Конспект комплексного занятия на тему "Зимние забавы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Закрепить знание детей о повествовательных монологах, умение ориентироваться в пространстве.
  2. Воспитывать желание составлять повествовательный рассказ и определять, какая структурная часть их рассказа запечатлена на картинке. Развивать умение раскрашивать изображение.
  3. Обучать детей построению связных высказываний.
  4. Уделить внимание детям младшей подгруппы работы с линейкой.

Оборудование и материалы: иллюстрации на каждого ребенка, линейка, цветные карандаши.

Предшествующая работа: на предыдущих занятиях изучали формы речи: диалог, монолог, знакомились с описательными и повествовательными монологами. Работали с линейкой.

Организация: дети сидят за столами, разбиты на две подгруппы.

ХОД УРОКА

Первая часть

- Ребята, мы с Вами знаем, что бывает две группы речи. Какие? (Диалог и монолог.)

- Что такое диалог? (Разговор между двумя или несколькими лицами.)

- Что такое монолог? (Это говорит один, а остальные слушают.)

- Какие типы моночислительных высказываний вы знаете? (Описание, повествование, рассуждение.)

- Нам предстоит составить повествовательный рассказ по этой картинке.

- Вспомним о последовательности структуры повествовательного рассказа. У рассказа всегда есть что? (Начало, середина и конец.)

- Начало, в котором называются главные герои, и рассказывается о событии, с которого все начиналось.

- В средней части разные события сменяют друг друга.

- В конце говорится о том, чем завершилось событие. Все части рассказа подчиняются главной теме.

- Давайте отыщем главную тему рассказа.

- Какое время года изображено? (Зима.)

- Почему вы так решили? (Снег, снеговик, катание на санках – все это бывает зимой.)

- Кто главные герои этой картины? (Мальчик и девочка.)

- Давайте их назовем Даша и Саша.

- Что они делают? (Катаются на санках.)

- А что еще стоит на горе? (Снеговик)

- Как вы думаете кто его построил? (Саша с Дашей.)

- А почему они решили его построить? (Нападало много снега.)

- И принялись они за работу. Саша скатал огромный нижний шар и средний, а Даша ему помогла. Скатала маленький ком для головы и еще два поменьше для ручек.

- Что сказала девочка? (Ручки и голову.)

- Нашли ведро, это что? (Шляпа.)

- Из морковки смастерили что? (Нос)

- В руку дали метлу.

- В какую руку дали метлу? (В правую.)

- Ну вот, построили они снеговика. И решили покататься на санках.

- Что вы видите на заднем плане? (Дома.)

- Кто там живет? (Саша и Даша.)

- А сейчас давайте определим, какая част рассказа изображена. (Средняя.)

- Ребята, а как вы думаете, что предшествовало этому событию?

Давайте сочиним начало.

- Солнечным, зимним днем Саша позвал Дашу на улицу. Они одели…Что они одели? (Теплые шубки, шапки, варежки, валенки…)

- Что они с собой еще взяли? (Санки.)

- И пошли куда? (На горку.)

- Это начало рассказа.

- Середина у нас готова.

- Придумаем конец.

- Что будет после того, как дети покатаются на санках? (Они счастливые и веселый пойдут домой.)

- О чем они там расскажут? (О том, как строили снеговика и весело катались на санках.)

- Ну вот рассказ и готов, то есть все три его части: начало, середина и конец. Осталось нам его озаглавить.

- Название рассказа отражает главную тему.

- Предлагайте варианты, как бы вы его озаглавили? (Зимние развлечения, Увлекательная прогулка, Веселое катание, и т.д.)

- Назовем наш рассказ “Зимние забавы”.

- Кто попробует его рассказать. (Спрашиваю одного ребенка из старшей подгруппы, а одного из младшей.)

- Мы составили с вами рассказ-повествование: “Зимние забавы”.

- Немного отдохнем: физминутка: “Вот рассказ составлен дружно, Отдохнуть пришла пора – Встаньте, разогнитесь, Вверх вы потянитесь. Мы немножко отдохнем Измерять сейчас начнем ”

Вторая часть

- Давайте, более внимательно рассмотрим картинку.

- С какой стороны от детей расположен снеговик? (С правой.)

-В какой “руке” он держит метлу? (В правой.)

- Где сидит Даша? (Спереди.)

- Где сидит Саша? (Сзади.)

- Обратите внимание на дома. Где они расположены по отношению к детям? (Сзади.)

- Какие дома по высоте и ширине? (Разные.)

- Чтобы сравнить дома, надо что сделать? (Измерить их линейкой.)

- Давайте, измерим их по высоте.

- Какая высота первого дома? (7 см)

- Высота второго? (4 см)

- А какая высота третьего дома? (7 см)

- Сделаем вывод, высота первого и второго дома? (Одинакова.)

- Чему она равна (7 см)

- А второй дом что? (Ниже)

- На сколько он ниже? (На 3 см)

- Сейчас сравним их по ширине.

- Ширина первого дома? (6 см)

- Ширина второго дома? (6 см)

- Ширина третьего дома? (4 см)

- Значит ширина первого и второго дома что? (Одинаковая)

- А ширина третьего дома что? (Меньше)

- На сколько ширина третьего дома меньше первого и второго (на 2 см)

- Обратите внимание на окна первого и второго дома.

- Они какие? (Одинаковые)

- А какова их форма? (Прямоугольник)

- У третьего дома окна какие? (Другие)

- Какой они формы? (Квадратной)

- Вот видите, дома могут быть разные по высоте, а одинаковые по ширине и наоборот.

Третья часть

Посмотрите на картинку еще раз.

- Мне кажется, она не закончена.

- Я предлагаю разукрасить одежду детей в красивые яркие цвета, чтобы Саше и Даше они понравились

- Ксюша, каким цветом ты разукрасишь комбинезон Даши? (Красным)

- Люда, а шапочку у Даши? (Зеленым)

- Коля, а какого цвета у тебя будет Сашина шуба?

- Фантазируйте и приступайте к работе. Разукрашивайте аккуратно, не заходите за контуры изображения.

- Мы с вами сегодня хорошо потрудились. Составим повествовательный рассказ. Закрепим, что в нем есть что? (Начало, середина, конец.)

- Сравним дома по их размерам.

Красиво и аккуратно разукрасили одежду Саши и Даши.

Я вами довольна!

Наше занятие окончено.