базарный предлагает режим динамических поз, которые предусматривают на каком-то этапе урока менять позу детей (сидя-стоя). Учитель строит урок с таким расчетом, чтобы ученики несколько раз переходили из положения сидя в положение стоя. (Слайд 7)

Основным техническим средством, обеспечивающим данную технологию, является конторка. Она напоминает высокую парту, а точнее сказать трибуну, зафиксированную на уровне солнечного сплетения индивидуально под каждого ребенка. Изменение высоты производится за счет регулировки длинны металлокаркаса. В кабинетах начальных классов установлено по три конторки. Все дети в классе разделены по росту на три группы. Это вынужденная мера, так как установить конторки индивидуально для каждого ребенка не позволяет площадь учебного кабинета. Столешница конторки имеет регулируемый наклон, что позволяет использовать ее для разного вида деятельности: письма, чтения, рисования на наклонной поверхности, лепки, конструирования – на горизонтальной. (Слайд 8, 12, 13)

При работе за конторкой педагог обращает особое внимание на соблюдение следующих общегигиенических и эргономических требований:

(Слайд 9, 10)

  1. Высота конторки должна быть подогнана безукоризненно в соответствии с ростом ребенка.
  2. Специально выполненными исследованиями установлено, что оптимальным углом наклона столешницы (рабочей поверхности) является 15–17.
  3. Гигиенически оптимальным следует считать, если обувь снята, ребенок находится в носочках из естественной ткани (идеальный вариант – босиком).
  4. Под ноги рекомендуется поместить массажный коврик (для профилактики плоскостопия).

В 1-м классе дети меняются местами через каждые 5 минут, во 2–4 классах через 12–15 минут.

Преимущества

(Слайд 11)

  • Укрепляется позвоночник
  • Сохраняется правильная осанка
  • У ребенка формируется чувства равновесия и координации
  • Осуществляется профилактика опорно-двигательного аппарата
  • Осуществляется профилактика заболеваний сердечно сосудистой системы
  • Предупреждение появления близорукости

Другим важным методом является методика зрительно-координационных упражнений. (Слайд 14)

Особое негативное воздействие на психическое самочувствие и активность детей оказывает комплекс условий закрытых помещений и ограниченных пространств, и, в первую очередь, угловато-прямоугольные конструкции учебной комнаты, сенсорная обедненность школьной среды, продолжительные зрительные нагрузки в режиме ближнего зрения.

Установлено, что систематическое пребывание детей в этих условиях способствует расстройствам сенсорных ритмов организма – базовых ритмов в поддержании нейровегетативной, моторной и психической жизни, в т. ч. чувства равновесия и гармонии.

С целью "смягчения" неблагоприятных последствий воздействия на организм выше отмеченного комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств, предложена методика зрительно-координаторных тренажей с помощью схемы универсальных символов – "СУС"

Схема-тренажер находится на стене. (Слайд 15)

Дети становятся напротив схемы-тренажера и, следя глазами за ориентирующими стрелками, выполняют упражнения. Систематические занятия по схеме способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии. (Слайд 16)

Такие тренажеры в нашей школе есть как в начальной школе, так и в среднем и старшем звене. Очень часто они используются на уроках русского языка, литературы и математике.

В дополнении к методике зрительно-координационных упражнений учителя используют методику сенсорно-координаторных упражнений “четыре угла”.

(Слайд 17)

Все упражнения выполняются в позе свободного стояния: дети совершают координированные движения головой, глазами и туловищем продолжительностью 1,5–2 минуты. В четырех углах кабинета фиксируются яркие изображения: картинки, схемы, фигуры, сюжетные картинки, правила. Здесь присутствует важный эмоциональный фактор, который повышает физическую и психическую активность детей на уроке, вносит сенсорное разнообразие. Данные упражнения учителя используют на уроках русского языка, математики, окружающего мира.

В своей работе я так же использую сенсорно-дидактические кресты. (Слайд 18) Сенсорно-дидактические кресты представляют собой приспособление для крепления наглядного материала. Дидактический материал подвешивается на сенсорно-дидактическом кресте к потолку, чем обеспечиваются колебательные движения наглядности, что создает повышенную эффективность зрительного восприятия. (Слайд 19, 20)

Приложение

  • Работа с сенсорными крестами способствует развитию речемоторной функции детей.
  • Предупреждает развитие рефлекса склоненной головы.
  • Способствует более эффективному развитию глубинного и стереоскопического зрения.
  • Активизирует нейродинамические процессы головного мозга.
  • Способствует предотвращению зрительного утомления и зрительных расстройств.

Умный ребенок – это здоровый ребенок. Если ребенок здоров, то он успешен в учебе. Он чувствует себя комфортно на уроке и лучше усваивает учебный материал.

Знание технологий, которые позволяют сохранить здоровье ребенка за годы его учебы в школе, – важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя. Педагоги, использующие эти технологии, ограждают детей от перегрузок и переутомления на уроках. Благодаря этому у детей развиваются внимание, память, воля, творческое воображение, происходит формирование самостоятельности мышления, свободы суждений.