Урок математики в 1-м классе по теме "Интересная страна геометрия"

Разделы: Начальная школа


Цель и задачи:

  • Повторить свойства треугольника, квадрата и прямоугольника;
  • Объединить квадрат и прямоугольник в одну группу – четырёхугольники, выделив сходства и различия между ними;
  • Развивать навыки узнавания данных фигур и пространственное воображение учащихся;
  • Воспитывать коммуникативные умения и навыки коллективной работы.

Оборудование.

Для учителя: Мультимедийный проектор, магнитная доска, тауматропы 22 шт., набор геометрических фигур

Для ученика: Счётные палочки. Геометрические фигуры для игры.

Ход урока.

1. Актуализация знаний

У. –Посмотрите на доску и определите, какую фигуру нужно поставить вместо знака «?». Кто догадался, может сесть за парту. Почему? (Приложение 1)

Д. Нужно поставить прямоугольник. В каждой группе есть три фигуры: треугольник, квадрат и прямоугольник.

2. Постановка учебной проблемы.

У. Кто догадался, о чём сегодня будем говорить на уроке?

Д. О геометрических фигурах.

У. Да, мы совершим интересное путешествие в необычную страну. Этой страны нет на карте, но в ней есть удивительные города, а в городах – необыкновенные улицы. Называется это страна Геометрия. (Приложение 1).

Что такое геометрия? «Гео» – Земля, «метрия» – измерение. Что получилось? Буквально: измерение земли. Наука об измерении земли появилась в Греции. В древности людям очень нужна была геометрия. Конечно, нам с вами измерять землю не нужно, но много интересного и нужного поможет узнать геометрия. Итак, вперёд! В путешествие в страну Геометрия.

С этой наукой был знаком сам А.С. Пушкин, который писал: «Вдохновение нужно в геометрии также как и поэзии». Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

Сопровождать нас будут старые знакомые: Петя. Катя и Вова. (Приложение 1)

3. Определение цели урока, повторение свойств фигур.

У. Вместе с ними попробуем отгадать загадки и с помощью палочек построить отгадки.

Загадка для ребят 1 ряда.

Какая фигура могла по себя сказать:

У меня три стороны, три угла и три вершины.
Знает каждый школьник, это…

Д. Треугольник.

У. Загадка для ребят 2 ряда.

У меня все углы прямые
И всего угла четыре,
Ну а по две стороны
Противоположны и равны.
Этот четырёхугольник, назовём …

Д. Прямоугольник

У. Загадка для ребят 3 ряда

Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нём - прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины. Вам его представить рад:
А зовут его …

Д. Квадрат

Самостоятельная работа, построение фигур на парте из палочек.

У. Посмотрите, как это задание выполнили наши герои. (Приложение 1.Слайд: треугольник, ромб, трапеция).

У. Проверьте их работу и объясните ошибки.

Отвечают дети, которое выполняли эти задания.

Д. - Треугольник построен верно. У него три угла, три стороны и три вершины.

Д. - Прямоугольник построен неверно. Здесь вместо прямоугольника, у которого все углы прямые, а противоположные стороны равны, построен четырёхугольник с разными сторонами и углами.

Д. - Квадрат построен неверно, т.к. у квадрата все углы прямые, а стороны равны. Эта фигура называется ромб, у неё нет прямых углов.

У.- У каких из построенных вами фигур есть общие свойства?

Д.- У прямоугольника и квадрата. У них по 4 угла и 4 стороны. Это четырёхугольники.

У. - А чем они отличаются?

Д.- У квадрата все стороны одинаковой длины. А у прямоугольника равны только противоположные стороны.

4. Развитие логического мышления и пространственного воображения.

1) У. - Отсчитайте 7 счётных палочек и составьте из них 2 квадрата. Какая фигура получилась из двух квадратов?

Д. Прямоугольник, так как все углы прямые. А противоположные стороны равны.

У. Добавьте ещё 3 палочки, чтобы получилось три квадрата. Проверьте. (Приложение 1)

А теперь уберите 2 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.

Проверка по слайду. (Приложение 1)

2) Петя и Катя приготовили вам листочки, на которых начертили две фигуры. Назовите их.

Д. Это прямоугольник и квадрат.

Они предложили два варианта задания.

Выберите любой и выполните. Приготовьте два цветных карандаша.

Вариант 1. – Раскрасьте фигуры так, чтобы прямоугольник был сверху, квадрат снизу.

Вариант 2. - Раскрасьте фигуры так, чтобы квадрат бал сверху, а прямоугольник снизу. (Проверка по слайду, приложение 1)

5. Закрепление. Дидактическая игра. Групповая работа

У. А сейчас работаем в группах.

Задания 1 группе.

Разложить фигуры в квадраты так, чтобы ни одна фигура не повторялась.

(Работа у доски с магнитными фигурами)

Задание 2 группе.

Рассмотреть имеющиеся фигуры. Распределиться в круги на две группы.

Объясните, почему так?

Задание 3 группе.

Определить какая фигура лишняя?

(Карточка, на которой фигуры: красный треугольник, красный круг, синий прямоугольник, большой красный квадрат)

6. Рефлексия. Итог урока.

У. – Что нового узнали и чему научились, путешествуя по стране Геометрия?

Д. Различать свойства геометрических фигур.

У. Возьмите в руки столько палочек, какую оценку вы себе поставили за урок. Сложите из неё фигуру. Что получилось?

Д. Пятиугольник. Четырёхугольник…

У. Герои нашего учебника прощаются с вами до нового ученого года и ждут вас во 2 классе вместе с его автором С.А. Козловой. (Приложение 1)

Сюрпризный момент (Приложение 2).

- Они дарят вам очень интересную игрушку. Покрутите за ниточки. Что увидели?

Д. - «Пятёрку»!!!

У. – Желаю в новом учебном году получать только такие оценки!

Спасибо за урок!!!

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3