Урок литературного чтения по теме: "Почему нам бывает смешно" (К.И. Чуковский. "Федотка", О.Дриз. "Доктор")

Разделы: Начальная школа


Цель: на примере стихотворения К.И.Чуковского “Федотка” и О. Дриз “Доктор” показать детям примеры, когда нам смешно из-за отсутствия всяких логических связей, из – за путаницы и недопонимания, и, не проводя еще никакого обобщения, заставить их задуматься над секретом “смешного”.

Задачи урока:

  1. После по чтения стихотворения К.И.Чуковского “Федотка” необходимо подвести детей к выводу о том, что смех вызывает то, что в первой части говорится о причине слез мальчика, а вторая часть эти причины рассеивает.
  2. Обсудить с детьми шуточное стихотворение “Доктор” и выяснить, что мальчик смеялся над собой из – за своих собственных недостатков.
  3. Работать над формированием у школьников навыков перечитывать текст и находить в нем нужные фрагменты. Учить устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного, эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественное произведение.

Оборудование:

  • портреты К.И.Чуковского, О.Дриза.
  • мультимедийный проектор, ПК
  • презентация учителя к содержанию урока
  • книги, учебник

Ход урока

I. Организационный момент:

Учитель:

Я рада видеть каждого из вас!
И пусть прохладой осень в окна дышит,
Сегодня на уроке весь ваш класс
Друг друга заново узнает и услышит.

II. Актуализация знаний:

Слайд 1 “Ералаш” (Приложение 1)

Мелодия – заставка к какой телевизионной передаче вы сейчас слышали?

- Что такое ЕРАЛАШ ?(объяснения детей)

В толковом словаре Ожегова написано “Ералаш – беспорядок, путаница”

- Какие чувства из перечисленных может переживать человек, когда смотрит Ералаш? Слайд 2 Чувства

- А что вызывает у нас радость, веселье? Правильно, именно смех продлевает человеческую жизнь.

III. Тема урока, целеполагание.

- Сегодня нам предстоит выяснить, почему нам бывает смешно. Слайд 3

- Вспомните случаи из своей жизни, когда вам было очень смешно (примеры детей.) В каком возрасте вы тогда были?

- Как вы думаете, почему именно с малышами чаще всего случаются такие истории?

- Про одного такого мальчика Федота, дошкольника, нам поведал детский писатель К.И.Чуковский.

(Внимание детей обращается на портрет и выставку книг).

- Знаком ли вам автор? Какие его произведения читали ?

- А это стихотворение из сборника “От двух до пяти”, который Корней Иванович посвятил своей внучке Машеньке. Послушайте его.

IV. Изучение нового материала: (20 минут)

1. Работа со стихотворением “Федотка”(10 минут)

1) Чтение стихотворения учителем Учебник, стр. 138

2) Проверка восприятия стихотворения

- Кому понравилось стихотворение? Что вызвало смех?

3) Самостоятельное чтение. Жужжащее

4) Анализ стихотворения. Выборочное чтение. Словарная работа. Работа над выразительностью чтения , работа с иллюстрацией.

- А теперь прочитаем вслух о несчастном Федотке.

- Какие слова были непонятны? Уточним значения этих слов в словаре. В каком? (Слово “сиротка”)

Почему плачущий мальчик вызывает не сочувствие, а смех?

-Чтобы показать, в чем секрет смешного, некоторые слова и строчки выделены разным цветом. Давайте попробуем разгадать этот секрет.

- Перечитайте часть, выделенную синим цветом. Какие чувства у вас появляются после их прочтения? Выделяйте голосом необходимые слова. (Чтение вслух 2-3 учеников)

- Перечитайте часть, выделенную желтым цветом. Какие чувства у вас появляются после их прочтения? Выделяйте голосом необходимые слова. (Чтение вслух 2-3 учеников)

- Почему нельзя назвать Федотку сиротой?

- У него есть большая семья Слайд 4 Семья

- ГОД СЕМЬИ

5) Обобщение - Почему же поэт написал стихотворение о Федотке? В чем секрет смешного? (мальчик не понимал смысла слова “сиротка”, потому что еще маленький)

ЦИРК

Физминутка. Гимнастика для глаз: снятие напряжения, усталости глаз

Физминутка. Двигательная гимнастика: снятие мышечного напряжения

2.Работа со стихотворением “Доктор”

-Я вновь обращаю ваше внимание на выставку книг К.И.Чуковского, а именно книгу, в которой есть такие строки:

Вдруг, из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой.

(“Мойдодыр”)

Что обозначает это слово? Слайд 5. МОЙДОДЫР

- Чему учит нас эта сказка?

- А вот другой мальчик, наверное, не читал эту сказку, и с ним приключилась такая история:

1) Чтение стихотворения учителем Учебник, стр. 139

2) Проверка восприятия стихотворения

- Кому понравилось стихотворение? Почему вы смеялись?

- Встречалось ли вам раньше в жизни имя Энек – Бенык. Этот мальчик живет в стихах еврейского поэта Овсея Дриза. Слайд 6.

Человек с редкой фамилией, звучащей, как посвист, как крик птицы, он прожил полную драматизма, крутых поворотов, парадоксов счастливую жизнь На его тексты композиторы охотно писали музыку. По его пьесам снимали мультфильмы. Его стихи-сказки вошли в антологию сказок мира.

Ему были рады в любых аудиториях: в детских садах, в школах, в рабочих коллективах.

Он был полон новых замыслов. Но им не суждено было воплотиться. Не хватило жизни. 14 февраля 1971 года в возрасте 62 лет его не стало. “Подчас мне кажется, — напишет после смерти поэта его друг, переводчик Лев Озеров, — что фамилия Дриз — это аббревиатура, составленная из начальных букв таких слов, как Детство, Радость и Здоровье или Доброта, Работа и Знание”. Слайд 7

... На русском языке их осуществляли первоклассные мастера — Б.Слуцкий, Г.Сапгир, Г.Спендиарова, Ю.Мориц и многие другие.

3) Самостоятельное чтение. Про себя

4) Анализ стихотворения (по вопросам учебника) + соблюдение норм гигиены, словарная работа. Работа над выразительностью чтения, чтение по ролям.

5)Работа в парах

- Договоритесь между собой, чьи слова будет читать каждый из вас. Прочитайте стихотворение по ролям. Поменяйтесь ролями

6) Дифференцированная работа

В это время учитель готовит пару детей для чтения по ролям вслух с элементами инсценировки. (расческа, парик)

Чтение стихотворения по ролям.

7) Обобщение

- Кто смеется в этом стихотворении над мальчиком, автор или он сам. Какой по возрасту здесь мальчик?

- В чем сходство, а в чем различие этих двух стихотворений?

- Почему важно в жизни уметь смеяться, шутить?

- Чьё мнение вам особенно понравилось?

- Какие секреты “смешного” в этих стихотворениях нам удалось раскрыть?

V. Обобщение изученного. Рефлексия

- Наш урок подошел к концу.- Что помогло нам добиться решения поставленной задачи: понять, почему нам бывает смешно?

- На память о нашей встрече мне хочется подарить вашему классу кусочек моего сердца – вот такое солнышко – пусть он согревает ваши души, помогает хорошо учиться, улыбается вам, поднимает настроение.

- У вас на партах есть по 2 овала. Возьмите один себе, сделайте из него лицо веселого человечка, тем самым показав свое отношение к пройденному уроку, подойдите к доске и поместите его на солнышке.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.

- Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.

Песня “Смех”, дети рисуют, подходят к доске, пока звучи музыка.

VI. Домашнее задание

- Какое домашнее задание, связанное с темой урока, вы хотели бы получить?

Варианты (записаны на доске):

  • выучить стихотворение наизусть, стр. 138,139
  • прочитать стихотворение выразительно, стр. 138-139;
  • сделать свой рисунок к одному из стихотворений;

Дети выбирают себе задание по силам.