Вход в Личный кабинет

Подписка

• Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок природоведения в 5-м классе. Тема урока: "Уникальность планеты Земля"

Разделы: Преподавание географии

Цель:

1. на основании имеющихся представлений обобщить и систематизировать знания учащихся о Земле;
  2. сформировать представление об уникальности планеты, как единственной планеты в Солнечной системе, где существует жизнь.

Задачи :

1. развить и углубить знания учащихся о нашей планете: ее месте в Солнечной системе ,вращении вокруг Солнца и своей оси;
    развивать умение сравнивать, сопоставлять, наблюдать, делать выводы.
  2. закрепить знания об окружающих Землю оболочках;
  3. акцентировать внимание учащихся на уникальности Земли– существовании на ней живых организмов;
  4. познакомить с основными экологическими проблемами, возникшими по вине человека, которые ставят под угрозу существование жизни на Земле;
  5. воспитывать любознательность, организованность, самостоятельность, умение использовать накопленные ранее знания, чувство ответственности за свои поступки.

Учебно-наглядный комплекс:

1. Учительская презентация;
  2. фотографии Земли из космоса;
  3. флаконы из-под аэрозолей;
  4. этикетки “Безопасен для озона”, “Оzon friendly”, глобус.

Предварительная подготовка к уроку:

• разработка презентации,
  • опережающее задание для отдельных учащихся,
  • выпуск буклета творческой группой учащихся .

"Будь – свободен!

Просторы Вселенной – твой дом – изучай!"

I. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда – внимание ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений, но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сегодня сочиним урок!

Вступительное слово учителя: Слайд № 1–3. Приложение 1

Поговорим сегодня о нашей неповторимой планете. Земля – это маленькая планета в безграничном пространстве Вселенной. Конечно, для нас она является самой важной, поскольку мы здесь живем. Поэтому из всех планет Солнечной системы мы больше всего знаем о Земле и одновременно именно она вызывает наибольший интерес. Возникают бесконечные вопросы и ответы. И чтобы лучше узнать нашу планету, мы посвятим ей наш урок.

Со дня нашего рождения мы становимся космическими путешественниками. Гигантский космический корабль – наша планета Земля – совершает стремительный полет в мировом пространстве, со скоростью 30 км/ с. Сегодня совершая космическое путешествие, мы еще на один шаг приблизимся к познанию мира Вселенной, частью которого является наша планета. Цель нашего путешествия– узнать, в чем заключается уникальность Земли; познакомиться с экологическими проблемами, вызванными деятельностью человека.

II. Изучение нового материала. (25 мин. Из них 10 мин. работа в группах,15 мин работа с презентацией.)

Мультимедийный проектор выключается (здоровьесберегающие технологии).

Вопросы к учащимся:

Ребята, как вы думаете, почему нашу планету называют уникальной планетой Солнечной системы?

(Ответы учащихся)

Учитель: Почему же Земля настолько уникальна, что в космическом пространстве вокруг нее нет ничего подобного? Это не простой вопрос. Только изучив внутреннее строение планеты, историю ее формирования, химический состав, развитие оболочек Земли (включая мантию, литосферу, гидросферу, атмосферу и биосферу), структуру и эволюцию земной коры и еще много других вопросов, мы сможем приблизиться к пониманию причин, сделавших планету Земля столь уникальной.

А, что бы успеть найти ответы на все эти вопросы, класс разделился на дружные команды и разошелся по отсекам космического корабля.(Примечание. Ученики рассажены по группам Названия отсеков корабля – название оболочек Земли) .Ребята, работа всего корабля зависит от слаженной работы каждой команды.

Работа в группах.

(Команды получают конверты с заданием . См. Приложение № 1 – № 10. Выполняя задание , учащиеся готовят рассказ в течение 10 минут. Конверты можно оформить красочно, с рисунками , изображающими оболочки Земли. После совместной подготовки рассказа, учащиеся выбирают одного учащегося для выступления и защиты работы своей команды.)

Приложение 3

III. Рассказ учащихся об уникальности планеты, который дополняется комментированием учителя и показом слайдов.

Учитель: Земля – уникальный объект во Вселенной. Первые люди, слетавшие в космос, были поражены тем, каким невероятным чудом из чудес представляется Земля с орбиты.

1. Сообщение учащегося, получившего опережающее задание. Слайд № 4–6.

12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин стал первым человеком, вылетевшим в космос. На своем дистанционно-управляемом корабле Восток-1 он поднялся на высоту 320 км и совершил один оборот вокруг Земли. Когда он, и его глазами все человечество впервые, увидело Землю из космоса, он сказал: "Небо очень черное. Земля голубая. Все видно очень ясно".

Космонавты говорят, что из космоса Земля выглядит , как драгоценный камень. Она неповторима, несмотря на то, что планеты открыты в настоящее время и у ряда других звезд.

1. Беседа на основе актуализации знаний из темы “Вселенная”. Слайд № 7–9.

Место Земли в Солнечной системе. Значение Солнца для жизни на Земле.

Вопросы к учащимся:

1. Ребята ,скажите ,пожалуйста, каково место Земли в Солнечной системе.
  2. Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?
  3. Какие виды движения Земли вы знаете?
  4. На каком расстоянии Земля находится от Солнца?
  5. В какую группу планет Солнечной системы входит Земля?

Вращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. Доказательство вращения Земли – постоянство положения Полярной звезды на небе, неизменность положения в пространстве оси ее вращения. Смена дня и ночи.

Значение атмосферы для Земли. Слайд № 10–11.

Вопросы к учащимся:

1. Как называется воздушная оболочка Земли?
  2. Из смеси, каких газов она состоит?
  3. Каково значение атмосферы?

Что мы поглощаем более всего в своей жизни и без чего можем обходиться самое малое время? Конечно – это воздух! Очень мало людей знают, сколько воздуха они вдыхают. За сутки, делая около 20000 вдохов-выдохов, человек пропускает через легкие 15 кг воздуха, тогда как пищи он поглощает всего примерно 1,5 кг, а воды 2-3 кг. Без воздуха мы можем прожить не более 5 минут, но 5 дней без воды и 5 недель без пищи. Ясно, что качество воздуха, которым мы дышим всегда должно быть высоким.Значение атмосферы для сохранения и поддержания жизни на планете очень велико. Сочетания подобных условий нет больше ни на одной планете земной группы, не говоря уже о внешних планетах.

Минутка отдыха. Это интересно.

Какого цвета небо?

В ясные дни небо кажется нам голубым .В действительности у неба нет цвета. Его окраска зависит от света ,пересекающего его и материалов ,присутствующих в атмосфере .Солнечный свет представляет собой смесь многих цветов ,составляющих радугу. Когда солнечные лучи попадают в атмосферу ,частицы пыли и водяного пара рассеивают их. Голубой свет рассеивается лучше всех, и мы видим его со всех углов. Поэтому небо кажется нам голубым.

Вопросы к учащимся:

1. Как называется водная оболочка Земли?
  2. Каково значение гидросферы?
  3. Какую часть нашей планеты занимает вода?
  4. В каких состояниях бывает вода?

Дополнения учителя: Итак, вода – удивительное вещество, она входит в состав всех живых организмов. Наше тело, например, почти на 2/3 состоит из воды! И без нее жизнь вообще не возможна, т. к., например, именно вода обеспечивает перемещение различных веществ по организмам растений, животных и человека. Вода все время находится в постоянном движении. Это движение называется круговоротом воды в природе. Значение гидросферы, круговорот воды в природе, его роль в обеспечении связи всех частей гидросферы в единое целое ,пополнении запасов воды на Земле, в перераспределении тепла и влаги на поверхности нашей планеты.

Вопрос к учащимся: Слайд № 13–15.

Как происходит этот процесс?

Вода на Земле постоянно испаряется. Поднимаясь над поверхностью Земли, пары воды охлаждаются, т.к. мы знаем, что с высотой температура в нижнем слое атмосферы понижается на 60С на каждый км. Из пара образуются мельчайшие капельки воды, а из них– облака, которые вместе с воздушными потоками перемещаются на сотни км. Маленькие капельки в облаках, сливаясь друг с другом, постепенно увеличиваются, облако темнеет, становится тучей. Тяжелые капли воды не могут держаться в воздухе и падают на Землю в виде дождя. Часть воды опять испаряется. Другая часть просачивается через горные породы. Так формируются подземные воды. По берегам рек, в оврагах они выходят на поверхность, образуя источники. Эта вода также начинает испаряться, и весь процесс происходит вновь. Так происходит круговорот воды в природе.

Теперь проведем минутку здоровья.

Физминутка. (Под музыку дети выполняют упражнения.) Слайд № 16.

Теперь вы отдохнули ,и мы можем работать дальше .

Значение литосферы. Слайд № 17–18.

Вопросы к учащимся:

1. Как называется твердая оболочка Земли?
  2. Что такое почва?

Дополнения учителя: Еще одна особенность Земли объясняет возможность существования жизни на ней: наша планета имеет почву. Это верхний плодородный слой Земли. Много ее или мало? (учитель показывает яблоко). Представьте себе на мгновение, что это яблоко-модель Земли. Теперь я разрежу его на 4 доли. Эти 3 доли пусть будут океанами (отложить их в сторону). Четвертая-суша Земли. (Необходимо разделить и эту половину на 2 части, одну дольку – отложить в сторону.)Эта часть представляет сушу, непригодную для обитания заполярные области, пустыни, болота, высокогорья. Оставшаяся 1/8часть-та земля, на которой живут люди, хотя отнюдь не на всей выращивают продукты питания, необходимые для поддержания жизни. Итак, мне приходится и эту дольку разрезать на 4 части, и 3 из них отложить, потому что речь идет о суше – либо влажной, либо холодной, либо отличающихся слишком бедными почвами, а потому непригодной для земледелия. Кроме того, это те участки, на которых расположены большие города с их пригородами, шоссейные дороги, стоянки для машин, общественные сады и парки-места, где люди живут, но где не выращиваются продукты питания. Теперь я сниму кожицу с этой дольки-1/32 части яблока. Вот этот крошечный лоскуток кожуры представляет собой тонюсенькую поверхность земной коры – меньше полутора метра глубиной, которая кормит все население Земли и от которой мы, люди, полностью зависим. Именно почва содержит вещества, необходимые для роста и развития растений.

Вопросы к учащимся:

1. Какие гипотезы происхождения Земли вы знаете?
  2. Назовите какой, на ваш взгляд ,одной уникальной особенностью обладает Земля?

Дополнения учителя: Уникальность планеты Земля – наличие в ней жизни. Наша планета – Земля – неповторима, несмотря на то, что планеты открыты в настоящее время и у ряда других звезд. Уникальность Земли заключается ,прежде всего в том, что на ней живем мы, разумные люди, появление которых является вершиной эволюции жизни. А следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – 3,6 млрд лет. Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. Иными словами, не прошло и миллиарда лет с момента образования планеты, а жизнь на ней уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. Близкие наши “родственники”, другие планеты земной группы – Меркурий, Венера и Марс, хотя и похожи на планету Земля, но отличаются от нее полной безжизненностью .

Земля как одна из планет Солнечной системы на первый взгляд ничем не примечательна. Это не самая большая, но и не самая малая из планет. Она не ближе других к Солнцу, но и не обитает на периферии планетной системы. И все же Земля обладает одной уникальной особенностью – на ней есть жизнь. Однако при взгляде на Землю из космоса это незаметно. Хорошо видны облака, плавающие в атмосфере. Сквозь просветы в них различимы материки. Бол