Метод проекта как система формирования знаний о родном городе

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе наблюдается «дефицит нравственности» у отдельных личностей и во взаимоотношениях между людьми вообще. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры является резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Из этого следует вывод, что в любом человеке, а уж тем более в формирующейся детской личности, потенциально заложены возможности для воспитания патриотизма.
 Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Требования влекут за собой обновления дошкольного образования, в период которых значительно возрастает роль народной культуры, как источника развития творческого потенциала детей и взрослых. Важнейшей задачей воспитательно-образовательного процесса стала успешная социализация личности. В связи с этим перед воспитателями дошкольных образовательных учреждений стоят непростые задачи воспитания гражданских чувств у детей и их социальной компетентности.
Культура нашего региона очень богата и разнообразна по своему содержанию, так как наш край многонационален. Каждая грань национальной культуры способствует расширению кругозора, культурных интересов, развивает мышление, активизирует интерес, учит реконструировать и трансформировать усвоенный социальный опыт в различных ситуациях для решения познавательных задач, воспитанию у детей чувства любви к «малой» Родине, через нее – гордости за страну, чувство патриотизма. Если мы хотим, чтобы наши дети любили свой дом, свою улицу, город, нам необходимо показать все детям с положительной стороны, так как писал К.Д.Ушинский: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна только положительная пища».
В период дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, в музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Одним из направлений гражданского и патриотического воспитания в системе моей работы является краеведение. Краеведение рассматривает вопросы воспитания любви к природе, к семье, к родному городу, воспитания осознанного бережного, экологически целесообразного отношения к человеку, к живой и неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.
Наш детский сад является одним из авторов методического сборника «Волжская земля – родина моя», где представлен блок «Ладушка», предусматривающий ознакомление детей 4-7 лет с родным городом на основе реализации основных дидактических принципов: от близкого к далекому, от известного к неизвестному, от простого к сложному. На примере гражданского образования и патриотического воспитания, это выглядит следующим образом: семья – детский сад – родная улица, район – город – страна, ее столица, символика – права и обязанности (Конституция).
 Наиболее результативным, интересным и привлекательным, как показала практика, в формировании целостного, системного подхода в развитии у ребенка любви к родному краю является метод проектов.
Проектная деятельность – это коллективная деятельность, в которой участвуют: дети – педагоги – родители. Данная деятельность предполагает совместное, коллективное продумывание, организацию, реализацию плана действия, где сохраняется индивидуальность каждого ученика.
Таким образом, решая задачи эффективного взаимодействия детского сада, семьи и общества, был разработан проект: «Тольятти – наш родной город!» (создание и презентация книги о Тольятти).
Этот проект реализовал следующие цели:
- формирование представлений о понятии «Почетный Гражданин»; знакомство с почетными гражданами нашего города, воспитание уважения к достижениям людей, чувства признательности и благодарности к их труду на славу города;
- формирование представлений о значимости музеев города для познания истории и культуры родного края, воспитание бережного отношения к культурному наследию народов Среднего Поволжья;
- формирование обобщенного представления о многонациональности Самарского края, развитие уважения и интереса к людям разных национальностей и их традициям
- ознакомление с трудом рабочих Волжского автомобильного завода, развитие интереса к их профессиям.
Мониторинг педагогического процесса по приобщению детей к региональным этнокультурным и экологическим ценностям города и края проектным методом свидетельствует об устойчивом интересе детей и взрослых к краеведению, который проявляется в эмоциональной реакции на содержание, в количестве и направленности вопросов, тяге к исследованию, работе с книгой, общению в условиях музея, отражения детьми содержания в игровой, речевой и художественно-творческой деятельности.

Сценарий презентации книги «Тольятти – наш родной город!»

Цель: Формирование у старших дошкольников ключевых компетентностей (информационной, социально-коммуникационной, технологической):
- закрепить общие представления об основных определяющих облик города: архитектурных, спортивных и досуговых сооружениях, памятниках, достопримечательностях;
- закрепить знания об автомобилях, собранных на главной достопримечательности города – Волжском автомобильном заводе, продолжать воспитывать уважение и благодарность к людям, работающим на заводе;
- формировать желания и умения применять полученные знания о родном городе в игре, повседневной деятельности, закрепление умения передавать познавательную информацию взрослым и сверстникам;
- воспитывать деловое сотрудничество и коллективное творчество;
- воспитывать уважение к людям разных национальностей и их традициям.

Материалы и оборудование: группа украшена шарами; на стене располагается экспозиция рисунков детей на тему: «Мой любимый уголок»; солнышко «Я люблю Тольятти, потому что…»; на пьедестале стоит книга-результат проекта: «Тольятти – наш родной город!»; ширма-стенд с фотографиями автомобилей ВАЗа; для гостей на стульях разложены рекламные флаеры «Люби свой город!»; угощения (блины, пуре, чак-чак, самарские конфеты, чай, и т.д.)

Звучит музыка. Дети приглашают гостей в группу.
Ведущий: Уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на презентации нашей книги, которая называется «Тольятти – наш родной город!»

Ребенок 1:Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно,
Вам расскажем мы о чем-то
Очень занимательно.

Ребенок 2: Целый год мы все старались
И прилежно занимались,
Про Тольятти все узнали.
Опыт свой сюда собрали.
(Обращает внимание на пьедестал с книгой).

Песня о Тольятти.

Ребенок 3: Наша первая страничка
Про любимый уголок.
В сердце каждого ребенка
Поселиться один смог.
Там с семьей своей гуляем
И всем сердцем отдыхаем.
(Обращает внимание на стену с экспозицией детских рисунков о любимых уголках в городе)

Ребенок 4: Познакомить вас с Тольятти
Очень близко мы хотим,
Все скульптуры, дворцы, парки
Посмотреть мы вам дадим.
 (Показ детьми фотографий с видами города.)

Ведущий: Уважаемые гости! Наши ребята показали вам красивые места Тольятти. Я уверенна, что и вы и ребята много знают о нашем родном городе. А кто знает больше?

Игра «Кто больше назовет?» (улиц, кинотеатров, …)

Ребенок 5: Город славен АВТОВАЗОМ
Создают машины тут.
И «Тарзан», «Калину», «Ладу» -
Знают в мире там и тут!
 (Обращает внимание на ширму-стенд с фотографиями автомобилей ВАЗа)

Ребенок 6: Мой край родной
Здесь много наций,
Живем мы в дружбе и любви
Мордва, татары и чуваши,
Примером миру станем мы!
Ребенок 7: В нашем городе музеи
Как в лесу грибы растут.
Самый близкий из музеев
В детском садике. Он тут!
 (Предлагает обратить внимание на мини-музей в группе

Ребенок 8: К Раисе Ивановне зайди
Экспонаты разгляди,
Все покажет, объяснит,
Не забудешь этот хит!
(Обращает внимание всех присутствующих на эколога-краеведа нашего сада Вашурину Раису Ивановну)

Ребенок 9: Наш город славен и людьми
И скажем с гордостью мы с вами
Знакомы с некоторыми сами!
И Поляков и Гройсман, Кузьмичева,
И Немова, как можно позабыть?
Они сумели город наш прославить
Им в памяти у нас на веки жить!

Ребенок 10:Чтоб не заскучать сейчас,
Викторина есть у нас!
 (Ребенок подходит к шарам, внутри которых находятся вопросы)

Викторина для гостей «Знаете ли вы?»

1. Сколько букв в чувашском алфавите? (34)
2. Кем и в каком году был основан наш город? (Василием Николаевичем Татищевым в 1737г.)
3. Назовите, главный христианский праздник. (Пасха)
4. Вид головного убора в татарском национальном костюме. (Тюбитейка)
5. Как называется скульптурная композиция на площади перед кинотеатром «Сатурн? (Сон)

Ребенок 11: Мой край родной
Здесь много наций,
Живем мы в дружбе и любви
Мордва, татары и чуваши,
Примером миру станем мы!

Танец «Василис»

Ребенок 12: Собрали книгу мы с стараньем
Хотим музею подарить
И просим вас, Раиса Ивановна,
Её из года в год хранить!
 (Ребенок торжественно вручает книгу Раисе Ивановне)

Раиса Ивановна (благодарит детей за подарок).
Ведущий: Уважаемые гости! Мы приготовили для вас угощенья. Это национальные блюда народов Поволжья. Сейчас мы хотим вам предложить продегустировать напиток, а вы нам, пожалуйста, скажите: как он называется, и какой народ его придумал? (Предлагается мордовский национальный напиток пуре)
Ведущий: Уважаемые гости! Ребята совместно с родителями приготовили и другие национальные блюда – русские блины, татарский чак-чак. Милости просим, гости дорогие, к столу!
Гости дегустируют блюда, благодарят детей.