Пение как основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Пожалуй, не найдется такого человека, особенно ребенка, который не любил бы петь. Природа одарила человека самым тонким и чутким инструментом особого качества – голосом. Важно только научиться правильно им владеть.

Пение является одним из самых важных основ в музыкальном воспитании дошкольников, наиболее доступных и близких всем. Понятна значимость пения, особенно совместного – верного показателя здоровья физического и духовного. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: слух, память, чувство ритма. Кроме этого развивается речь, укрепляются легкие и весь голосовой апппарат. Правильная певческая установка способствует формированию правильной осанки. Помимо этого, в процессе пения у детей формируется много личностных качеств: чувства товарищества, коллективизма, воли, организованности, выдержки, не говоря уже о нравственной стороне.

К сожалению, в современном мире наблюдается явная недооценка хорового пения. Отсюда отслеживается недостаточное эмоциональное воспитание молодого поколения. А ведь раньше в общее образование обязательно входило и музыкальное, что сейчас редкость. И, если в детском дошкольном возрасте на это еще обращается внимание, то уже в школе уроки музыки не всегда считаются значимыми. Знаю это по опыту своей работы в школе. Уроки музыки до сих пор являются “необязательными”, на них отводится минимальное количество учебных часов и находятся они на периферии школьной жизни.

Будучи дирижером-хормейстером и, проработав более 20 лет музыкальным руководителем в детском саду, конечно, уделяю особое внимание развитию певческих способностей детей. Дети поют с большим удовольствием любые песни, важно только правильно помочь им в овладении простейших певческих навыков. Раскрепощаются самые застенчивые и малоактивные дети.

Несомненно, работа над формированием певческих навыков – процесс кропотливый и сложный. Голосовой аппарат ребенка-дошкольника еще не сформирован, голосовые связки тонкие и хрупкие. Поэтому важно относиться к этому бережно: не требовать громкого пения, следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения. Ежегодно на родительских собраниях разъясняю вопросы охраны детского голоса. Обращаю внимание на излишнее увлечение эстрадными песнями, не соответствующими детскому неокрепшему голосовому аппарату, непонятными детям по смыслу и сомнительными по этическому содержанию.

Проведенный опрос родителей “Какие песни мы поем дома?” выявил, что более 70% современных родителей (а это, как правило, молодежь до 30 лет) не знают колыбельных песен, около 80% этих же родителей не знают и не поют народные песни! А ведь это наша культура. Воздействуя песней на чувства ребенка, мы хотим воспитать у него эмоционально положительное отношение к действительности. Ребенок, выросший на колыбельных, народных протяжных песнях, становится эмоционально устойчивым. Это не означает, что нельзя петь современные и эстрадные песни. Важно только из огромного потока песен выбирать те, которые доступны и понятны детям, а мелодии песен должны соответствовать вокальным возможностям детей (их диапазону).

При работе над формированием певческих способностей детей важна последовательность и систематичность. Здесь решается несколько задач:

  • формирование у детей певческих навыков, способствующих выразительному исполнению и пению в коллективе;
  • развитие ладового, метроритмического чувства,музыкального слуха;
  • формирование естественного звучания детского голоса, расширение певческого диапазона;
  • воспитание певческого дыхания, дикции;
  • развивать у ребенка позицию активного участника-исполнителя, чтобы в пении доступными средствами выражать себя, свои эмоции, чувства, настроения.

Чтобы успешно решить все эти задачи, необходимо обучить детей умениям, которые включают в себя певческую установку, вокально-хоровые навыки. Здесь я применяю различные приемы, доступные детям. Чтобы воздействие песни стало эффективным и понравилось детям, необходимо первое знакомство с песней провести в яркой, эмоциональной форме, обратить внимание на содержание песни, на средства музыкальной выразительности. Главное – увлечь, заинтересовать детей, добиться, пусть пока, минимального успеха в их творческом самовыражении. Можно в игровой форме использовать различные образы, игрушки, пособия и др.

После знакомства с песней начинается этап разучивания. И здесь есть разнообразие приемов. Вот некоторые из них:

  • пение вслух и “про себя”;
  • контрастное пение – тихо и громко (игра “Эхо”);
  • пение “цепочкой”;
  • пение с движением, с хлопками, с инструментами и т.д.;
  • с закрытым ртом;
  • пение вокализом;
  • пение на распев слогов (игра “Настройщик”);
  • распевка на слоги;
  • пение на одном звуке;
  • пение по сигналу;
  • пение “по секрету”, шепотом;
  • транспонирование в другую тональность;
  • скороговорки; проговаривание стихотворения;
  • пение а-капелла;
  • сольное или ансамблевое пение;
  • пение по рядам, по подгруппам, соло;
  • инсценировка песни;
  • “сыграть” на инструментах мелодию песни (игра “Оркестр”);
  • хор и дирижер; хор и солист;
  • найти попевку по карточке и спеть ее.

На занятиях пою песню или читаю стихотворение, показывая движения, отражающие характер музыки или персонажей, а также высотное положение звуков. Дети зрительно воспринимают рельеф мелодии, ее настроение, точно повторяя движения. В результате устанавливается координация восприятия звучания с двигательным, голосовым и зрительным аппаратами. Таким образом, в процессе пения участвует весь организм, скоординированный как единое целое. Очень помогают в работе использование различных пальчиковых игр с пением (Л.Гусева “Музыкальная радуга”).

Использование всех приемов и методов исключает однообразное повторение, развивает слух, голос, восприимчивость детей к обучению, развивает их духовно, физически и, что очень важно, творчески. Дети пытаются сочинять свои мелодии и маленькие песенки (“Убаюкай мишку”, “Куколка, попляши”, песни на стихи А.Барто, “Придумай песенку по картинке” и т.д.).

Последнее десятилетие наблюдаю тенденцию частого заболевания детей, особенно простудного характера, снижения иммунитета. И это не только из-за климатических условий Крайнего севера.

Чтобы хоть как-то помочь детям меньше болеть, стала вводить на занятиях (например, вместо распевок) дыхательные упражнения (“Шорох листьев”, “Хитрая змея”, дыхательные упражнения из программы М.Картушиной “Зеленый огонек здоровья”, а также распевки на звуки и слоги (игра “Как поет ветер”, “Песенка скрипки”, “Играй, гармонь” и др.). Особое внимание уделяю протяжным песням, как народным, так и современным. Поскольку сама пою в хоровом народном коллективе, замечаю, что при пении протяжных песен развиваются не только легкие, расширяется диапазон голоса, укрепляется певческий аппарат, голосовые связки, активизируются мышцы гортани и глотки, связанные с мышцами артикуляционного аппарата, что дает возможность противостоять простудым и легочным заболеваниям.

За последние несколько лет сочинила более 25 песен и музыкальных игр для детей (сборник “Звонкие капельки”), часть из которых представлены в Приложениях (приложение1, приложение2, приложение3).

Песня тесно вошла в детскую жизнь. Дети поют не только на занятиях, развлечениях и праздниках, но и в свободной деятельности. Важно, чтобы дети не потеряли к песне интерес. А эта задача не только музыкального руководителя, но и воспитателей, и родителей, формирующих целостную личность ребенка.