Первые шаги речетворчества

Разделы: Работа с дошкольниками


Одной из важнейших задач в качественной подготовке ребёнка к школе является формирование связной речи. Основополагающее звено в развитии связной речи – воображение, т.к. чтобы связно рассказать о чём-либо, нужно ясно представить себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения.

Отечественные психологи доказали (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец и др.), что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Сказка является одной из первых сфер творчества, в которой ребёнок утверждает свои способности, познаёт себя, переживает первое чувство гордости от успешности.

Программа «Развитие» (под редакцией Л.А.Венгера), по которой работает наше МДОУ «Детский сад № 37», нацелена на развитие познавательных и творческих способностей детей. В разделе «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» предусмотрена работа с текстами сказочного содержания. В основном это анализ текстов сказок, его пересказ, составление новых сказок на основе изменения известных, составление схемы сказок, придумывание сказок по схеме, модели, воспроизведение текста с элементами драматизации. Дети испытывали огромный интерес к сочинению сказок, но результаты были средние.

Перед нами встала проблема развития творческих способностей в речевой деятельности. Мы решили подойти к решению этой проблемы нетрадиционно, взяв за основу рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустерман и др.). В течение двух лет наш педагогический коллектив участвует в эксперименте по внедрению ОТСМ и ТРИЗ-технологии с целью развития познавательных и творческих способностей детей. ТРИЗ призвана не заменять основную программу, а максимально увеличивать её эффективность.

Целью нашей работы стало – развитие креативности и самостоятельности в процессе составления текстов сказочного содержания.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  • побуждать детей анализировать смысл в литературном произведении и самостоятельно составлять модель текста;
  • создавать условия для развития способности объяснять смысл литературного произведения и выводить мораль (жизненные правила);
  • познакомить с алгоритмом составления текстов сказочного содержания;
  • побуждать детей к самостоятельному созданию текстов сказок с опорой на алгоритм;
  • побуждать детей к созданию творческого продукта средствами изобразительной деятельности (книжка).

Для того, чтобы научить детей самостоятельно составлять сказку, важно показать чем же она отличается от любого другого литературного произведения, познакомить с моделями, на основе которых составляется текст сказочного содержания.

На первом этапе знакомили детей с выразительными средствами сказочных текстов, используя игры и творческие задания, предложенные авторами ТРИЗ-технологии.

1. «Назови героя»

Цель: учить объединять героев по 1-2 заданным признакам.

Пример:

а) Назовите героев мальчиков («Жихарка», Алеша – Одоевский, «Черная курица», «Мальчик с пальчик», Липунюшка)
б) Назовите героев девочек (Машенька – р.н.с. «Три медведя», Женя – Катаев «Цветик-семицветик», «Маша и медведь», Рукодельница из «Морозко»)

2. «Действия героев»

Цель: учить перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить проводить аналогии в действиях героев разных сказок.

Пример:

а) Рукодельница «Морозко» шла, стряхивала, собирала, вынимала, помогала (девочка из сказки «Гуси-лебеди»).
б) Колобок шел по лесу, разговаривал, пел, не боялся (Красная шапочка. Отличие – ей удалось выжить)

После проведения игр «Где-то кто-то…», «Сказочные слова», «В какой сказке?» в группе появилась небольшая картотека сказочных зачинов, концовок, пословиц и поговорок, в которых заложены жизненные правила, назидания, перечень волшебных предметов, заклинаний. К этой работе подключились и родители. С их помощью составили картотеку свойств характера героев, разделили их с детьми на положительные и отрицательные.

Вторым этапом стало составление сказок динамического типа. В такой сказке герой совершает действия с определённой целью, взаимодействует с разным окружением, которые по-разному реагирует на действия героев. Герой, набравшись опыта, должен исправить своё поведение, набраться опыта, достигнуть цели, в результате чего отношение окружающих к нему изменится. Если же герой не меняется и не делает выводов, то это заканчивается плачевно для него.

Схематичный алгоритм сказок динамического типа: Г Хс Ц М Д Р ± Н.

Г – герой
Хс – свойства характера героя
Ц – цель героя (мотив)
М – место
Д – действие героя
Р ± – результат действий (положительный или отрицательный)
Н – название сказки

Сказки сочиняли коллективно, выкладывая на доске алгоритм, а потом дети составляли схему, рисовали иллюстрации. Герои путешествовали, попадали в разные места, в зависимости от их действий получали положительный или отрицательный результат в достижении своей цели.

Затем мы решили сочинить сказки об отрицательных чувствах (зависть, страх). Путешествуя и взаимодействуя с другими героями, этот отрицательный герой должен перевоспитаться, или он останется в одиночестве и сам себя накажет. Так у нас появились сказки «Как Страх сам себя победил», «Сказка про Зависть», «Удивительная история про любовь» (Приложение).

Некоторые дети затруднялись распознавать внешние признаки того или иного чувства. С этой целью подобрали несколько игр, чтобы дать представление о том, что любая эмоция имеет внешнее выражение: «Определи выражение лица», «Оценка настроения», «Составь портрет», «Рисуем настроение», «Школа улыбок» (попробуй улыбнуться сдержанно, хитро, искренне, грустно).

В помощь детям использовали сказочную (морфологическую) дорожку на доске, в которой схематично отмечали действия героя и результат. Эти коллективные сказки записывали и пересказывали родителям.

Третий этап – самостоятельное составление сказок детьми. Дети хорошо усвоили алгоритм составления сказки динамического типа. Оформили свои сказки, иллюстрировали их, узнали множество пословиц, поговорок, старались понять их смысл. Активное участие принимали родители.

Все сказки непохожи друг на друга. Детям всегда хотелось победы добра над злом. Только у Сени М. зависть не исправилась, стала зеленой, некрасивой, одинокой. При попытке драматизации на роль отрицательного героя соглашалась только Маша А.

Мы убедились, что воображение тесно связано с эмоциями, о чем Л.С. Выготский писал: «…Всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству…». Составление сказок динамического типа, в которых главным героем может быть какое-то человеческое чувство (любовь, зависть, ненависть, жадность, страх) или герой с отрицательными качествами, оказывает огромное воспитательное значение.

Часто в повседневной жизни дети отрицательные поступки сверстников связывают с чертой характера по отдельным ситуациям (не поделился игрушкой – «ты жадина», испугался – «ты трус»). Через сочинение сказок учили детей оценивать поступки людей. Например, сказка «Грустный подарок от Насти». Девочка Настя, имея положительную цель – порадовать маму цветами, побывала в магазине, в лесу, на лугу, испытала чувства гнева, страха, радости, но не добилась своей цели, т.к. мама переволновалась из-за долгого ожидания дочери. Дети поняли, что человек может испытывать положительные или отрицательные чувства в разных ситуациях, но он должен регулировать проявление своих эмоций.

Создавая сказку, отражая в ней свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, дети по-новому осмысливают их.

Работая с текстами сказочного содержания, мы сделали следующий вывод: используя богатство эмоциональных состояний детей, можно успешно развивать их воображение, и наоборот, целенаправленно организуя их фантазию, можно формировать у детей культуру чувств.

Дети научились выстраивать алгоритм сказки динамического типа. Это позволило нам перейти к более сложному алгоритму – составлению сказок морально-этического типа. Эти сказки имеют ярко выраженную этическую направленность, позволяют решать творческие и воспитательные задачи. В тексте явно прослеживается жизненное правило, выраженное в пословице или поговорке.

Работу по составлению сказок морально-этического типа мы начали с детьми подготовительной группы. Работа была построена по 4 этапам.

Необходимой предпосылкой для будущей творческой деятельности является – накопление опыта и знания.

Первый этап – это предварительная работа по составлению сказок морально-этического типа (копилка), и осуществлялась она через кружок «В королевстве сказок». Анализировали сказки с целью выявления алгоритма построения сказки. В процессе этой работы сделали подборку со сказочными зачинами, выявили черты характера разных героев, разделили их на позитивные и негативные. Познакомились с понятием междометия. Развивали умение использовать в речи междометия (выразительные слова), характерные для какого-либо свойства характера. Обсуждали с детьми смысл пословиц и поговорок. В процессе этой работы была создана книга-копилка «В мире сказок», в которой дети отразили разнообразие сказочных зачинов, мест, черт характера, вредителей, волшебных предметов. Пополнилась подборка пословиц и поговорок по разным темам.

Второй этап – работа с алгоритмом по составлению сказки морально-этического типа. Предварительная работа позволила детям самостоятельно вывести алгоритм создания сказки.
Схематично алгоритм сказки выглядит так: М Г Хс С П Н

М – место
Г – герой
Хс – свойства характера
С – случай
П – жизненное правило (мораль)
Н – название сказки

Алгоритм составления сказки морально-этического типа.

  • Определить место сказки (шкаф с музыкальными инструментами).
  • Перечислить неодушевлённые объекты, типичные для этого места (бубен, барабан, металлофон, маракасы, треугольник).
  • Наделить объекты свойствами или чертами характера человека (бубен – болтливый, барабан – ворчливый, металлофон – терпеливый, маракасы – самовлюбленные, колокольчик – легкомысленный).
  • Описывается жизнь этих объектов в данном месте.
  • Описание случая («В шкафу оказался сотовый телефон…»).
  • Составляется монолог от имени каждого героя по отношению к случившемуся.
  • Выводим жизненные правила, которые вкладываются в уста мудрого объекта.
  • Составляем общее правило, которое бы подходило к данной ситуации для всех героев («Когда в товарищах согласия нет – на лад их дело не пойдет»).
  • Придумывается название сказки.
  • Воспроизводятся базовые шаги создания сказки.

Третий этап – создание сказки. Дети легко выбирали место развития сказки, героев, свойства характера, но возникали трудности с придумыванием названия сказки и описания случая. Поэтому сначала разобрали с детьми разные приемы придумывания названия сказки, и обсуждали возможные варианты «Случая». На этом этапе создали сказки по темам: «Сказка о мудром портфеле», «История, произошедшая на кухне», «Приключение озорных комет», «музыкальная история».

Четвёртый этап – издание детских сказок. Рассмотрев книги, дети сделали вывод, что для того, чтобы издать сказку, надо оформить обложку (автор, название, рисунок), текст сопроводить картинками (рисунками). Так у нас в группе появились книжки-малышки с творчеством детей.

В результате проведённой работы, дети на занятиях стали более активными, заинтересованными, обогатился их словарный запас, в речи появились образные выражения из пословиц, поговорок, русских народных сказок, появился интерес к сочинительству.

Обсуждая предложенные ситуации, многие дети уже не только оценивали поступки, но и пытались их мотивировать. Так, например, если в начале учебного года дети, характеризуя сказочного героя, употребляли в основном такие слова, как плохой, хороший, злой, добрый, то сейчас, рассказывая о героях сказки, они называют свойства характера: хитрый, доверчивый, завистливый, ленивый, мудрый, трусливый, жадный, болтливый, терпеливый и т.д.

Даже замкнутые, стеснительные дети, играя в сказку, участвуя в играх-драматизациях, стали чувствовать себя более уверенно, свободно, расширились их коммуникативные способности.

Мы объясняем это широким использованием различных форм и методов работы со сказкой, интеграцией её с различными видами деятельности.