Конференция юных астрономов. Итоговый урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вселенная"

Разделы: Астрономия, Биология


Заключительный урок по тем “Вселенная” предлагается провести в занимательной игровой форме. Для учащихся 5-ых классов это особенно актуально, они хорошо готовятся и активно принимают участие. Перед игрой детям заранее предлагается разделиться на команды, придумать название, соответствующее теме и объяснить его. Иногда ученики готовят девиз для своей команды. Также заранее им дается домашнее задание – повторить всю тему и узнать историю названий созвездий. От учителя требуется подготовить грамоты.

Цель урока:

  1. Обобщить и систематизировать пройденный материал по теме “Вселенная”;
  2. Закрепить знания учащихся об истории формирования современных представлений о строении солнечной системы, планетах солнечной системы, их особенностях, космических телах, звездах.
  3. Расширить понятия о созвездиях, истории их названий.
  4. Совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи между расположением планеты и ее особенностями строения.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учащимся сообщается, что этот урок у них пройдет в форме игры. Для этого их рассаживают по определившимся заранее командам (если у детей команды не определились, проще всего сделать три команды по рядам). Перед каждым этапом сообщается, сколько баллов будет даваться за данный конкурс. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество баллов.

2. Первый этап – “Представление”.

В нем оценивается название команды, а также соответствие названия команды предъявленной теме. Данный этап оценивается в три балла.

3. Конкурсный этап начинается с конкурса “Неизвестная вселенная”.

На проекторе показывается картинка планеты или космического объекта (приложение). Учащиеся должны определить что это. За каждый названный верно объект команда получает по одному баллу. Конкурс на скорость, поэтому необходимо заранее оговорить, что необходимо поднимать руку, если команда знает ответ и лучше, чтобы руку поднимал один человек из команды. Космические объекты, которые представлены - комета, Меркурий, астероид, Юпитер, Марс, Венера, метеорит, галактика, Земля, Сатурн, метеор, Уран, Нептун, Плутон, Луна.

4. Конкурс №2 – “Планеты солнечной системы”.

Цель данного конкурса как можно полнее описать планету. Для этого на листах написать названия планет солнечной системы, дать выбрать каждой команде по одной. За каждое верное утверждение команда получает по одному баллу.

5. Конкурс №3 – “Небесные закономерности”.

Каждой команде предлагается выбрать одну из трех групп космических объектов (выбирают, не видя о чем написано). Первая – вселенная, звезды гиганты, звезды сверхгиганты, звезды карлики, планеты, метеориты, астероиды, кометы, галактика; вторая - Меркурий, Венера, Марс, Земля, Юпитер, Сатурн, Нептун, Плутон, Уран; третья – такая же как и вторая. Первую группу космических объектов надо расположить в порядке увеличения их размера; вторую – в порядке удаления планет солнечной системы от солнца; третью – в порядке уменьшения их размера. За каждый верно расположенный объект команды получают по одному баллу, таким образом, в сумме за этот конкурс можно заработать 9 баллов.

6. Конкурс №4 – “Определения”.

Каждой команде по порядку читают определения. Задача команд - понять, что это за определение. Предлагаются следующие определения:

А) Ученый, предполагавший, что мир представлен неподвижной шарообразной Землей, вокруг которой движутся Луна, солнце, пять планет и “сфера неподвижных звезд” (Птолемей).
Б) Первый ученый, предположивший, что центром вселенной является Солнце (Аристарх Самосский).
В) Итальянский ученый, который говорил, что вселенная бесконечна, Солнце является центром Солнечной системы, а во вселенной, возможно, есть другие планеты, на которых тоже есть жизнь (Дж. Бруно).
Г) Польский астроном, предложивший систему мира, по которой солнце являлось центром вселенной, вокруг него вращалась Земля, которая при этом вращалась вокруг своей оси, и другие планеты, а звезды были неподвижны (Н. Коперник).
Д) Ученый, который впервые для астрономических наблюдений использовал телескоп. (Г. Галилей).
Е) Четыре планеты ближе всех располагающиеся к солнцу, до пояса астероидов (планеты земной группы).
Ж) Планеты, которые располагаются за поясом астероидов, имеют большие размеры (планеты гиганты).
З) Галактика, в которой находится солнечная система (млечный путь)
И) Вторая планета солнечной системы (Венера).
К) Спутник Земли (Луна).
Л) самая большая планета солнечной системы (Юпитер).
М) Самая маленькая планета солнечной системы (Плутон).
Н) Планета, окруженная самыми красивыми кольцами (Сатурн).
О) Пылающие шары, расположенные далеко от нашей планеты (звезды).
П) Фигуры из ярких звезд (созвездия).
Р) Центр солнечной системы (Солнце).
С) Звездная система, которую образуют все видимые звезды на небе (галактика).
Т) Путь, который проходит свет за один год (световой год).
У) Скопление галактик (Вселенная).
Ф) Луна это? (спутник Земли).
Х) Небольшие неправильной формы тела, вращающиеся вокруг солнца и не испускающие света (Астероиды).
Ц) Название это небесное тело получило от греческого “волосатая” (комета).
Ч) Световые вспышки в воздухе (метеоры).
Ш) Упавшие на Землю небесные тела (метеориты).

Каждой команде предлагается 8 определений, если они все узнаны, то команда получает восемь баллов. Если команда не отгадывает определение, его может сказать та команда, которая первой поднимет руку.

7. Конкурс №5 “Созвездия”.

Каждой команде предлагается узнать два созвездия, изображенные на экране (приложение), и рассказать, почему у них такое название, какая история связана с их названием. В презентации предлагаются следующие созвездия: Большая Медведица, Дева, Стрелец, Близнецы, Волосы Вероники, Андромеда. За угаданное созвездие и верный рассказ о нем команды получают два балла. За угаданное созвездие, но отсутствует история названия – 1 балл.

По итогам всех конкурсов объявляется команда – победитель. Всей команде ставится “5”. Особо активным участникам игры тоже ставятся соответствующие отметки. Награждаются грамотой победители.