Конспект урока математики. 1-й класс. Учебник Л.Г. Петерсон. Тема: "Сравнение чисел"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


I. Актуализация знаний

1) На доске записи:

3 + 5     6 – 2     1 + 6    4 – 1

Учитель: Как назвать записи на доске?

Ученик: Математические выражения.

Учитель: Найти значения выражений и составить математические предложения.

Ученик: Сумма трех и пяти равна восьми.

Учитель выставляет под выражением карточку с числом 8.

Ученик: Разность шести и двух равна четырем.

Учитель выставляет под выражением карточку с числом 4.

Появляются карточки 8, 4, 7, 3.

Учитель сдвигает карточки и предлагает продолжить ряд чисел.

Ученик: 6, 2, 5, 1, 4, 0.

На доске числа 8, 4, 7, 3, 6, 2, 5, 1, 4, 0.

Учитель: Придумать выражения с числами 6, 2, 0.

Учитель: Какие числа остались?

Ученик: 5, 1, 4.

Учитель предлагает составить с этими числами задачу.

Ученики придумывают задачи, «одевают» схемы, обосновывают выбор арифметического действия и решают их устно.

2) Работа с геометрическими фигурами.

Игра «Угадай признаки разбиения фигур».

Учитель показывает равенства, дети читают их и называют признаки разбиения.

2 + 5 = 7 – по форме

4 + 3 = 7 – по цвету

1 + 6 = 7 – по размеру.

Учитель: Разложите фигуры в мешки по форме

У детей на карточках аналогичный рисунок. Возможна работа в группах.

Учитель просит придумать задание для ребят.

Ученик: Сравнить число треугольников с числом кружков.

Один ученик выполняет задание у доски, остальные – на карточках: определяет количество фигур в каждом мешке, устанавливают взаимно однозначное соответствие между фигурами в большем по численности мешке, выделяют часть фигур, вошедших в пару.

Учитель: Какие выводы можно сделать?

Ученик: Две меньше пяти

И другие: Пять больше двух, пять больше двух на три, две меньше пяти на три.

II. Постановка учебной задачи.

Учитель предлагает выполнить аналогичное задание по другой иллюстрации, где в каждом мешке фигур очень много.

Проблема: Задание выполнить сложно, нужен новый способ сравнения.

III. Решение учебной задачи.

1) Учитель предлагает вернуться к первой иллюстрации, где предметов немного.

Учитель: Что можно сказать об оставшихся без пары фигурах?

Ученик: Их три. Они составляют часть.

Учитель: Загляните во второй мешок и составьте равенство, которое показывает, как найти эту часть.

Ученик: 5 – 2 = 3.

Учитель: Что показывает 5?

Ученик: Число кружков.

Учитель: Что показывает 2?

Ученик: Число треугольников.

Учитель: Что показывает 3?

Ученик: Это разность (разница) чисел 5 и 2. 3 показывает, на сколько 5 больше 2.

Учитель: По какому правилу определяем, на сколько 5 больше 2?

Ученик: Из большего числа 5 вычитаем меньшее число 2.

2) Сравнение чисел с помощью полосок.

У каждого ребенка на столе по 2 полоски разной длины.

Учитель: Возьмите красную полоску. Какое число она может обозначать?

Ученик: Большее число.

Учитель: Почему?

Ученик: Она длиннее.

Учитель: Что обозначает зеленая полоска?

Ученик: Она будет обозначать меньшее число.

Учитель просит на красной полоске поставить букву «Б», а на зеленой – «М».

Учитель: Как сравнить полоски?

Ученик: Наложить одну полоску на другую.

Учитель: Отметьте на большей полоске часть, равную меньшей. Как называется вторая часть?

Ученик: Разность (разница).

Появляется схема.

Учитель: Как найти разность?

Ученик: Б – М = Р

Учитель: Какие еще равенства можно составить?

Ученик: М + Р = Б, Б – Р = М.

На доске появляются карточки.

Дети проговаривают правила: чтобы узнать, насколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.

3) Составление и решение обратных задач на сравнение по иллюстрации: красных шаров 6, синих – 4. На сколько красных шаров больше, чем синих?

IV. Подведение итогов.

Какой новый способ сравнения чисел узнали? Рассказать или повторить правило.