Интегрированный урок-размышление (история+литература) по теме "Так это было на земле…" (тема коллективизации)

Разделы: Литература


Тут не убавить,
Не прибавить, -
Так это было на земле…
А.Т. Твардовский

Цели урока:

  1. показать развитие процесса коллективизации крестьянских хозяйств в СССР;
  2. выявить цели, методы осуществления и последствия коллективизации;
  3. проследить за особенностями отражения процесса коллективизации в литературе XX века.

Вводное слово учителя истории и литературы.

Учитель истории: На протяжении многих столетий крестьянство являлось основой российского общества. Именно оно было источником основных средств для развития промышленности и хозяйства страны в целом. История XX века коренным образом изменила судьбу крестьянства в России, обернулась трагедией для целого класса.

Учитель литературы: В современной литературе тема коллективизации представлена широко, это и понятно: большое переломное событие всегда находит многоаспектное отражение. Данный урок выявит особенности восприятия этой темы литературой разных исторических периодов. Состоится разговор о том, что произошло, кто виноват, какой из этого всего необходимо извлечь урок, чтобы состоялось наше человеческое будущее.

Первый вопрос урока. Отличительные черты крестьянства как класса. Работа с кластерами понятий «крестьянство», «колхозник», «советский человек».

(См.: Приложение 1)

Такое положение крестьянства в обществе неоднозначно воспринималось политическим руководством страны. С одной стороны, в СССР провозглашалась власть и диктатура рабочих и крестьян. Но с другой стороны, еще В.И. Ленин отмечал, что мелкотоварное хозяйство «ежедневно, ежечасно, стихийно и в массовом масштабе» рождает капитализм. Потому опасно долгое время базировать политический режим на двух разных экономических основах: крупной государственной промышленности и мелком индивидуальном крестьянском хозяйстве. Крестьянин, по мнению большевиков, очень сложно и долго «врастает» в социализм.

Вопрос: каким должен быть человек, чтобы легко «врасти» в социализм?

Сущность крестьянства явно противоречила идеалу советского человека. Как заставить крестьянство, составляющее большую часть населения, стать удобным для управления партией, как подчинить его государственной власти? Лишить независимости, хозяйственной самостоятельности, сломать привычный образ жизни, волю. И в первую очередь лишить права собственности на землю.

Второй вопрос урока. Основные этапы взаимоотношений крестьянства и государства в первое тридцатилетие XX века; этапы освещения темы коллективизации в литературе.

Какие хронологические рамки этапов государственной политики в отношении крестьянства можно выделить? Анализ и выявление особенностей этапов. (См.: Приложение 2)

Проводимая советским государством политика индустриализации и коллективизации привела к уничтожению крестьянства как класса. Процесс, который вполне закономерен в условиях модернизации экономики, принял в СССР насильственный характер.

Вопрос: каким образом советской власти удалось достичь этого?

Ограничение политических свобод, увеличение налогов и обязательных государственных поставок, утверждение государством низких закупочных цен, «ножницы цен» на промышленные и сельскохозяйственные товары, физическая расправа с недовольными, раскол деревни, принудительное создание колхозов, спровоцированный голод 1932 г. – все это позволило государству сломить крестьянство, подчинить его своим интересам.

Вопрос: каковы оценки процесса коллективизации в исторической литературе?

Краткое сообщение учащегося об историографическом аспекте вопроса.

В историографии выдвигались неоднозначные оценки коллективизации: позиция идеологического оправдания коллективизации и объяснения ее необходимости для создания военно-промышленного потенциала и будущей победе в ВОв. Трактовка коллективизации как политики, продиктованной чрезвычайной обстановкой в стране, вызванной кризисом хлебозаготовительной кампании и трудностями намечаемой крупномасштабной индустриализации страны. Коллективизация как надежная система получения государством сельскохозяйственных продуктов - система изъятия, а не производства. Рассмотрение коллективизации в контексте процессов модернизации: несмотря на ее разрушительное воздействие на сельское хозяйство, в реальности она исполнила роль механизма модернизации советского аграрного сектора, оказав ему поддержку. Но в СССР в целом естественный для аграрных реформ процесс раскрестьянивания искусственно форсировался. Оценка процессов коллективизации и раскулачивания как неотъемлемой части построения в СССР административно-командной системы и утверждения личной власти Сталина. Итоговые оценки сплошной коллективизации определяются как трагедия для российского крестьянства, как неудачный социально-экономический и политический эксперимент правящей большевистской партии.

Учитель литературы: Неоднозначно подходила литература XX века к изображению коллективизации. В этом процессе можно выделить 2 этапа. (См.: Приложение 3)

В течение полувека роман М. Шолохова «Поднятая целина» был практически единственным литературным источником, из которого можно было узнать о коллективизации. Это потом в литературу придут сыновья крестьян со своим словом о прошлом.

- посмотрите внимательно на фамилии писателей, что необычного в этом списке? (А. Платонов упоминается дважды)

- почему? (Свою повесть «Котлован» Платонов писал в 1929-30-ом годах, а напечатана она была лишь в 1987 году)

- почему это уникальное произведение, написанное раньше романа М. Шолохова, опубликовано так поздно? Что не позволило напечатать его в 1930-ые годы? (Резко отрицательное отношение к коллективизации, осознание губительности для крестьянства нового уклада жизни, потому что рушился старый, проверенный временем, жизнью, верой.)

Учитель литературы: Отношение к Шолохову стало неоднозначным именно в 80-ые годы XX века, когда появились новые произведения о коллективизации.

Появилось мнение, что Шолохов идеализировал происходящее, что недостаточно остро показал проблему, что сгладил углы. По сравнению с новыми произведениями, которые создавались в новых условиях свободы слова, может быть, - да, но давайте обратимся к письму М. Шолохова к Е.Г. Левицкой от 18 июня 1929 года (ЛШ №6-1991г., с.93) (См.: Приложение3)

- каким чувством проникнуто письмо? (подавленности и безысходности)

- понятно ли отношение Шолохова к раскулачиванию? (оно однозначно)

- возможна ли идеализация при таком взгляде? (конечно, нет; достаточно вспомнить первоначальное название романа «С кровью и потом»)

Учитель литературы: Самые драматические моменты коллективизации нашли свое отражение в романе, насколько допустимым это посчитала редакция «Нового мира». Тогда не пришло еще время говорить всю правду о коллективизации. А вот проблемы, поднятые писателем, нашли отражение и в последующей литературе о коллективизации:

  • отношение к крестьянскому труду и к человеку труда;
  • нарушение единения крестьянина с природой;
  • конфликт поколений (дети во имя новых идей идут против отцов);
  • утрата веры, что ведет к оскудению человечески душ

А еще необходимо понять, почему новое поколение писателей обращается к «старой теме».

С. Залыгин: «Видимо, наше поколение – последнее, которое своими глазами видело тот тысячелетний уклад, из которого мы вышли без малого все и каждый. Если мы не скажем, о нем и его решительной переделке в течение короткого срока – кто же скажет?»

Третий вопрос урока. Цели коллективизации: исторический и литературный аспекты.

Учитель истории: Создание мощной государственной централизованной экономики было необходимым условием для построения социализма в нашей стране в кратчайшие сроки. Какие цели ставились государством при проведении коллективизации?

Результаты групповой работы. Выявление экономических, политических, социальных целей коллективизации. (Крестьянство стало источником безвозмездного получения огромных средств и рабочих рук для промышленности. Коллективизация обеспечила канал перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации и милитаризации страны; укрепила влияние государства в аграрном секторе; ликвидировала аграрное перенаселение. Борьба с кулачеством позволила ликвидировать последний потенциальный источник опасности для однопартийного режима – независимого производителя товарного хлеба и продовольствия, т.е. экономически свободного крестьянства. А это и наиболее активная и сознательная часть деревни. Проведение коллективизация продемонстрирует непреклонность властей и бесполезность всякого сопротивления, что позволит затем с середины 1930-х годов начать широкомасштабную войну и террор в отношении противников сталинского курса развития страны.)

Учитель истории. Новое наступление на крестьянство встретило серьезное противодействие с его стороны. Фактически это ознаменовало начало новой внутренней войны и подтверждало теорию Сталина об усилении классовой борьбы по мере строительства социализма. М. Горький в своей статье в «Правде» в ноябре 1930 года так характеризовал состояние общества в этот период: «Против нас всё, что отжило свои сроки, отведенные ему историей, и это дает нам право считать себя все еще в состоянии гражданской войны. Отсюда следует естественный вывод: если враг не сдается, - его истребляют».

Учитель литературы: Прочитанные произведения очень разные и с разными точками отчета.

Работа в группах. Вопросы для групп, прочитавших произведения о коллективизации:

  • когда были написаны произведения?
  • кто является рассказчиком, и чья позиция выражена в произведении?
  • что говорится о целях коллективизации и раскулачивании?
  • какие художественные приемы помогают выразить замысел автора, увидеть «расчеловечивание»?
  • почему позиция В. Солоухина так точна?

(См.: Приложение 4)

Четвертый вопрос урока. Методы и последствия осуществления коллективизации.

Вопрос: Какими методами была осуществлена коллективизация? Какова была реакция крестьян на действия властей?

Результаты групповой работы. Выступления учащихся с материалами из семейных архивов.

Вопросы: Каковы последствия коллективизации?

Были ли реализованы поставленные цели?

Учитель истории. Выступая на съезде колхозников-ударников в 1933 году, И.В. Сталин так подвел итоги коллективизации: «Мы добились того, что миллионные массы бедняков, жившие раньше впроголодь, стали теперь в колхозах середняками, стали людьми обеспеченными… Не менее 20 млн. крестьянского населения, не менее 20 млн. бедняков спасли от нищеты и разорения, спасли от кулацкой кабалы и превратили их благодаря колхозам в обеспеченных людей». Но реальное положение крестьян никак не соответствовало официальным заявлениям. Принудить людей видеть несуществующее и доказывать обратное очевидности – вот позиция, которая будет утверждаться государством в оценке произошедшего в годы коллективизации.

Учитель литературы: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Эти честные слова нужны были не только поэту, написавшему эти строчки, но целому поколению, прожившему «свою историю»

Сообщение ученика об А.Т. Твардовском, судьбе его близких и о поэме Твардовского «По праву памяти»

Результаты групповой работы. Анализ литературных произведений:

В. Быков «Облава», В. Солоухин «Смех за левым плечом», В. Тендряков «Хлеб для собаки»

Выводы по уроку.

Коллективизация нанесла тяжелый урон сельскому хозяйству, разрушила деревню до самых корней. Массовая гибель крестьян в результате голода и репрессий, фактическое второе закрепощение сельских жителей привели к ликвидации крестьянства. Утверждается новый социальный слой – колхозников, людей очень быстро потерявших любовь к земле, интерес к труду на земле, рачительному и хозяйскому отношению к ней.

Человеку необходимо помнить! Память – это совесть человека! Чтобы человек мог осознавать себя действительно человеком, он не должен забывать ни о прошлом, ни о настоящем, ни о будущем. Он должен помнить, кто за левым плечом, а кто за правым.

Список литературы 

  1. Александров К. Второе крепостное право //История. 2005. №19-21
  2. Геллер М.Я., Некрич А.М. Утопия у власти. М.:Изд-во «МИК», 2000. 856 с.
  3. Грациози А. Великая крестьянская война в СССР. Большевики и крестьяне. 1917-1933. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2001. 96 с.
  4. История России. Энциклопедия для детей. Ч.3. М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007. С.166-207.
  5. Неизвестная Россия. XX век. М.: Историческое наследие, 1992. С.184-268.