Праздник чествования победителей и призеров школьного интеллектуального марафона "Не зарывай свои таланты"

Разделы: Внеклассная работа


Участники:

  • победители и призеры «Интеллектуального марафона» (ученики 1-4 классов),
  • классные руководители,
  • родители,
  • старшеклассники – ведущие праздника и помощники,
  • танцевальная студия «Серпантин», 
  • хоровая студия «Соловушка».

Цели:

  1. Способствовать проявлению индивидуальности каждого учащегося, раскрытию многогранности своих интересов;
  2. Содействовать развитию творческих способностей, познавательных интересов учеников, развитию инициативы и самостоятельности;
  3. Пробуждать интерес учащихся к энциклопедическим знаниям, к решению нестандартных задач;
  4. Способствовать воспитанию умения радоваться творческим находкам, маленьким открытиям, общаться, дружить, поддерживать друг друга и помогать друг другу.

Подготовительная  работа (сроки: апрель – май 2008 г.)

  1. Изучение литературы, сбор материалов для праздника, составление сценария праздника, подбор задания для всех туров, определение места и времени проведения праздника;
  2. Подготовка музыкального сопровождения и выступлений творческих коллективов школы;
  3. Создание мультимедийной презентации с заданиями для всех туров игры <Приложение 1>;
  4. Формирование жюри (наблюдателей и помощников) из числа детей, учителей и родителей;
  5. Подготовка ведущих праздника;
  6. Создание памятных дипломов, приобретение призов, товаров для «Школьного кафе»;
  7. Предварительное определение для каждого участника тура (названия конкурса), в котором он будет принимать участие, исходя из индивидуальных возможностей ребенка и его творческого потенциала.

Оформление, оборудование, инвентарь:

  • компьютер,
  • проектор,
  • Экран,
  • магнитофон;
  • праздничное оформление зала (плакаты, шары, флажки);
  • скамейки для зрителей;
  • 7 игровых мест (стулья, столики для играющих расставлены полукругом)
  • таблички с номерами ответов (1,2,3,4,5) для каждого игрока;
  • сундук с «талантами», гонг (звоночек) у помощников и наблюдателей;
  • костюмы для творческих номеров, аккордеон;
  • выставка по итогам проведенного «Интеллектуального марафона» (кроссворды, фотографии победителей, образцы заданий олимпиады, творческие проекты учащихся);
  • оформление «Школьного кафе» (вывеска, сладости).

Ход праздника:

Слайд 1 <Приложение 1>

Звучит музыка, рассаживаются зрители и участники праздника.

Ведущий:

Добрый день, друзья! Сегодня в зале собрались самые эрудированные дети из всех классов начальной школы, победители разных этапов «Интеллектуального марафона» этого года. Вам сегодня пригодятся все ваши знания, эрудиция и таланты. Помните притчу, в которой говорится о зарытых талантах? Хорошо, я её напомню.

Инсценировка притчи (краткое содержание):

Некто, уходя в дальние края, поручил рабам заботу о своём состоянии. Одному он доверил 5 талантов (серебряная монета, имевшая хождение в античную эпоху), другому – 3, третьему – 1. Двое хорошо потрудились и преумножили состояние хозяина. Третий раб, ленивый и хитрый, зарыл свою монету в землю… Трудолюбие первых двух было вознаграждено. Вернувшийся хозяин подарил им все заработанные ими таланты. У нерадивого же он отобрал последнее…

Ведущий:

Сейчас я тоже кое-что вручу участникам нашей игры небольшое состояние. Помощники вносят сундук, раздают  деньги -  «таланты» (греческие монеты) - по четыре  каждому победителю и по три каждому призеру «Интеллектуального марафона».

Как же  вы распорядитесь своим капиталом? В нашей игре вас ждут вопросы из разных областей знаний: литературы, математики, русского языка, природоведения, ребусы и шуточные вопросы. Ну, а если речь пойдёт вдруг о том, что «мы не проходили», я скажу так: «Нас ждёт «Интересный разговор!»

Участвовать в игре мы будем по очереди. От класса выбирается один эрудит, обладающий капиталом, для участия в каждом туре. Кто этот счастливчик, выбирать вам.

Итак, я называю тему, оглашаю вопрос, а вы должны будете сделать ставку – одну монету, если вы планируете отвечать на этот вопрос. В случае удачи вы заработаете столько же. Как видите, условия приемлемы, просты и понятны. Я предлагаю вам вопрос и варианты ответов на экране. Вы выбираете ответ и поднимаете карточку с соответствующей цифрой: 1, 2, 3, 4 или 5. Договоримся сразу: отвечать на вопрос будет только тот, кто сделал ставку. Остальные – отдыхают и поддерживают игрока! После игры наши монеты без ограничений обмениваются в «Школьном кафе»…

Слайд 2

Проведем пробный тренировочный тур! Вопрос из школьной жизни. Кто не боится – тот делает ставки! (На эту процедуру даётся 10 секунд.) Сделали ставки? Молодцы! (Звучит гонг.)

Итак, эрудиты, чему учат в школе? Предлагаю варианты ответов:

1. Хорошо писать.*

2. Смело драться.

3. Громко кричать.

4. Высоко летать.

(Жду ответа 10 секунд…)  

Совершенно верно, правильный ответ под №1 (правильные ответы выделены полужирным шрифтом и отмечены звездочкой*). Ответивший правильно, получает талант. Всё понятно? Тогда вперёд!

Слайды 3-6

1 тур  - литературный.

(Классы выбирают знатоков литературы, которые станут участниками первого тура. Участники занимают свои игровые места.)

Ведущий:

«Всё, что приходит на ум, обдумывай дважды и трижды», - гласит народная поговорка. Только, боюсь, сегодня нам придётся спешить, иначе вы останетесь с носом, то есть растеряете все свои таланты…

Задаю вопрос на литературную тему. Делаем ставки. (Звучит гонг.)

Кто сказал волшебное слово «Кара-барас»?

1. Карабас Барабас

2. Гудвин

3. Гэндальф

4. Мойдодыр*

5. Урфин Джюс

Ведущий:

Помощников прошу распорядиться капиталом. Таланты удваиваются у тех, кто поднял табличку с ответом 4,  часть капитала потеряли те, кто дал другие ответы. Прошу помощников выдать заработанные и собрать потраченные таланты.

Следующий вопрос опять из области литературы. Делаем ставки.

Найдите правильное окончание пословицы: «С глупым водиться…»

1. Всегда пригодится.

2. Сам поглупеешь.*

3. Длинная дружба.

Помощников прошу распорядиться капиталом. … Продолжаем разговор о литературе. Делаем ставки.

Вспомните название книги Л. Кэрролла «Приключения Алисы в Стране…»

1.Зеркал

2. Уроков

3. Чудес*

4. Каникул

5. Мудрецов

Помощников прошу распорядиться капиталом. …

Подведем итоги  первого тура. Все игроки имели возможность заработать три дополнительных таланта. Кому это удалось? Молодцы! Есть ли те, кто потерял свое состояние? Не расстраивайтесь! Не в деньгах счастье!

Сейчас мы чествуем победителей конкурса «Эрудит-лото» - первого этапа нашего «Интеллектуального марафона». На сцену приглашаются … (Вручение дипломов, подарков.)

-Для вас звучит песня в исполнении хоровой студии «Соловушка».

Слайды 7-10

2 тур – математический.

Ведущий:

Здесь собрались эрудиты в разных областях знаний. Предлагаем вопросы по математике. (Участники занимают свои игровые места.)

Вы, наверное, слышали поговорку: «Риск – благородное дело». Это как раз о нас. Кто делает ставку, тот материально рискует, но рискует и тот, кто не делает ставки! Неизвестно, выдастся ли ему ещё случай увеличить своё состояние? Делаем ставки. (Звучит гонг.)

Первый вопрос. Делаем ставки.

Буратино решал задачу: «У вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?» Каков был ответ Буратино?

1. Ни одного

2. Одно

3. Полтора

4. Два*

5. Три

Помощников прошу распорядиться капиталом. …

Второй вопрос. Делаем ставки.

Реши логическую задачу.

У Толи, Вани и Олега было свободное время. Двое мальчиков смотрели фильм, а один – читал книгу. Ваня не смотрел фильм. Что делали Толя и Олег?

1. Играли в шахматы.

2. Смотрели фильм.*

3. Читали книги.

-Что посоветуете мальчикам?

Помощников прошу распорядиться капиталом. …

-Уважаемые математики, делаем свои ставки, не зарывайте таланты в землю.

Сложили вместе два квадрата. Сколько сторон у получившейся фигуры?

1. 8

2. 6

3. 5

4. 4*

Помощников прошу распорядиться капиталом. …

Подведем итоги второго тура.

В декабре проходил конкурс на самый интересный кроссворд. Победителями стали … (называются имена победителей). Награждение победителей, вручение подарков.

Студия «Серпантин» дарит ребятам зажигательный танец «Самба».

Слайды 11-14

3 тур  - для «знатоков русского языка».

Ведущий:

А теперь обратим наш весёлый взор на русский язык. (Участники занимают свои игровые места.) Кто из вас, о, достойные из достойных, знаком с этим предметом? «Знать много языков – значит получить много ключей к одному замку», - говорил Вольтер. Вам предстоит продемонстрировать знание одного языка – русского. (Звучит гонг.)

Первый вопрос. Делаем ставки.

Прошу сосредоточиться.

Найдите слово с ударением на третьем слоге:

1. Картина

2. Ударение*

3. Хихикнули          

4. Ласточка

5. Письмо

Помощников прошу распорядиться капиталом. …

Второй вопрос. Делаем ставки.

Найди слово, в котором не все согласные звуки звонкие:

1. Зубы

2. Голова

3. Голуби

4. Арбуз*

5. Звон

Помощников прошу распорядиться капиталом. …

Третий вопрос. Делаем ставки.

Мальчик каждую букву своего имени заменил  порядковым номером этой буквы в русском алфавите. Получилось число: 510141.    Как звали мальчика?

1. Евгений

2. Дима*

3. Даниил

4. Денис

5. Антон

Помощников прошу распорядиться капиталом. …

Подведем итоги третьего тура.

В третьей четверти в школе проходила командная игра «Интеллект-бой». В финал вышли команды … классов. Победителем была признана команда … . Приглашаем команды на сцену для вручения памятных призов и дипломов.

Игра с  залом  «Угадай, скажи и покажи».

Слайды 15-18

4 тур – « Любители природы».

Ведущий:

Внимание, приглашаем всех любителей природы. (Участники занимают свои игровые места.)Делаем ставки. Помните, что ложное знание, как сказал один из великих, хуже, чем полное незнание. Не зарывайте таланты в землю.

Первый вопрос. Делаем ставки.

Какие растения зацветают весной до распускания листьев на деревьях?

1. Мать-и-мачеха*

2. Осина

3. Черёмуха

4. Рябина

5. Клён

Помощников прошу распорядиться капиталом. …

Второй вопрос. Делаем ставки.

Прошу сосредоточиться. Делаем ставки.

Родина пингвинов – это:

1. Арктика

2. Антарктида*

3. Австралия

4. Евразия

5. Северная Америка

Помощников прошу распорядиться капиталом. …

Кто не знал или не угадал, ничего страшного, всё равно молодцы. Ведь даже великий Сократ как-то сказал: «Я знаю лишь то, что ничего не знаю».

Третий вопрос. Приближается лето, каникулы. Делаем ставки. Не зарывайте таланты в землю.

Почему люди именно летом заготавливают такой корм для домашних животных, как сено?

1. Потому что у школьников летом каникулы.

2. Потому что летом много сочной травы.

3. Потому что летом жарко, скошенная трава хорошо просыхает.*

4. Потому что летом людям нравится этот вид труда.

5. Потому что зимой лучше погреться на печке.

Помощников прошу распорядиться капиталом. …

Подведем итоги четвертого тура.

Традиционно в феврале в нашей школе проводятся олимпиады по русскому языку и по математике для учащихся 4 классов. Знатоками русского языка стали …  .

Самыми эрудированными по математике являются …  . Награждение.  Вручение грамот и подарков.

Ведущий:

Объявляем «Интересный разговор». Участвуют все зрители в зале. Есть вопросы, о которые ломают копья лучшие умы человечества. С моим вопросом все намного проще. Все вы знакомы с электрической лампочкой, часами, бумагой, стеклом. А что же из них, так же как и вы, пребывает в младенческом возрасте? Какое изобретение самое молодое? (Ответы детей.)

Да, действительно! Вы правы. У электрической лампочки просто младенческий возраст: ей чуть больше ста лет. Всего сто тридцать лет назад стали применять электричество для освещения  домов и улиц. А вот возраст бумаги исчисляется тысячами лет.

В нашей школе тоже есть изобретатели, исследователи, начинающие ученые. Совсем недавно, в марте, прошла защита творческих проектов в рамках научно-практической конференции «Наука будущего». Кого-то из юных исследователей заинтересовали исторические места нашего города и  старинные народные промыслы, кто-то увлекся музыкой и живописью. Нашлись и такие, кто решил выяснить, действительно ли на наших подоконниках в классах и дома притаились вредители и вампиры?

Оказывается, кактусы - колючие гномики растительного мира – излучают энергетические искры. Агрессивный человек, если подолгу находится рядом с кактусами, становится еще раздражительней.  А вот тихоням очень полезно посидеть среди кактусов - это придаст им сил, поможет поверить в себя.

“Существуют ли растения, которые полезны всем и всегда?”- спросите вы. Конечно! Первый среди них - хлорофитум. Он благоприятно влияет на человека, очищает воздух от бактерий и насыщает его кислородом.

Приходите на конференцию в следующем году, и вы узнаете много интересного!  

Слайды 19-22

5 тур – «Ребусы».

Ведущий:

Все вы, уважаемые умники, любите отгадывать ребусы. (Участники занимают свои игровые места.) Только не спешите с ответом, как сказал Гёте: «Гораздо легче вполне ошибиться, нежели наполовину».

Первый вопрос <Рисунок 1>. Делаем ставки. Вопрос требует времени для расшифровки. Игрокам предоставляется 2 минуты.

Под каким номером спряталась птичка?

Помощников прошу распорядиться капиталом. …

Второй вопрос <Рисунок 2>. Делаем ставки.

Какого слова нет среди зашифрованных в ребусах слов:

1. Воздух

2. Дождь

3. Гроза

4. Звонок*

5. Ребус

Помощников прошу распорядиться капиталом. …

Третий вопрос. Делаем ставки.

Сколько животных спряталось здесь?

ан-ло-ти-мед-па-ко-дил-ведь-кро-о-нё-мот-ге-бе-раф-нок-ле-жи

1. 5

2. 6*

3. 7

4. 3

5. 4

Помощников прошу распорядиться капиталом. …

Подведем итоги пятого тура.

Продолжила наш «Интеллектуальный марафон» массовая игра «Познавательный базар». Она стала частью общешкольной ярмарки «Орбиты творчества». Учителя, родители и старшеклассники на один день превратились в продавцов, а вы, уважаемые дети, стали покупателями познавательных товаров.  Лучшими покупателями на «Познавательном базаре» были признаны … . А наибольшее количество продаж совершил учитель … . Поздравляем их с такой нелегкой победой! (Награждение, вручение призов.)

Слайды 23-28

6 тур – «Шуточные вопросы».

Ведущий:

А теперь объявляется последний тур «Шуточные вопросы». (Участники занимают свои игровые места.) Грек Хилон две тысячи лет назад сказал: «Даже такому философу как я трудно отвечать на глупые вопросы». Я рада тому, что вы без особого труда отвечали на мои вопросы. А теперь пора отдохнуть: шуточные вопросы!

Первый вопрос. Делайте ставки.

Что значит выражение «зарубить себе на носу»?

1. Запомнить.*

2. Разбить себе нос.

3. Удачно завершить дело.

4. Ошибиться.

Помощников прошу распорядиться капиталом. …

Второй вопрос. Делаем ставки.

Сколько пальцев у человека?

1. 10

2. 20*

3. 50

4. 100

Помощников прошу распорядиться капиталом. …

Третий вопрос. Делаем ставки.

Что нельзя делать на уроке?

1. Писать диктанты.

2. Писать сочинения.

3. Писать записки.*

4. Писать решения задач.

Помощников прошу распорядиться капиталом. …

На четвертый вопрос может ответить любой участник праздника. Вопрос для сидящих в зале. Делаем ставки.

Сколько цветов у радуги?

1. Нет у неё цветов, одни ягоды.

2. 7.*

3. Бесконечное множество.

4. По рабочим дням – 7, по выходным – 12.

Помощников прошу распорядиться капиталом. …

Пятый вопрос для учителей, присутствующих на празднике. Делаем ставки, уважаемые учителя.

С кем подружился Чебурашка?

1. С Шапокляк.

2. С крыской Лариской.

3. С директором школы.

4. С крокодилом Геной.*

Помощников прошу распорядиться капиталом. …

Подводим итоги шестого тура и подсчитываем заработанные таланты. Удалось ли кому-то собрать 7 талантов? Молодцы!

Исполнение песни хоровой студией «Соловушка» вместе с учениками в зале.

Слайды 29-30

«Интеллектуальный марафон» прощается с вами до следующего года. Мы очень надеемся, что все вы будете активными участниками «Интеллектуального марафона» в следующем году.

Огромное спасибо всем организаторам и спонсорам «Интеллектуального марафона – 2007-2008».  По мнению детей, «таланты» за организацию интеллектуального марафона должны получить учителя  …  и родители …  . (Награждение, вручение дипломов.)

Слайды 31-32

Рефлексия.

Подведём итоги нашего праздника.

Ваши впечатления от игры?

Станете ли Вы участниками  «Интеллектуального марафона» в новом учебном году? Почему?

Как оцениваете своё участие в игре? Удалось ли преумножить  свои таланты?

Сейчас приобретенные «таланты» все эрудиты и знатоки могут обменять на сладости в нашем «Школьном  кафе». Спасибо за внимание! До свидания!

Звучит музыка.

Слайд 33

Использованные  ресурсы:

  1. Клепинина З.А. Окружающий мир. Тесты.- М., 2003. (для составления заданий)
  2. Сухин И.Г. Литературные викторины, тесты.- М., 1998. (для составления заданий)
  3. Сценарии школьных праздников. Составитель Соколов А.В.- М., 2002. (для составления заданий)
  4. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Уникальный рабочий материал по математике.- М., 2004. (для составления заданий)
  5. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Все предметы начальной школы в викторинах.- М., 2000. (для составления заданий)
  6. http://www.rm.kirov.ru/tasks.htm (отдельные задания для 5 тура)
  7. http://slob-skola5.narod.ru/sk5.files/METODIKA/vneklassa/viktorina.htm  (название игры, притча, форма проведения)
  8. http://www.livegif.ru/ (гиф картинки для презентации).