Урок обучения грамоте по теме "Буква мягкий знак для обозначения мягкости согласных звуков"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с новой буквой – Ь как показателем мягкости предшествующих согласных, не обозначающей звука, формировать навык чтения слов с Ь, учить выразительно читать текст.
  2. Развивать фонематический слух, внимание, речь, логическое мышление.
  3. Воспитывать аккуратность, наблюдательность, бережное отношение к книге, интерес к родному языку.

Оборудование: “Русская азбука” (авт. В.Г. Горецкий и др.), звуковые схемы, лента букв, портрет С.В.Михалкова, выставка книг С.В.Михалкова.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Звонкий прозвенел звонок,
Первоклассников собрал он на урок.
Вы, ребята, не скучайте,
На вопросы смело отвечайте!
А теперь тихонько сели девочки,
А за ними тихо сели мальчики.

II. Повторение.

1. Актуализация знаний:

– Как отличить звук от буквы?

Звук мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим.

– Какие бывают звуки?

Гласные и согласные.
Парные и непарные.
Звонкие и глухие.
Твёрдые и мягкие.

– Какая изученная согласная буква обозначает всегда мягкий согласный звук? - Расскажите всё, что знаете о букве Ч.

Буква Ч обозначает звук (ч)- согласный, непарный, глухой, мягкий.

2. Речевая разминка.

Чтение – лучшее учение. (На доске)

– Что вы прочитали? (пословицу)

– Почему так говорят?

– Какой звук часто повторяется?

– На что указывает точка? (Предложение читается спокойно, на конце голос понижаем)

– Прочитайте хором с хлопками на каждый слог.

– Заменим точку на восклицательный знак. Прочитаем.

– Заменим восклицательный знак на вопросительный. Прочитаем.

Вывод:

– Вот видите, как важно обращать внимание на знак препинания в конце предложения, чтобы наша речь была правильной, выразительной.

Если вам понравилось, как вы читали, улыбнитесь друг другу.

3. Игра «Заяц и волк»

(на магнитах картонные заяц и волк)

На доске вразброс напечатаны прямые открытые слоги с твёрдыми и мягкими согласными.

Правила игры: волк гонится за зайцем. Зайцу можно прыгать только по слогам с мягкими согласными, а волку – по слогам с твёрдыми согласными. Надо провести зайца через поляну так, чтобы он не попался в лапы волку. К доске вызываются два ученика. Начинает тот, кто ведёт зайца. Он устанавливает игрушку возле слога с мягким согласным, читает его. Второй устанавливает игрушку волка возле слога с твёрдым согласным, читает его. Волк догонит зайца в том случае, если первый ученик сделает ошибку.

Ки не да ну мо ра ры ся сы и тд.

– Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука?

4. Игра “Составь слово» (на доске).

– Составьте слова – названия птиц.

во ло ка тел
вей ро бей ут
дя со на гу

(Воробей, ворона, соловей, утка, дятел, сорока)

Подводится итог работы детей.

III. Изучение нового материала.

1.Отгадывание загадки.

Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец?

– Знаком ли вам этот сказочный герой?

– Из какой он сказки?

– Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?

– Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду?

– Попросим и мы щуку исполнить наше желание. Пусть познакомит она нас с новой буквой.

2. Сообщение темы урока.

– Прочитайте слова

ЛОСЬ СОЛЬ КОНЬ ТЕНЬ

– Чем они похожи? (Что у них общего?)

– Как вы думаете, с какой новой буквой мы сегодня познакомимся? (С мягким знаком)

– Правильно.

Мягкий голос, мягкий шаг…
Это буква – мягкий знак.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой, которая называется мягкий знак.

3. Работа по “Азбуке” (стр. 134-135)

а) Доскажи словечко.

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь
Чистоплотный серый… (гусь, а много гуси)

б) Анализ схемы к слову “гуси”

–Давайте подставим буквы под схемы. Из скольких слогов состоит это слово?

(Из двух: первый слог-слияние гу, второй слог-слияние си)

– Дайте характеристику звукам

Дети: Звук
[г] – согласный, звонкий, твердый.
[у] – гласный, ударный
[с'] – согласный, глухой, мягкий
[и] – гласный, безударный.

– Как обозначается мягкость согласного [с']?

(При помощи гласной “и” второго ряда)

в) Анализ схемы к слову “гусь”

– Сколько слогов в слове “гусь”?

– Из скольких звуков состоит данное слово?

(Из трех: из слияния и примыкающему к нему мягкого согласного)

– При произнесите слова “гусь.” Какой звук мы слышим на конце?

– Как составить слово “гусь”, чтобы было ясно, что последний звук нужно поизносить мягко?

(Нужно убрать букву “и” из набранного у доски слова “гуси” и вместо нее поставить Ь)

– Из скольких букв состоит слово “гусь”?

– А сколько звуков мы слышим при произнесении этого слова?

– Почему?

(Буква мягкий знак не имеет звука, ее можно написать, но нельзя прочитать.)

– Правильно, ребята! Мягкий знак звука не обозначает, а нужен для того, чтобы обозначить мягкость предшествующего согласного звука.

– Определите место ь в алфавите.

– Назовите соседей мягкого знака.

– Изобразите букву Ь с помощью пальчиков.

– На что похожа буква Ь?

1 ученик:

Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.

Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома УГОЛ
Превратился сразу в УГОЛЬ,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.

2 ученик:

Я волшебник. Захочу –
Появлюсь и превращу
Мел, которым пишут в школе
В мель опасную на море.
Кто волшебник – отгадай,
Выше руку поднимай.

(Рисунок “Мягкий знак”)

IV. Физпауза.

Закройте глаза и мысленно нарисуйте букву ь. Откройте глаза.

– Ваши глазки устали. Сделаем гимнастику для глаз. Плотно закрыли и открыли глаза. Повторяем 5 раз. Смотрим вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы (4 раза). Быстро моргаем.

V. Продолжение темы урока.

1. Игра «Живые слова»

К доске вызываются 6 учеников. Им вручаются карточки со словами пословицы:

Мало уметь читать, надо уметь думать.

Дети становятся в шеренгу, показывая классу свои карточки. Класс читает слова молча. Вызванный ученик расставляет детей таким образом, чтобы получилась пословица. Класс хором читает и обсуждает её.

Как понимаете пословицу?

– Мы продолжим читать слова с ь знаком и думать.

2. Чтение слов с ь

– Читаем слова парами.

Олень – олени снегирь – снегири
Рысь – рыси окунь – окуни
Гусь – гуси карась – караси
Медведь – медведи линь – лини

– Найдите лишнюю пару в столбиках.

– Почему она лишняя?

– Как назвать одним словом остальные слова?

– Найдите слово к схеме. (Схема на доске к слову лини)

– Составьте предложение с любым из этих слов.

3) Отгадывание загадки с опорой на рисунок в “Азбуке” (с. 134)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)

4). Работа по “Азбуке” (с. 135)

1) Работа над связной речью. Чтение за «диктором» и разбор текста.

– О каком животном идет речь в тексте?

– Где живет лось?

– Чем он питается?

– Что любит лось?

2) Повторное чтение текста “цепочкой” по одному предложению, выделение слов с Ь.

– Как можно озаглавить текст?

VI. Физминутка.

Гроза.
По небу заходили большие серые тучи. (Дети показывают)
Сверкнула молния! (Руками впереди резко махнуть)
Загремел гром! (Дети хлопнули в ладоши)
И пошёл дождь. (Стучат пальчиками)
Дождь усиливается, усиливается.
Дождь стал реже, реже, совсем перестал.
Выглянуло солнышко, и стало тихо – тихо. (Руки вперёд, в стороны, сложили перед собой.).
Тихо сели.

Солнышко показало нам лучиком дорогу на страницу 135 в «Азбуке»

VII. Закрепление.

1) Чтение по выбору

С. 139 – Рассмотрите картинку.

– Как вы думаете, о ком будем читать?

– Из какого произведения строчки?

–Мы будем читать отрывок из стихотворения С.Михалкова «А что у вас?»

С.Михалков написал для детей много прекрасных стихотворений. (Выставка книг, портрет писателя)

2) Чтение учителем отрывка по книге.

Задание: прочитать текст, приготовиться к выразительному чтению.

Задание хорошо читающим детям: прочитать больше по книге С.В.Михалкова.

3) Проверка: чтения хорошо читающих детей.

VIII. Итог урока.

– Где поселился ь знак на ленте букв?

– Почему?

– Почему про мягкий знак говорят, что это немая буква?

(Потому что Ь звука не обозначает.)

– Для чего нужен Ь?

(Ь нужен для обозначения мягкости предыдущих согласных.)

– На листочках зачеркните мягкий знак и прочитайте слово.

Ь М Ь О Ь Л Ь О Ь Д Ь Е Ь Ц!

– Какое слово получилось? (Молодец!)

Благодарю вас за урок, ребята.