Применение метода аналогий при решении физических задач

Разделы: Физика


При изучении курса физики учащиеся встречаются с различными явлениями природы, с их качественными и количественными описаниями. Из-за многообразия изучаемых явлений у многих из них возникают трудности при решении задач. Однако одни и те же законы, приемы решения задач могут быть использованы в различных главах физики Понимание этого позволяет учащимся более успешно решать задачи и поэтому повысить качество своих знаний.

Цель работы: показать применение метода аналогий при решении физических задач.

Задача данной работы: интеграция физических знаний, реализация внутрипредметных связей различных разделов физики.

Рассмотрим применение теоремы о кинетической энергии в различных главах курса физики:

  • В механике.

1. Электропоезд в момент выключения тока имел скорость 8 м / с. определить тормозной путь при коэффициенте сопротивления 0,005.

Тормозной путь можно найти, применяя теорему о кинетической энергии. Работа равнодействующей всех сил приводит к изменению кинетической энергии тела ( в данной задаче до нуля ). Работы силы

тяжести и реакции опоры равны нулю, т.к. данные силы и перемещение направлены перпендикулярно друг другу. Работу совершает одна лишь сила трения Fтр = μ N.

Aтр = Fтр S cos α = m v 2 / 2 – m v02 / 2 (1)

или - μ N S = - m v02 / 2, где N – сила реакции опоры, определенная на основании второго закона Ньютона равна в данных условиях силе тяжести N = m g. Поэтому

μ m g S = m v02 / 2, откуда μ g S = v02 / 2.

S = v02/ 2 μ g.

S = 640 м.

  • В электростатике

2. Протон вылетает из точки, потенциал которой 475 В, со скоростью 190 м/с. Какую скорость он будет иметь в точке с потенциалом 450 В?

Работу по перемещению протона из точки с более высоким потенциалом в точку с более низким потенциалом, которую совершают силы электрического поля можно найти, применяя теорему о кинетической энергии.

А э.п. = mυ22 / 2 – m υ12/ 2,

q (φ 1 – φ 2 ) = m υ22 / 2 – m υ12 / 2,

откуда

  • В магнетизме

3.  Протон, прошедший ускоряющую разность потенциалов 600 В, влетел в однородное магнитное поле с индукцией 0,3 Тл и начал двигаться по окружности. Вычислить ее радиус.
m р = 1,6. 10 – 27 кг,

q = 1,6 . 10 -19 Кл.

4. Два первоначально покоящихся электрона ускоряются в электрическом поле: первый в поле с разностью потенциалов U, второй – 2 U. Ускорившиеся электроны попадают в однородное электрическое поле, вектор индукции которого перпендикулярен скорости движения электронов. Отношение радиусов кривизны траекторий первого и второго электронов в магнитном поле равно

1) 2
2) 1 / 2
3)
4)

В этой задаче правильный ответ 3.

5. Электрон, ускоренный разностью потенциалов 300 В, движется параллельно прямолинейному проводнику на расстоянии 4 мм от него.

Какая сила будет действовать на электрон, если про проводнику пропустить ток силой 5 А ?

При пропускании тока на электрон действует сила Лоренца F = e B v     (1)

Так как электрон был предварительно ускорен в электрическом поле, находим его скорость перед попаданием в магнитное поле, применив теорему о кинетической энергии ( 2 )        

Индукция магнитного поля, образованного прямым длинным проводником с током, равна (3), где Гн / м – магнитная постоянная.

Подставив выражения (2) и (3) в (1), получим

  • Внешний фотоэффект.

6. Найти величину задерживающего потенциала для фотоэлектронов, испускаемых при освещении калия светом, длина волны которого равнам,  Дж

Применяем уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта: h ν = Aвых + m v2 / 2;

чтобы задержать вылетающие электроны необходимо приложить задерживающее электрическое поле. Применяем теорему о кинетической энергии.

  • В ядерной физике.

7. Какую скорость будет иметь ядро лития  при ускорении в электрическом поле с разностью потенциалов 3В? Начальную скорость частицы считать равной 0 м/с. (Эту задачу решите самостоятельно).

Решите самостоятельно.

  1. Какую скорость будет иметь ядро трития при ускорении в электрическом поле с разностью потенциалов 3В? Начальную скорость частицы считать равной 0 м/с (м/с ).
  2. Какую скорость будет иметь ядро гелия при ускорении в электрическом поле с разностью потенциалов 2В? Начальную скорость частицы считать равной 0 м/с (м/с).
  3. Пуля, летящая со скоростью 400 м/с попадает в вал и проходит до остановки 0,5 м. Определить силу сопротивления вала движению пули, если ее масса 24 г. (3,8 кН).
  4. Конькобежец массой 70 кг, стоя на льду, бросает в горизонтальном направлении шайбу массой 0,3 кг со скоростью 10 м/с. На какое расстояние откатится конькобежец, если коэффициент трения коньков о лед 0, 02? ( 0, 07 м ).
  5. Энергия фотона равна кинетической энергии электрона, имевшего начальную скорость  м/с и ускоренного разностью потенциалов 4 В. Найти длину волны фотона. (м).
  6. Какая длина волны де Бройля соответствует электрону, ускоренному из состояния покоя разностью потенциалов 100 В?
    А. 0,12 нм;
    Б. 1,2 нм;
    В. 1,2 мкм;
    Г. 1,2 мм;
    Д. 1,2 см.

Таким образом, рассмотрена область применения теоремы о кинетической энергии в различных главах физики. Такое обобщение и структурирование задач оказывает большую помощь при подготовке обучающихся к единому государственному экзамену.

Литература

  1. Бабаев, В.С. Электростатика. Постоянный электрический ток. Молекулярная физика. Магнетизм, Сборник разноуровневых задач по физике. – СПб.: САГА,Азбука-классика, 2005. – 80 с.
  2. Лабковский, В.Б. 220 задач по физике с решениями: кн. для учащихся 10 –11 кл. общеобразоват. учреждений / В.Б. Лабковский. – М. : Просвещение, 2006. –256 с. :ил. – (Задачник).
  3. Мясников, С.П., Осанова, Т.Н. Пособие по физике: учеб. пособие для подготовительных отделений вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 1981. – 391 с., ил.
  4. Веретельник, В.И., Сивов, Ю.А., Хоружий, В.Д. Банк задач по физике для поступающих в ТПУ. Томск: изд. ТПУ, 2002 – 207 с.
  5. Гомонова, А.И., Плетюшкин, В.А., Погожев В.А. Задачи по физике. Пособие для учащихся 9-11 классов. – М.: Экзамен (Серия «Экзамен»), 1998. – 192 с.
  6. Панов, Н.А., Шабунин, С.А., Тихонин, Ф.Ф. Единый государственный экзамен. Физика. Типовые тестовые задания: Учебно-практическое пособие / Н.А. Панов, С.А. Шабунин, Ф.Ф. Тихонин. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 56 с.
  7. Орлов, В.А., Никифоров, Г.Г., Ханнанов, Н.К. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика / Орлов В.А., Никифоров Г.Г., Ханнанов Н.К. – М.: Интеллект-Центр, 2005 –248 с.