Активные формы обучения на уроках права в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей, зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан возможно только в цивилизованном правовом государстве. Курс “Права человека для младших школьников” построен в циклическом варианте, главным содержанием которого стали права людей, закреплённые в Декларации прав человека. Курс создан в виде путешествия по сказкам, главными проводниками в область правового знания, понимания, воспитания являются сказочные герои.

Занятия по правам человека в начальной школе – необычные уроки, это откровенные и душевные беседы, касающиеся личности ребёнка, его отношения к другим людям, отношения окружающих к нему, раскрывающие духовный мир людей. Во время занятий дети знакомятся с международными документами по правам человека – Всеобщей декларацией прав человека и Декларацией прав ребёнка. Использование игровых форм создаёт благоприятные условия для понимания и усвоения нравственных норм в естественных для детей игровых действиях.

Цель занятий: знакомство уч-ся с основными правами ребёнка, содействие воспитанию нравственно-правовых норм.

Задачи занятий: передать школьникам знания о правах ребёнка, содействовать воспитанию убеждения, что право выбора неразрывно связано с ответственностью за свои поступки, формировать правовую культуру человека.

Атмосфера уроков: уроки права не могут быть обычными с традиционными опросами. На таких занятиях необходимо создать атмосферу доброжелательности, искренности, в которой каждому ученику хотелось бы выразить своё отношение к обсуждаемым вопросам. Мнения не делятся на “правильные” и “неправильные”. К мнению каждого следует относиться с уважением. В ходе рассуждений ученик сам убедится, истинно оно или нет. На уроках использую задания творческого характера, которые не только помогают изучению данного учебного материала, но и делают учебный материал эмоционально окрашенным. Игровой характер подачи материала предоставляет учителю широкие возможности разнообразить занятия, переключать внимание детей на обсуждение известных литературных героев.

Активность, творчество и заинтересованность проявляют и родители при выполнении заданий по праву, таких как:

  • изготовление генеалогического древа,
  • профессии моих родителей,
  • герб моей семьи.

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в частности, их особенная восприимчивость к играм, желание и умение играть способствует эффективному применению на уроках обучения правам человека различных игровых методик:

Игра “Я – это я”

Учитель просит детей нарисовать на листке круг и прямую линию. Затем просит выйти с листочком 3-4 ребят. Подводит к выводу, что все рисунки разные, и люди все тоже разные, непохожие друг на друга. Сколько в мире людей, столько и разных личностей. Но одно у нас общее – это наши права и обязанности, они общие для всех. И мы в равной степени должны их выполнять. Существуют документы, в которых прописаны наши права. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с одним из таких документов.

Игра “Крестики-нолики”

Класс делится на команды: крестики и нолики. Каждая команда выбирает номер квадрата, на котором нарисован знак команды (крестик или нолик). На обороте квадрата написана статья о правах человека, команда читает её. Посовещавшись, нужно назвать пример сказки, в которой нарушаются указанные в статье права сказочных героев.

Игра “Путешествие на планету ЗиП” (закон и право)

Класс делится на команды. Учитель просит “пристегнуть ремни” и приготовиться к путешествию. Игре можно посвятить целый урок или серию уроков. Этапы путешествия совпадают с этапами урока. Можно пригласить детей в “тренажёрный зал”, пока “корабль набирает высоту” – физкультминутка. Учителем объявляется “схема полётов” – основной этап урока, в котором используются разные виды работ по изучению прав человека. “Моё настроение” – заключительный этап урока, релаксация.

Игра “Волшебный микрофон”

Дети становятся в круг. Игра начинается с того, что учитель говорит: “ В моих руках “волшебный микрофон”, и каждый из нас имеет право сказать что-то очень важное любому, стоящему в кругу: это могут быть добрые слова, какой-то совет, который вы хотите сказать или просто поделиться хорошим настроением с другими. “Волшебным микрофоном” может быть любой предмет (ручка, карандаш, игрушка…)

Игра “Комплименты”

Дети становятся в круг. Учитель говорит о том, что у каждого из вас есть возможность сказать друг другу комплименты. Давайте сделаем так, чтобы у каждого было хорошее настроение, чтобы урок получился не только полезным, но и радостным. Выберите, кому вы хотите сказать комплимент. Итак, игра начинается.

Игра “Поварята”

Учитель спрашивает: “Из чего варят суп?”

– Выберите, роль какого овоща вы хотите сыграть в нашей игре.

– Начинаем варить суп. А правила игры такие: я буду произносить название овоща, а те, у кого совпало название с загаданным, громко хлопает в ладоши. Итак, играем! (картошка, капуста, морковь)

– Как вы думаете, что помогло легко понять игру? (правила игры) В нашей жизни тоже есть правила, которые называются правами.

Игра “Чем мы похожи и чем отличаемся друг от друга”

Учитель говорит о том, что у каждого взрослого человека есть паспорт. Давайте и мы нарисуем свой паспорт. На одной из страниц нарисуйте свой портрет “Как я представляю себя”. На другой стороне изобразите пиктограмму “Мои права”. Дети замечают, что все страницы паспорта у всех разные, но только одна получилась у всех одинаковая – о правах человека. Игра заканчивается мыслью о том, что все люди имеют одинаковые права.

В качестве примера использования активных форм обучения – урок права во 2 классе “Я и мои права”. Все виды работ учащихся на уроке направлены на изучение прав человека, место их в нашей жизни.

Урок во втором классе “Я и мои права”

Цель: совершенствование знаний о правах человека, содействие воспитанию нравственно-правовых норм.

1. Игра “Поварята”

– Ребята, у нас сегодня на уроке много гостей. Давайте улыбнёмся гостям

и с хорошим настроением начнём наш урок.

– Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется “Поварята”. Кто

знает, из чего варят суп (из овощей)?

– Выберите, роль какого овоща вы хотите сыграть.

– Начинаем варить суп. А правила игры такие: я буду произносить название овоща, а те, у

кого совпало название с загаданным, громко хлопает в ладоши. Итак, играем!

– Легко ли вам было играть?

– Как вы думаете, что помогло легко понять игру? Что я вам рассказывала перед игрой? (правила игры)

2. Беседа о правах.

– В нашей жизни тоже есть правила, по которым живут люди. Как

называются эти правила? (права человека)

– В каком документе помещены права человека? (Декларация)

– Давайте расскажем Буратино о том, какие права есть у всех людей. (Право на жизнь,

право на труд, защиту, развитие, семью, свободное перемещение…)

3. Работа в группах.

– Сегодня будем работать группами, помним, что каждого нужно уметь выслушать, потому

что в группах должны соблюдаться равные права.

Задание 1: придумайте пиктограмму, т.е. условный знак, рассказывающий о

правах

1группа – право на развитие, учёбу,

2 группа – право на защиту,

3группа – право на семью.

– Расскажите о придуманных знаках (защита пиктограмм).

– Бывает ли в жизни ситуации, когда права человека нарушаются?

Посмотрим, нарушаются ли права сказочных героев в сказках.

Задание 2:

– Прочитайте отрывки из сказок и определите, какое право нарушают сказочные герои:

Задание для группы №1

Ведьма решила погубить братца Иванушку и сестричку Алёнушку (право на жизнь).

Задание для группы №2

Злая старуха выкрала детей из колыбельки. Когда выросли, мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса собрались искать своих родителей (право на семью, право на жизнь).

Задание для группы №3

Ленивица и приговаривает: “Стану я себя утомлять да пальцы знобить!

Авось старик и не заметит не взбитую перину!” (право на труд)

4. Беседа о нарушении прав в сказке “Приключения Буратино”.

– Вспомним сказку “Приключения Буратино”.

– Что произошло с Буратино, когда он оказался у Мальвины? (Мальвина посадила Буратино в чулан).

– О каком праве напоминает Мальвина? (право на учёбу, развитие)

– Понимает ли Буратино важность этого права?

– Как вы занимаетесь своим развитием в школе? А дома?

– Занимаетесь ли развитием в кружках, секциях? Что в себе развиваете?

5. Творческая работа.

– Придумайте пиктограмму о вашем развитии в кружках, секциях (защита рисунков).

– Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданиями урока.

– У вас на партах лежат волшебные цветы, но волшебник забыл их раскрасить. Давайте и мы

станем на миг волшебниками: раскрасьте цветы и подарите друг другу!