Урок "Выборы в демократическом государстве". 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Эпиграф урока: “Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы”

Цицерон.

Цель урока:

  • раскрыть основные положения Конституции РФ об избирательных правах человека;
  • подвести учащихся к пониманию необходимости участия в выборах граждан;
  • раскрыть принципы избирательного права, виды избирательных систем, стадии избирательного процесса;
  • формирование навыков анализа информации, работы с первоисточником, учебником.

Оборудование:

  1. Презентация урока.
  2. Конституция Российской Федерации (статья 32).
  3. Учебник “Обществознание для 8-9 классов” под ред. А.Ф.Никитина.

Основные понятия: выборы, референдум, избирательное право, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система.

Метод проведения урока: объяснительно-иллюстративный с использованием дискуссии, беседы.

План урока

  1. Демократия- власть народа.
  2. Избирательное право.
  3. Процедура выборов.

Ход урока

Беседа с уч-ся:

  1. Какое событие прошло у нас в стране 2 декабря 2007 года?
  2. Кого мы выбирали в марте 2008 года?
  3. Участвуют ли ваши родители в выборах?
  4. Берут ли они вас с собой на выборы?

Выборы – центральный институт демократического государства. Кто же у нас в стране имеет право избирать и быть избранным? На каких принципах строится избирательное право, какие избирательные системы существуют, и что представляет собой процедура выборов вы сегодня узнаете на уроке. Знания, которые вы получите сегодня, в скором времени пригодятся вам в жизни, как будущим избирателям.

Обращение к эпиграфу урока: как ребята понимают высказывание Цицерона?

1. Актуализация знаний по теме “Демократия”

  1. Что такое демократия?
  2. В какой стране впервые зародилась демократия?
  3. Перечислите основные принципы демократического государства.

Схема на слайде презентации урока.

Демократия
прямая представительная

Прямая демократия – это прямое выражение личностью ее интересов посредством референдума, митингов.

Референдум – голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения. (запись в тетради)

Вопросы уч-ся:

  1. Что состоялось 16 апреля 2006 г. в Иркутской области?
  2. Когда и каким образом была принята Конституция РФ?

Представительная демократия – при ней граждане участвуют в управлении государством через своих представителей – депутатов.

Работа учащихся с текстом учебника. Вопрос № 10 в конце параграфа 36.

Задание: из приведенных ниже должностей выбрать те, которые являются выборными.

2. Право граждан на участие в управление государством закреплено в Конституции РФ.

Работа учащихся с текстом Конституции ст. 32 (п. 1,2)

  1. Что говорится в 1-ом пункте ст.32 Конституции?
  2. Что говорится во 2-ом пункте ст.32 Конституции?

Задание уч-ся: изучить текст параграфа п. 2, 3 абзац и начертить схему “Виды избирательного права”

Беседа:

  1. Что такое активное избирательное право?
  2. В каком возрасте возникает активное избирательное право?
  3. Что такое пассивное избирательное право?
  4. В каком возрасте возникает пассивное избирательное право?

Учащиеся читают текст Конституции ст.32, п.3 и отвечают на вопрос:

В каких случаях граждане не допускаются к выборам?

Демонстрируется слайд “Принципы избирательного права”

  • всеобщее избирательное право
  • равное избирательное право
  • прямое избирательное право
  • тайное избирательное право
  • участие в выборах свободное и добровольное.

Учитель объясняет каждый принцип.

3. Чтобы выборы прошли честно, были справедливыми, нужна четкая, отлаженная процедура выборов.

Демонстрация слайда “Избирательные системы”

Мажоритарная система – избранным считается тот кандидат, который набрал большинство голосов избирателей.

Вопрос уч-ся: Кого в России избирают по мажоритарной системе?

Пропорциональная система – предполагает голосование по партийным спискам. Избиратель отмечает список той партии, которой сочувствует.

Вопрос уч-ся: Кого в России избирают по пропорциональной системе?

Как проходит избирательная кампания? Избирательный процесс имеет несколько стадий.

На доске на отдельных листах написаны стадии избирательного процесса.

Задание учащимся: расположить стадии избирательного процесса в правильном порядке, начиная со старта избирательной кампании до завершения голосования.

  1. Назначение выборов.
  2. Образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей.
  3. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов и их регистрация.
  4. Информационное обеспечение выборов и проведение агитации.
  5. голосование и определение итогов голосования, их официальное опубликование.

Как осуществляется голосование граждан на избирательном участке?

Слово предоставляется тем ребятам, которые с родителями ходили на выборы.

Если необходимо, учитель уточняет детали.

Закрепление.

Дискуссия: Как вы думаете, обязательно ли гражданам принимать участие в выборах?

Домашнее задание: параграф 36.

Презентация