Экологическая проектная деятельность в детском саду № 3 "Чебурашка": "В мире целебных растений"

Разделы: Работа с дошкольниками


Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, правильного сбора. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «В мире целебных растений».

Цель проекта: Создание условий для ознакомления детей с миром целебных трав, правилами их сбора, применение для оздоровления организма.

Гипотеза: Воспитанники группы, узнав, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, будут, бережнее к ним относится.

Задачи проекта:

  1. Формировать представления о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека, способах применения.
  2. Развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности, речь детей.
  3. Развивать навыки моделирования и экспериментирования.
  4. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное поведение в природе.

Проектная идея: Создать на территории детского сада огород лекарственных трав.

Участники проекта: Дети подготовительной к школе группы «Цветик семицветик» ДОУ№3 «Чебурашка», родители и педагоги ДОУ.

Ожидаемый результат:

  1. Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
  2. Сформированные знания о лекарственных растениях.

Способы оценки: Наблюдения, беседы, анализ продуктов творчества детей.

Материалы и оборудование:

Справочная и художественная литература.

  1. Наглядный, иллюстрированный материал (открытки, фотографии, слайды).
  2. Модели «Календарь наблюдений за ростом и развитием растений», «Модель растения», «Составь рассказ или загадку».
  3. Таблички-указатели с названиями растений.
  4. Контейнеры для рассады и хранения лекарственных трав.
  5. Папки для гербариев.
  6. Оборудование для труда (лейки, ведра, грабли).

В марте 2008 года на творческой мастерской для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ города Вернякова Е.К. и Коробейникова Л.А., воспитатели группы «Цветик семицветик», используя ТСО, представили проект «В мире целебных трав».

В проекте принимали дети подготовительной группы «Цветик-семицветик».

1 этап.

На территории детского сада разбили огород лекарственных трав. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений.

2 этап.

Дети проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.

3 этап

Результаты экспериментов фиксировали в календаре – наблюдения.

Совместно с родителями был выпущен «Сборник лекарственных растений», включающий в себя народные рецепты, фотоматериалы, рисунки, рассказы, сказки, стихи о лекарственных растениях, выращенных на огороде.

В группе для проведения опытов был создан экспериментальный уголок, где проводились опыты с водой, песком, глиной, почвой, воздухом. Результаты проведения исследований фиксировались в дневниках наблюдений.

План реализации проекта

№п/п Мероприятия Ответственный Сроки
Подготовительный этап (апрель – май 2007 г.)
1 Сбор литературы о лекарственных растениях: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки Воспитатели группы, педагог-эколог, родители Апрель-май
2 Родительское собрание «участвуем в проекте «В мире целебных растений» Воспитатели группы, педагог-эколог, Апрель
3 Приобретение необходимого оборудования Родительский комитет группы Май-июнь
4 Трудовая деятельность: уход за деревьями, уборка листьев, обрезка сухих веток и др. Воспитатели групп В течение всего проекта
5 Экскурсии в парк, прогулки по экологической тропе. Воспитатели группы, педагог-эколог, Апрель- май
Деятельностный этап (июнь 2007 г. – март 2008 г.)
1 Разбивка огорода лекарственных трав Воспитатели группы, родители Июнь 2007г.
2 Посадка семян и рассады Воспитатели групп Июнь 2007г
3 Изготовление табличек - указателей с названиями растений.   Июнь 2007г
4 Опытно-экспериментальная деятельность:«Строение растений»,«условия, необходимые для жизни растений»,«Размножение, рост, развитие растений». Воспитатели группы, педагог-эколог Июнь 2007г –март 2008г.
5 Ведение дневника наблюдений. Воспитатели групп В течение всего проекта
6 Экскурсии по экологической тропе. Воспитатели групп В течение всего проекта
7 Занятия с детьми:«Царство растений: травы»,«Зелёная аптека»,«комнатные лекарственные растения»,«Лекарственные растения». Воспитатели групп Сентябрь, ноябрь, февраль, март
8 Экскурсия в аптеку Воспитатели групп Октябрь 2007г.
9 Сочинение сказок, загадок, рассказов о лекарственных растениях Воспитатели групп,родители В течение всего проекта
10 Оформление гербария лекарственных трав. Воспитатели групп, родители Октябрь – декабрь
11 Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «узнай по запаху», «От какого растения часть?» Воспитатели групп В течение всего проекта
12 Выпуск плаката в защиту растений.   Март 2008г.
13 Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о растениях Воспитатели групп, муз. руководитель В течение всего проекта
14 Оформление сборника «Мамины рецепты» Родители  
Заключительный этап (апрель 2008 г.)
1 Оформление альбома детских работ «Зеленая аптека в детском саду» Воспитатели групп Апрель 2008г.
2 Оформление книжек – самоделок «Моё любимое растение» Воспитатели групп Апрель 2008г.
3 Проведение КВН «Знатоки лекарственных трав» (дети, родители) Воспитатели групп, родители Апрель 2008г.
4 Подведение итогов реализации проекта.   Апрель 2008г.

Критерии отслеживания результативности:

  1. Сформированные представления у детей о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека.
  2. Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.
  3. Бережное отношение детей к природе.

Список литературы:

  1. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. Мозаика – Синтез, 2005г.
  2. К.Люцис. Растительный мир. – М. ВАКО, 2007г.
  3. Ходырева Н.В. Растения и здоровье. – М. Просвещение, 2003г.
  4. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы», - М. «Издательство Скрипторий» 2003.
  5. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Лето», - М. «Издательство Скрипторий 2003».
  6. ГорьковаЛ.Г., Обухова Л.А. Сценарий занятия по комплексному развитию дошкольников. – М. ВАКО, 2005г.
  7. Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки, праздники. М. Линка-Пресс, 2002г.
  8. СоколовС.Я., Замотаев И.П. Справочник по лекарственным растениям. М. Линка-Пресс, 2000г.
  9. Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П. Цвет природы: пособие для воспитателей и родителей по формированию основ экологической культуры у детей старшего возраста. – М. Просвещение, 2005г.
  10. Лагерь П.А. Травник, - М. «Издательство Скрипторий », 2004г.