Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в средней группе по теме "Королева Вилка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  1. Познакомить детей с историей появления вилки, с процессом её преобразования человеком, активизировать познавательную деятельность детей.
  2. Учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и строением, назначением и материалом. Закреплять умение различать  дерево,
  3. пластмассу,    металл, определять их признаки, расширять представления об их свойствах и качествах.
  4. Обогащать словарь детей названиями исследовательских действий и особенностей.
  5. Учить следовать указаниям воспитателя, внимательно слушать ответы детей, замечать неточности

Материал:  

  • деревянные палочки с острыми и тупыми концами,
  • палочка с раздвоенным концом - рогатина,
  • ломтики сырой морковки,
  • тарелки,
  • металлические вилки,
  • пластмассовые вилки,
  • деревянная вилка,
  • картинки,
  • иллюстрирующие  прошлое вилки, 
  • Королева Вилка,
  • игрушка Винни-Пух.

Ход занятия

1 часть. Беседа и рассказ героя.

Воспитатель: Ребята, посмотрите: кто это сидит на стульчике и грустит? (Винни-Пух) Давайте спросим, что случилось?

Винни-Пух: Меня в гости друзья не приглашают.

Воспитатель:  Почему?

Винни-Пух: Не знаю. Раньше, когда я к ним приходил, всегда сразу с радостью бежал к столу и всё съедал. Но друзья смотрели как я ем  и чему-то  удивлялись.

Воспитатель:  А чем ты ел?

Винни-Пух: Конечно, лапами! А разве вы не руками едите?

Воспитатель: Конечно, нет! Какими столовыми приборами мы пользуемся? (ложкой, вилкой)

Винни-Пух: Ложку я видел. А что такое вилка?

Воспитатель:  Давайте вместе с Винни-Пухом отправимся в гости к Королеве Вилке, там мы сможем узнать много интересного.

Раз, два, три – на месте повернись,
В королевстве вилок очутись!

А вот и сама Королева. Какая красивая! Она пришла рассказать нам о своих ближайших родственниках – вилках. Как вы думаете, вилка всегда была такой? Давайте послушаем Королеву Вилку.

Королева Вилка (рассказ героя): 

Давным-давно люди жили в пещерах, ели ягоды, грибы, разные растения. И ели их руками. Удобно есть руками? Конечно, неудобно. Поэтому люди стали думать, как сделать так, чтобы удобнее было есть. Думали- думали, искали-искали и нашли!  (Показывает палочку.) Удобно ли палочкой накалывать продукты?

Воспитатель:  Королева Вилка принесла такие палочки- вилки (раздаёт палочки). Посмотрите на палочки, какие они? (одни острые, другие тупые) Давайте попробуем наколоть одной и другой, какой получится?

Дети пробуют проколоть ломтики морковки острыми и тупыми  палочками.

Королева Вилка: Какой палочкой удалось  наколоть морковку? Значит, какие палочки необходимо было искать? Поэтому люди стали затачивать конец палочки острым камнем. Как вы думаете, что удобнее – искать острую палочку или взять любую и заточить? Вот какими сообразительными были люди. Но вот проблема: очень часто пища соскальзывала с такой вилки. Стали искать новый выход. И вот люди заметили: если пищу наколоть вот такой вилкой (показывает палочку с раздвоенным концом), то она удерживается лучше.

Однажды понял человек,
Чтоб было есть удобно,
Создать он должен инструмент,
Рогатине подобный.

Как вы думаете, какая вилка удерживает пищу лучше?

Но и у этой вилки были свои недостатки.  Посмотрите внимательно - из чего сделана эта палочка? (из дерева). Значит она какая? (деревянная) Как вы думаете, чем неудобна такая деревянная вилка-рогатина? (непрочная, тонкая, ломалась, могла сгореть на костре).

Люди стремились найти другой материал. Так появились вилки из металла. Если они сделаны из металла, значит, как про них можно сказать? (металлические) И теперь во всём мире пользуются вот такими вилками (показывает металлическую вилку). Сколько у неё зубьев? Почему их стало больше? Посмотрите сколько разных вилок: для торта, рыбы, мяса. Зачем столько вилок человеку? А из чего сделаны вот такие вилки? (из пластмассы) Как вы думаете, зачем они человеку?

2 часть. Экспериментальная деятельность:

Давайте попробуем разобраться. Выберем для Винни-Пуха вилку, которой он сможет пользоваться в гостях. Какая она должна быть?

Винни-ПухГладкая, прочная, иметь 4 зубчика, острая, удобная.

Воспитатель: Давайте сравним разные вилки.

  1. Потрогайте металлические, пластмассовые вилки, подержите их в руках. Металлические - какие на ощупь? (гладкие) А пластмассовые?
  2. Попробуйте согнуть. (пластмасса мягче, чем металл – он прочнее)
  3. Сосчитайте сколько зубчиков на этих вилках? (одинаковое количество)
  4. Потрогайте, острые ли они? (одинаково острые)
  5. Удобные ли вилки? Возьмите правильно.

3 часть. Итог.

Воспитатель вместсе с детьми  обобщает результаты наблюдений. (Металлическая вилка – гладкая, прочная, не гнётся, имеет 4 зубчика, острая, удобная, а пластмассовая – хотя и гладкая, имеет столько же зубчиков, но гнётся и может сломаться))

Воспитатель: Какую вилку выбрать Винни-Пуху, когда он придёт в гости? Почему? А зачем тогда человек придумал пластмассовую вилку?

6. Сравните, какая вилка тяжелее? (металлическая)

Воспитатель: Значит, человеку понадобилась лёгкая вилка для того, чтобы брать её с собой в поход или поездку.

 Правила обращения с вилкой.

Воспитатель:  Чем она может быть опасна? (ответы детей).

Дети выставляют портреты вилок по порядку в исторической хронологии.

Воспитатель:  До свидания Королева Вилка! Было очень интересно. Ты понял, Винни-Пух, чем нужно пользоваться в гостях? Приходи к нам ещё в гости, ребята тебя многому научат. А сейчас мы попрощаемся с тобой и отправимся обратно в детский сад.

Раз, два, три – на месте повернись, в детском садике очутись!