Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Использование методов арттерапии в процессе формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Гуманистический подход к современному образованию требует от психологов и педагогов пристального внимания к изучению природы ребенка.

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое “Я”, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье.

Средством, способным решить все эти задачи, является искусство. Поэтому в системе коррекционной работы с детьми нашей категории можно выделить основные направления использования искусства в этой работе. А именно:

  • психофизиологическое;
  • психотерапевтическое;
  • психологическое;
  • социально-педагогическое.

Психофизиологическое, связанное с коррекцией психосоматических нарушений.

Психотерапевтическое, связанное с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферу.

Психологическое, выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции.

Социально-педагогическое, связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве.

В системе психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья можно выделить 2 взаимосвязанных и взаимодополняющих направления: артпедагогика и арттерапия.

Рассмотрим эти направления.

Артпедагогика или художественная педагогика, по отношению к специальному образованию – это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую), включающач в себя все общепринятые педагогические принципы и методы.

Сущность артпедагогики состоит в воспитании и обучении, развитии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности.

Цель артпедагогики является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.

Основные функции артпедагогики:

  • культурологическая (обусловленная объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им художественной культуры, становления ее творцом);
  • образовательная (направленная на развитие личности и освоение ею действительности посредством искусства, обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в художественно-творческой деятельности);
  • воспитательная (формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с помощью искусства);
  • коррекционная (содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии).

И тесно связанная с ней арттерапия, которая имеет несколько значений:

  • рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;
  • как комплекс арттерапевтических методик;
  • как направление психотерапевтической и психокоррекционной практики;
  • как метод.

Арттерапия как направление, связанное с воздействием разных средств искусства на человека, используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагогическими и другими средствами.

Поэтому можно дать определение арттерапии, основываясь связи с артпедагогикой, такое:

Арттерапия применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.

В настоящее время арттерапия включает в себя такие виды как:

  • Музыкотерапия – это вид арттерапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях.
  • Имаготерапия – театрализация психотерапевтического процесса.
  • Фототерапия – использование фотоматериалов и слайдов в работе.
  • Игровая терапия – метод коррекции посредством игры.
  • Изотерапия – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.
  • Либропсихотерапия и библиотерапия – воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции.(чтение сказок)
  • Песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе)
  • Работа с семьейвосстановление механизмов интеграции семьи и коррекция неэффективной родительской позиции.

Существуют и другие виды арттерапии такие как – флоротерапия, ипотерапия, акватерапия и т.д. Систематизация которых основывается на специфике каждого вида искусства.

В медицине и психологии они дифференцируются в зависимости от лечебного и коррекционного воздействия на человека.

Формы организации индивидуальная и групповая. Каждая из этих форм может быть представлена в 3-х видах: рецептивная – пассивная, активная – активное участие ребенка, интегративная – сочетание рецептивной и активной.

Арттерапия имеет свои общие функции для использования в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья:

  • катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний);
  • регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);
  • коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

В своей многолетней работе с детьми КРО я использую все функции и виды арттерапии – ведь это благодатная почва для коррекционной работы. Вся эта работа имеет положительные результаты для развития и адаптации личности таких учащихся в современном социуме: созданы комфортные условия для обучения и развития таких детей, а они, в свою очередь, имеют определенные успехи в своём развитии; родители нашли контакт со школой, с пониманием относятся к школьным проблемам своих детей, постоянно контактируют с учителем.

Приведу некоторые примеры использования видов арттерапии в коррекционной работе с такими детьми.

Изотерапия используется при создании положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию